Деловая игра Фирма «Орфография» на уроке русского языка
план-конспект
Актуальность:
Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.
Цель:
Создать условия для формирования у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Задачи:
Формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьниками умения учиться, через моделирование реальной жизненной ситуации , умения применять полученные знания на практике в жизни.
Развивать универсальные учебные действия, как психологическую составляющую фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала , для осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.
Развивать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме во время решения учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: полученных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр образования и творчества «Созвездие»
Педагогические чтения
«Учимся вместе: новый формат образования наукограда Кольцово»
Номинация: начальные классы
Название работы:
«Деловая игра «Фирма «Орфография» как один из видов уроков деятельностной направленности для отработки умений и рефлексии »
Работу выполнила:
Хорошилова
Валентина Ивановна
учитель начальных
классов
высшей квалификационной
категории ,
МБОУ « Кольцовская школа
№ 5»
2019 год
Наукоград Кольцово
«Деловая игра «Фирма «Орфография» как один из видов уроков деятельностной направленности для отработки умений и рефлексии.»
«Недостаточно только получить знания;
надо найти им приложение.»
И. Гёте
Актуальность:
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.
Цель:
Создать условия для формирования у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Задачи:
Формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьниками умения учиться, через моделирование реальной жизненной ситуации , умения применять полученные знания на практике в жизни.
Развивать универсальные учебные действия, как психологическую составляющую фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала , для осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.
Развивать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме во время решения учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: полученных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии .
«Деловая игра — метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Один из методов активного обучения.» (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД.
В связи с принятием ФГОС изменились как требования к современному уроку, так и терминология, которой теперь пользуются педагоги для описания своей деятельности. В первую очередь, изменения отразились на уроке как основной единице образовательного процесса. Типы и виды уроков претерпели ряд изменений, часть из которых имеет принципиальное значение.
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа)
Тип №2. Урок рефлексии (Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок)
Тип №3. Урок систематизации знаний (конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование)
Тип №4. Урок развивающего контроля (письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.)
Как видим, деловая игра – этот вид уроков относится к урокам второго типа. Благодаря тому что дети проигрывают существующую ситуацию, они .
Хочу представить Вашему вниманию деловую игру, проведенную мною в 3-ем классе на уроке русского языка.
Деловая игра «Фирма Орфография».
Актуальность проведения такого занятия :
Завершение темы и предстоящая контрольная работа.
Цель деловой игры :
Создание условий для систематизации и закрепления усвоенных знаний и понятий обучающихся о правописании: безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слов, посредством моделирования реальной жизненной ситуации.
Задачи игры:
Проверить умения: различать правила, применять полученные знания, ориентироваться в материале повышенной трудности.
Организовать групповую форму работы для формирования своей точки зрения, совместных переживаний и развития коммуникативных навыков.
Систематизировать и закрепить полученные на уроках знания для успешного проведения контроля.
Установить связи учебного материала и жизненной ситуацией через имитацию профессиональной сферы.
Оборудование и материалы :
5 столов, 5 телефонных аппаратов, ручки, карандаши, бумага, звукозапись телефонного звонка.
Участники игры:
Учащиеся 3 класса, классный руководитель, приглашенные родители «Совет учредителей»
Описание ситуации:
Идет селекторное совещание при котором все отделы фирмы отчитываются о выполненной работе. «Совет учредителей» оценивает результат и подводит итог.
Подготовительный этап:
Заранее, примерно 2 дня, класс делится на группы по отделам и распределяют роли (начальник отдела, заместитель и сотрудники).
Каждый отдел получает предварительное задание, которое выполняет самостоятельно в домашних условиях.
1 группа собирает информацию о понятиях связанных с парными согласными звуками (звук, гласные и согласные, количество согласных и гласных, парные и непарные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные.) Выпуск блок-схемы. Опорный
2 группа находит правила по безударным гласным , по парным согласным и непроизносимым согласным и создают алгоритм использования этих правил(карточки).
3 группа «собирает» фантики от конфет, объявления , вывески, ценники в которых встречаются слова на данные правила. Оформляется доска объявлений.
4 группа составляют рекламный слоган по опорным словам или самостоятельно. Выпуск банера на бумажном листе.
5 группа заготавливают кружки, конверты и шаблон для экрана восприятия.
Ход игровой ситуации:
Класс разделен на группы. Каждая из которых представляет собой отделы фирмы : « Проектный», «Научный», «Информационный», « Рекламы», «Мониторинга». Каждый отдел занимает свое место, оборудованное телефонным аппаратом и начинается совещание.
Генеральный
директор : учитель
Коммерческий
директор: родитель
Секретарь совещания
: родитель
Учредители: родители
Генеральный директор:
Внимание! Начинаем селекторное совещание! Проверяем наличие присутствующих. Научный отдел ! Проектный отдел! Информационный отдел! Отдел рекламы! Отдел мониторинга! Все на местах. Можем начать совещание. Научный отдел, слушаем о выполнении задания!
« Научный отдел» формулирует понятия по изученным темам.
Проектный отдел, слушаем о выполнении задания!
« Проектный отдел» создаёт алгоритм действий выхода из затруднений по правописанию слов на изученные темы.
Информационный отдел, слушаем о выполнении задания!
«Информационный отдел» находит конкретные примеры по изученным темам из предложенных материалов.
Отдел рекламы, что Вы нам сегодня предложите?
«Отдел рекламы» сочиняет рекламный слоган для каждой темы.
Мы сейчас с учредителями посовещаемся и решим какой из отделов заслуживает премии, а Отдел мониторинга проведет социологический опрос и представит нам результат.
« Отдел мониторинга» создаёт «Экран восприятия» как зрительный образ рефлексии.
ПЕРЕД оглашением вердикта Совета, предлагаю всем выполнить общее задание:
Вам хорошо известно, что букв обозначающих парные согласные звуки, 12 штук. Ваша задача подобрать слова, начинающиеся с букв парных согласных звуков, которые характеризуют человека и человеческий коллектив. Время 1 минута. Жду ваши предложения.
Б- братство, благородство, благодарность
П- пытливый ум, приветливость,
З- зоркость , заботливость,
С- скромность, самостоятельность.
В- вежливость,
Ф- фантазия
Г- гордость
К- коллективизм
Ж- жизнелюбие
Ш- шутка
Д- дружба
Т- трудолюбие
Каждый отдел представил вниманию участников селекторного совещания результат выполненного задания по итогу которого была начислена премия.
Игра органически сочетается с серьёзным напряженным трудом, не отвлекает от учения, а наоборот, способствует интенсификации умственной работы. Ребята получают возможность примерить на себя роль работников фирмы. Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Моделирование реальных условий профессиональной или учебной деятельности во всем многообразии социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения.
Получив положительный опыт от проведения деловой игры «Фирма Орфография», я решила предложить ребятам ещё один вариант деловой игры « Глагольный капитал». Ребята с воодушевлением приняли предложение и стали вести подготовительную работу: придумали ОНИКи-Очень Надежная И Конвертируемая валюта; подготовили ОНИКи в нужном количестве для игры. Во время деловой игры ученики разделились на две команды, прошли 5 туров и обменивали свои знания по теме «Глагол» на ОНИКи, и тем самым создавали свой капитал.
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
Материалы подготовил(а): Хорошилова Валентина Ивановна
Мне нравится | 2