Деловая игра Фирма «Орфография» на уроке русского языка

план-конспект
Актуальность:
Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.
Цель:
Создать условия для формирования у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Задачи:
Формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьниками умения учиться, через моделирование реальной жизненной ситуации , умения применять полученные знания на практике в жизни.
Развивать универсальные учебные действия, как психологическую составляющую фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала , для осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.
Развивать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме во время решения учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: полученных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр образования и творчества «Созвездие»



Педагогические чтения

«Учимся вместе: новый формат образования наукограда Кольцово»



Номинация: начальные классы

Название работы:

«Деловая игра «Фирма «Орфография» как один из видов уроков деятельностной направленности для отработки умений и рефлексии »









Работу выполнила:

Хорошилова Валентина Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории ,
МБОУ « Кольцовская школа № 5»















2019 год

Наукоград Кольцово

«Деловая игра «Фирма «Орфография» как один из видов уроков деятельностной направленности для отработки умений и рефлексии.»


«Недостаточно только получить знания;

надо найти им приложение.»

И. Гёте

Актуальность:

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.

Цель:

Создать условия для формирования у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Задачи:

Формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьниками умения учиться, через моделирование реальной жизненной ситуации , умения применять полученные знания на практике в жизни.

Развивать универсальные учебные действия, как психологическую составляющую фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала , для осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.

Развивать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме во время решения учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: полученных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии .


«Деловая игра — метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Один из методов активного обучения.» (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД.

В связи с принятием ФГОС изменились как требования к современному уроку, так и терминология, которой теперь пользуются педагоги для описания своей деятельности. В первую очередь, изменения отразились на уроке как основной единице образовательного процесса. Типы и виды уроков претерпели ряд изменений, часть из которых имеет принципиальное значение.

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа)

Тип №2. Урок рефлексии (Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок)

Тип №3. Урок систематизации знаний (конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование)

Тип №4. Урок развивающего контроля (письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.)

Как видим, деловая игра – этот вид уроков относится к урокам второго типа. Благодаря тому что дети проигрывают существующую ситуацию, они .

Хочу представить Вашему вниманию деловую игру, проведенную мною в 3-ем классе на уроке русского языка.


Деловая игра «Фирма Орфография».

Актуальность проведения такого занятия :

Завершение темы и предстоящая контрольная работа.

Цель деловой игры :

Создание условий для систематизации и закрепления усвоенных знаний и понятий обучающихся о правописании: безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слов, посредством моделирования реальной жизненной ситуации.

Задачи игры:

  1. Проверить умения: различать правила, применять полученные знания, ориентироваться в материале повышенной трудности.

  2. Организовать групповую форму работы для формирования своей точки зрения, совместных переживаний и развития коммуникативных навыков.

  3. Систематизировать и закрепить полученные на уроках знания для успешного проведения контроля.

  4. Установить связи учебного материала и жизненной ситуацией через имитацию профессиональной сферы.

Оборудование и материалы :

5 столов, 5 телефонных аппаратов, ручки, карандаши, бумага, звукозапись телефонного звонка.

Участники игры:

Учащиеся 3 класса, классный руководитель, приглашенные родители «Совет учредителей»

Описание ситуации:

Идет селекторное совещание при котором все отделы фирмы отчитываются о выполненной работе. «Совет учредителей» оценивает результат и подводит итог.

Подготовительный этап:

  1. Заранее, примерно 2 дня, класс делится на группы по отделам и распределяют роли (начальник отдела, заместитель и сотрудники).

  2. Каждый отдел получает предварительное задание, которое выполняет самостоятельно в домашних условиях.
    1 группа собирает информацию о понятиях связанных с парными согласными звуками (звук, гласные и согласные, количество согласных и гласных, парные и непарные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные.) Выпуск блок-схемы. Опорный
    2 группа находит правила по безударным гласным , по парным согласным и непроизносимым согласным и создают алгоритм использования этих правил(карточки).
    3 группа «собирает» фантики от конфет, объявления , вывески, ценники в которых встречаются слова на данные правила. Оформляется доска объявлений.
    4 группа составляют рекламный слоган по опорным словам или самостоятельно. Выпуск банера на бумажном листе.
    5 группа заготавливают кружки, конверты и шаблон для экрана восприятия.


Ход игровой ситуации:

Класс разделен на группы. Каждая из которых представляет собой отделы фирмы : « Проектный», «Научный», «Информационный», « Рекламы», «Мониторинга». Каждый отдел занимает свое место, оборудованное телефонным аппаратом и начинается совещание.

Генеральный директор : учитель
Коммерческий директор: родитель
Секретарь совещания : родитель
Учредители: родители

Генеральный директор:

Внимание! Начинаем селекторное совещание! Проверяем наличие присутствующих. Научный отдел ! Проектный отдел! Информационный отдел! Отдел рекламы! Отдел мониторинга! Все на местах. Можем начать совещание. Научный отдел, слушаем о выполнении задания!

« Научный отдел» формулирует понятия по изученным темам.

Проектный отдел, слушаем о выполнении задания!

« Проектный отдел» создаёт алгоритм действий выхода из затруднений по правописанию слов на изученные темы.

Информационный отдел, слушаем о выполнении задания!

«Информационный отдел» находит конкретные примеры по изученным темам из предложенных материалов.

Отдел рекламы, что Вы нам сегодня предложите?

«Отдел рекламы» сочиняет рекламный слоган для каждой темы.

Мы сейчас с учредителями посовещаемся и решим какой из отделов заслуживает премии, а Отдел мониторинга проведет социологический опрос и представит нам результат.

« Отдел мониторинга» создаёт «Экран восприятия» как зрительный образ рефлексии.


ПЕРЕД оглашением вердикта Совета, предлагаю всем выполнить общее задание:

Вам хорошо известно, что букв обозначающих парные согласные звуки, 12 штук. Ваша задача подобрать слова, начинающиеся с букв парных согласных звуков, которые характеризуют человека и человеческий коллектив. Время 1 минута. Жду ваши предложения.

Б- братство, благородство, благодарность

П- пытливый ум, приветливость,

З- зоркость , заботливость,

С- скромность, самостоятельность.

В- вежливость,

Ф- фантазия

Г- гордость

К- коллективизм

Ж- жизнелюбие

Ш- шутка

Д- дружба

Т- трудолюбие


Каждый отдел представил вниманию участников селекторного совещания результат выполненного задания по итогу которого была начислена премия.

Игра органически сочетается с серьёзным напряженным трудом, не отвлекает от учения, а наоборот, способствует интенсификации умственной работы. Ребята получают возможность примерить на себя роль работников фирмы. Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Моделирование реальных условий профессиональной или учебной деятельности во всем многообразии социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения.

Получив положительный опыт от проведения деловой игры «Фирма Орфография», я решила предложить ребятам ещё один вариант деловой игры « Глагольный капитал». Ребята с воодушевлением приняли предложение и стали вести подготовительную работу: придумали ОНИКи-Очень Надежная И Конвертируемая валюта; подготовили ОНИКи в нужном количестве для игры. Во время деловой игры ученики разделились на две команды, прошли 5 туров и обменивали свои знания по теме «Глагол» на ОНИКи, и тем самым создавали свой капитал.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.



Материалы подготовил(а): Хорошилова Валентина Ивановна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение