Адаптации детей к ДОУ во время пандемии с использованием средств проектной деятельности

Создание условий для оптимизации процесса адаптации (статья, исследование).
1.Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
2.Повысить мотивацию субъектов образовательных отношений к участию в различных мероприятиях ДОУ;
3.Сформировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями (законными представителями) и поступающими в детский сад детьми ;
4.Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
5.Воспитание у детей старшего возраста чувства эмпатии и стремления к взаимопомощи, поддержки и сопереживанию ближнему.
Материалы подготовил(а): Гааг Екатерина Александровна (2020г.)

Библиотека материалов Дум Думыча












«АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»






















Подготовил: педагог-психолог 1-й кв. категории:

Гааг Екатерина Александровна

Дата: 17 декабря 2020г.



г.Орск,2020г

Проблемой адаптации детей к условиям ДОУ в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в ДОУ занимались Л.А.Венгер, Л.И.Белкина, Е.А.Лисина и др. Несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых, вопрос индивидуальных особенностей социально-психологической адаптации детей - дезадаптантов в комплексе с проблемами семьи и окружающих ребенка людей, в полной мере еще не осмыслен.

Все исследователи отмечают, что адаптация ребенка к ДОУ протекает с массой негативных сдвигов в детском организме на всех уровнях и на всех системах:

- преобладают отрицательные эмоции-страх

-нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми

-утрачиваются навыки самообслуживания

-нарушается сон, регрессирует речь,

-двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гипперактивности.

Последствиями стрессовой ситуации являются снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Общая подавленность ребенка приводит к снижению познавательной активности, и в результате получается, что адаптационный период(особенно затянувшийся)-период жизни ребенка на протяжении которого он не реализует задачи развития, а наоборот регрессирует.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда регрессирующие функции восстановились. Выделяют три степени адаптации: легкую (15-30 дней), среднюю (30-60 дней), тяжелую (от 2до 6 месяцев).

Каждый из нас привык жить в определенных условиях, к определенному графику, к определенной среде, но рано или поздно мы сталкиваемся с изменениями этих условий. Так же и дети, которые до определенного момента находились и жили в одних условиях, вынуждены приспосабливаться к изменившейся в их жизни обстоятельствам связанным с приходом в детский сад. В один момент они оказываются в совершенно других, не знакомых им ранее условиях - резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Изменяется темп и ритм их жизни. Начало посещения ребенком детского сада, это самая первая и одна из самых важных ступеней к его будущей социализации в обществе. От того как успешно и быстро ребенок будет адаптироваться к новым условиям, зависит и его психическое и эмоциональное развитие. И работа психолога, в этот непростой для малыша период просто необходима! Дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении сразу, еще на начальном этапе своего посещения детского сада.

Каждому кто работает в дошкольном учреждении, известно-начало учебного года самая трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к новым для них условиям детского сада. Малыши разлучаясь с мамой и оказываясь в группе безутешно плачут. Родители тоже тяжело переживают расставание со своим ребенком, наблюдая негативные изменения в поведении и настроении своего чада. Нелегко и персоналу группы: дети плачут, заряжая своими отрицательными эмоциями других, нужно хоть на время успокоить плачущих, чтобы дать передохнуть остальным, да и по режиму нужно сделать все запланированное.

Новизна темы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу компьютерные технологии. Еще совсем недавно о дистанционном формате взаимодействия и обучения воспитанников можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение и внедрение такого вида работы ни у кого не вызывает удивление. При реализации проекта мы, как и многие сейчас, столкнулись с трудностью и невозможностью межличностного группового взаимодействия между детьми, поэтому осуществление всех мероприятий происходило в дистанционном формате, что и явилось новизной нашего опыта.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный

Участники: дети адаптационных и старших возрастных групп

Объект-дети адаптационных групп

Предмет-комплекс мероприятий, для оптимизации процесса адаптации

Реализация данной работы рекомендуется использовать всем педагогам работающим с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Целью данного вида работы является создание условий, для оптимизации процесса адаптации необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Работая по этой теме, были определены следующие задачи:

1.Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

2.Повысить мотивацию субъектов образовательных отношений к участников различных мероприятиях ДОУ;

3.Сформировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями (законными представителями) и поступающими детский сад детьми ;

4.Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

5.Воспитание у детей старшего возраста чувства эмпатии и стремления к взаимопомощи, поддержки и сопереживанию ближнему.

Этапы проекта:

Подготовительный- определение направлений работы, конкретных форм, способов и методов;

Диагностический- проведение анкетирования родителей воспитанников и педагогов ДОУ;

Основной- реализация мероприятий проекта

Заключительный- презентация итогов проведенной работы, для педагогов, родителей ДОУ; фотовыставка проведенных мероприятий с воспитанниками адаптационных групп; видеозапись дистанционных форм работы с детьми.

Первоначально создание условий для адаптации детей к ДОУ, начинается с предварительной работы с родителями. Изучается семья ребенка, что позволяет ближе познакомится с ее стилем, укладом, и взаимоотношениях с родителями. На данном этапе используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: проводятся индивидуальные консультации, которые по возможности стараюсь проводить еще до, момента начала хождения ребенка в детский сад. В ходе этих встреч, рассказывается о всевозможных моментах и этапах адаптационного периода. Провожу анкетирование на предмет прогнозирования степени будущей адаптации и ознакомления с личностными особенностями будущих воспитанников. В условии пандемии формат взаимодействия с родителями так же вышел на новый уровень и стал неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. На сегодняшний день активно используются экспресс-рассылки через родительские группы VIBER по данной тематике, создана личная страница психолога ДОУ на nsportale, в группах имеются буклеты и брошурки содержащие рекомендации по адаптации детей к ДОУ, информационные стенды, которые обеспечивают повышение психологических знаний родителей . Для повышения уровня адаптации детей к ДОУ, родители привлекаются к участию различных мероприятий. Так в этом году проводился ФОТОБАТЛ - «Мое смешное детство», в ходе которого родители должны были принести смешное фото своего малыша, из которых была организована фотовыставка, а в последствии оформлены групповые фотоальбомы. Детки могут рассматривать смешные моменты из своей жизни, тем самым улучшая свое настроение. Ведь всем известно, как малыши любят разглядывать свои фотографии. Данная работа с родителями очень важна, т.к. именно от их психологической готовности к поступлению малыша в детский сад, зависит и скорость его адаптации в стенах ДОУ. Очень часты ситуации, когда родители сами не готовы отдать ребенка в детский сад, либо не подготовили к этому своего малыша- еще сосет соску, пьет из бутылочки, не ходит самостоятельно на горшок т.д. По наблюдениям, дети адаптируются намного быстрее и проще, если родители сами готовы к этому этапу их жизни. Получив реальную картину, на основе собранных данных, вырабатывается индивидуальная тактика общения с каждой семьей и ребенком, а выявленные индивидуальные особенности учитываются при организации и проведении запланированных мероприятий.

Параллельно с этой работой, ведется работа с педагогами ДОУ- проводятся индивидуальные консультации на предмет повышения уровня знаний воспитателей по вопросам адаптации; с целью оказания психологической поддержки молодым педагогам, которые осуществляют свою работу на адаптационных группах, организуется помощь в утренний прием детей; при необходимости и в режимных моментах во время приема пищи, подготовки к дневному сну, а так же подборе различной литературы по проблемным ситуациям касающейся адаптации детей к ДОУ.

Следующим направлением работы по созданию условий для успешной адаптации, является работа с детьми. Помимо ежедневных психологических занятий по адаптации детей к ДОУ является использование методов проектной деятельности.

Когда осуществилось окончательное формирование адаптационных групп и ужесточились меры по профилактике Коронавирусной инфекции взаимодействие между детьми разновозрастных групп при реализации образовательной деятельности, стало осуществляться в дистанционном формате.

Для этой цели использовались ИКТ технологии, а именно:

- дети подготовительной группы, разыгрывали для малышей видео-показ сказки «Репка»;

- старшие группы с применением телетайп-видео в стихотворной форме могут рассказывали малышам правила поведения в детском саду.

Учитывая и предупреждая негативные влияние от чрезмерного времяпровождения малышей у экранов монитора, данная форма работы не предусматривает ежедневное использование и проводится с чередованием других форм работы. Для этого была создана и использована адаптационная юбка-бизиборд, на которой нашиты различные детали для развития мелкой моторики малыша, служащие отвлекающим элементом при его плохом настроении. Так же в работе с детьми применяю различные дидактические пособия:

- круги Луллия, на котором подобраны и расположены герои, предметы и сюжетные картинки различных сказок в соответствии с возрастом малышей, которые они должны рассмотреть и сопоставить между собой;

- ваза с песочным наполнителем, в котором спрятаны различные предметы; очень нравится деткам играть с развивающим альбомом игр на липучках, который способствует развитию мелкой моторики, внимания, мышления малышей;

-пособие из набора животных для использования в пальчиковых играх и многое другое.

Завершает данный проект поздравление детей подготовительных групп в формате телетайп-видео «Посвящение малышей в дошколята». Ребята подготовительных групп передают малышам надувные шары и куклы созданные своими руками, через сказочного персонажа Колобок, который приносит все это малышам.

Таким образом процессу формирования успешности психологической адаптации детей к ДОУ и созданию условий для сохранения психического здоровья дошкольников, способствует внедрение такой формы работы, как проектная деятельность.

Внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность с детьми раннего возраста, своевременное проведение мероприятий повышающих уровень положительных эмоций у малышей, а так же психологических знаний родителей, обязательно принесут положительные результаты и счастливые лица малышей будут дарить радость всем окружающим.



Литература:

1.Алимовская В.Г. Ясли-это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2000-144с.,илл.

2.Всероссийский сетевой журнал «Дошколенок» № 41 (162) октябрь,2020, дошкольник. дошкольник.рф

3.И.А.Пазухина «Вместе весело играть». Учебная программа психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации детей к ДОУ.- Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020.112с- (Методический комплект программы «Расти. малыш!»).

4.Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник.- Спб.:Речь. Образовательные проекты; М.:Сфера 2010.-128с (илл.)

5.www.dissercat.com.




Материалы подготовил(а): воспитатель Гааг Екатерина Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение