Активизация педагогов, детей и родителей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Опыт показал, что экспериментально-исследовательская и познавательная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска  Активизация взаимодействия педагогов с детьми и родителями в процессе экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности экологической направленности (из личного опыта работы)  Воспитатель: Новожилова Н.Н.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Через любопытство и любознательность у детей возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Опыт показал, что экспериментальноисследовательская и познавательная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.
Работа проводится в двух направлениях:
Чтобы выявить отношение родителей к опытно-исследовательской активности детей, в ДОУ проводят анкетирование родителей.
По результатам запросов родителей разрабатываются буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Домашняя лаборатория»
В родительском уголке размещается информация о различных формах проведения совместных с детьми опытов и экспериментов; создаётся картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Тонет - не тонет», «Как работает воздух», можно проверить свойства различных предметов, овощей и фруктов, жидкостей, заморозить разноцветные льдинки.
Кроме того рекомендуется привлекать родителей к созданию познавательноразвивающей среды в группе: в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями
Для педагогов и родителей организуются выставки дидактических пособий и игр экологической направленности
Дети неизбежно доносят до родителей то, что делают, а родители в свою очередь видят, чем мы занимаемся. Вся работа по взаимодействию с родителями способствуют тому, что они становятся активными участниками жизни группы, заинтересованнымиРезультат сторонниками Опыт «Радуга в стакане»  впечатляет
Рисуем мыльными пузырями
Укрощаем вулканы
Экспериментируем с воздухом
Исследуем свойства воды и льда
Для педагогов организуется показ открытой прогулки с экспериментированием в научном центре известного героя Капитошки
Дети с удовольствием экспериментируют , попав на известную телепередачу «Мир фокусов»
И сами делают шоколад в сказочной стране Конфетопотамии
Знакомятся со свойствами красителей
«Открывают» экспериментальным путём свойства бумаги
Изучают свойства камней, благодаря собранной совместно с родителями коллекции
Знакомятся с графическим изображением полезных ископаемых и дома вместе с родителями обязательно найдём на карте их месторождения
Экспериментируют дома на кухне
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты. Например, варили мыло, рисовали на молоке, искали воздух, замораживали различные предметы, делали радугу в стакане, рисовали мыльными пузырями, наблюдали вулкан в домашних условиях, растворяли и смешивали с водой различные вещества
Совместно с родителями организуем «досуг выходного дня» с пользой и посещаем всей группой зоопарк
Совместно с детьми родители участвуют в природоохранных конкурсах
Для родителей организуются выставки творческих работ детей: рисунки, поделки животных, насекомых
Родители привлекались к организации экологических праздников, квест-игр, марафону «Неделя экспериментов»
Родители привлекаются к озеленению участка, к созданию кормушек для птичьих столовых
Родители совместно с детьми являются активными участниками экологических акций
Родители знакомят детей со свойствами воды, снега посредством привлечения детей к снежным постройкам
Совместно с родителями и педагогом дети создают рукотворные книги и плакаты
В книге собраны рассказы детей и родителей о домашних питомцах
Дети с удовольствием рассказывают какоё животное живёт у них в доме и как они о нём заботятся
Совместно с родителями дети создавали синквейны экологической направленности
Дети делятся с родителями впечатлениями о наблюдениях на прогулке, о наблюдениях за ростом и уходом растений
Родители знакомят детей с миром растений и бережным отношением к природе через участие в конкурсах поделок из природного материала
И, конечно, необходимо поощрять участников конкурсов…Это огромный стимул к свершению новых побед
Привлекаем родителей к рукотворному труду, с целью отображения объектов природы
На личном примере, рассказываем родителям о природе родного края, сезонных изменениях, правилах природосбережения после интересных экологических экскурсий
Показываем родителям театрализованные постановки экологической направленности
Однажды нам удалось на наглядном примере напомнить родителям – как надо правильно собирать грибы без ущерба для природы
Дети и родители всегда активные участники субботников. Люди должны «помогать» природе!
Большое значение в экологическом образовании имеет создание педагогами на территории ДОУ экологической тропы. Это интересный и познавательный маршрут в познании и исследованиях экологической направленности, доступный и детям и родителям.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность в детском саду и дома позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам и родителям сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». А добиться таких результатов, как мы уже говорили, мы можем только в тесном сотрудничестве: педагоги – детиродители.
Спасибо за внимание!

Материалы подготовил(а): воспитатель Новожилова Надежда Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение