Деловая игра-тренинг Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их педагогического мастерства. Задачи: Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Пополнить педагогическую копилку воспитателей нетрадиционными приемами и материалами, которые можно использовать в работе с детьми по формированию обж деятельности детей дошкольного возраста.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 158 г. Владивостока»




Деловая игра-тренинг:

«Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»



Деловая игра-тренинг Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях - Рисунок 1


Подготовил воспитатель 1 квалификационной категории:

Храпко Анна Владимировна




г. Владивосток

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их педагогического мастерства.

Задачи: 1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

2. Обосновать содержание деятельности воспитателей ДОУ по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

3. Пополнить педагогическую копилку воспитателей нетрадиционными приемами и материалами, которые можно использовать в работе с детьми по формированию основ безопасности жизни деятельности детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование:

Музыкальное сопровождение для игр, воздушный шар красного цвета, листы бумаги формат А-4, один лист бумаги формат А-3, фломастеры, коробка, юла, 5 конвертов, поднос, мольберт, магниты, театр на фланелеграфе - «Колобок».

Тренинг состоит из трёх частей:

Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая теоретическая, обоснование необходимости формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Третья (практическая) – направлена на знакомство и отработку методов и приемов, которые можно использовать в работе с детьми по формированию основ безопасности жизни деятельности детей дошкольного возраста.

  1. Вводная часть

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поучаствовать в тренинге, на котором отработаем приемы и методы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. А потом, будем активно использовать эти методы в работе, расширять и пополнять свою педагогическую копилку.  

Любой тренинг начинается с приветствия, которое используется при каждой встрече. А приветствовать друг друга мы сегодня будем комплиментами.


Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Важно помнить, что некоторые участники не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если участник затрудняется сказать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2.  Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

 Работа в группе осуществляется по определенным правилам. Давайте сейчас обсудим и примем их, что можно (следует) делать. (Педагоги, совместно обсуждают и принимают правила работы в тренинговой группе. Ведущий записывает правила на магнитно-маркерной доске).

Правила: активное участие и уважение к друг другу.

II. Теоретическая часть.  

Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей.   Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.  

Формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

III. Практическая часть.

Педагогам предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, по формированию безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, которые в дальнейшем, могут использовать в работе с дошкольниками. Ведущий предлагает отправится в страну безопасных игр, где мы научимся справляться со сложными и опасными ситуациями.


«Колобок»

Цель: научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и   взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого; дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; воспитывать чувство ответственности, умение правильно вести себя в трудной ситуации.

Оборудование: мольберт, фланелеграф и фетровые персонажи сказки «Колобок».

Ход упражнения:

Ведущий предлагает рассказать сказку про Колобка, уточняя, знают ли ее присутствующие. Предупреждает, что сказка будет немного другая. Начинает рассказывать русскую народную сказку «Колобок» до того момента, когда Колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке в лес.

Ведущий: катится-катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебе дам конфетку. Хочешь? Пойдем со мной. Она лежит вон под тем кустом. Такая вкусненькая, сладенькая.

Ведущий: Скажите, а разве Колобок знаком с Зайцем? Колобок один в лесу или с ним есть взрослый кто-то рядом?  Давайте дальше послушаем сказку, как же Колобок поступил.

Заяц: Ну что, Колобок, пойдешь со мной?

Колобок: Нет, Заяц, мне бабушка не разрешает останавливаться с незнакомыми, и разговаривать с ними, а тем более брать у них что-то.

Заяц: Вот какой ты упрямый, не хочешь конфету, возьми тогда шоколадку. На, откуси!

Колобок: Нет, спасибо, не хочу. Я же тебе сказал, Заяц, у незнакомых

брать ничего нельзя. Я ведь тебя совсем не знаю.

Ведущий: И покатился себе дальше. Дайте оценку поступку Колобка (вопрос для педагогов)

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк.

Волк: Колобок, Колобок, ты куда катишься? Устал, наверно, давай я тебя

подвезу. Смотри, какая у меня машина. Блестит вся, а скорость какая! Вмиг

довезу.

Ведущий: что надо сделать Колобку? Сесть в машину, поверить Волку?

Вы помните по сказке, что на самом деле хотел сделать Волк?

Правильно, съесть Колобка, такого румяного, такого аппетитного! Давайте послушаем сказку дальше.

Колобок: Нет, Волк, садится в машину с незнакомыми мне не разрешают бабушка и дедушка.

Ведущий: правильно ли сделал Колобок?

Никогда не соглашайтесь садиться в машину к незнакомым людям,

даже если водитель говорит, что хочет отвезти тебя к родителям. Не верь ни

в коем случае! Мама и папа за тобой не пошлют незнакомого человека, не

предупредив тебя об этом.

Итак, продолжим сказку.

И покатился себе дальше Колобок.

Катится он катится, вдруг видит под елочкой коробка лежит, красивая такая, яркая, бант на ней большой.

Как вы думаете, что сделал наш Колобок?

Катится он катится, а навстречу ему

Медведь из-за кустов, схватил нашего Колобка и бросился с ним в лес

бежать.

Что теперь делать нашему Колобку? Как поступить?

Правильно, стал наш Колобок очень громко кричать и звать на помощь.

Колобок: Помогите мне. Меня уносит Медведь. Я не знаю его!

Ведущий: попробуйте и вы позвать себе на помощь

(имитирует хватку медведя-игрушки за рубашку или платье детей,

отбегает в сторону). Совершенно верно, ребята, когда вас пытается

схватить или увести кто-то чужой, незнакомый, нужно вырваться и

попытаться убежать или броситься к кому-нибудь прохожему за помощью.

И кричите очень громко: «Помогите мне! Это не мой папа. Я его не знаю».

Давайте слушать дальше сказку про Колобка. Что же с ним произошло? А

вот что: медведь испугался шума, бросил Колобка и убежал в лес. А Колобок

покатился себе дальше в лес. Катится-катится, а навстречу ему … кто бы вы

думали? Конечно, Лиса!

Лиса: (запела песенку). Какой ты румяный, какой ты красивый, а умный

какой. Спой мне песенку.

Ведущий: Колобок обрадовался, что он такой хороший, и умный, и красивый, и запел ей песенку.

Колобок:

Я Колобок – Румяный Бок,

По амбарам метен,

По сусекам скребен.

Лиса: Колобок я хотела бы, чтоб ты со мной пошел.

Колобок: Нет, Лиса, не пойду с тобой, я тебя не знаю.

Лиса: Нет, Колобок, я тебя не зову, если ты не хочешь. Только я, знаешь,

куда иду? В кино сниматься! Роль для тебя есть.

Воспитатель: Дети, как поступит Колобок? (Ответы детей.)

Нет, дети, вы ошиблись, все забыл Колобок, обрадовался и побежал с Лисой.

А Лиса его… ам – и съела.

Да, дети, вот так грустно кончилась сказка про Колобка.

Хотя большинство людей нам не желают ничего плохого, на первый взгляд

трудно определить, что на уме у чужого человека.  

Ведущий: как вы думаете, какие чувства испытывал Колобок, при встрече с незнакомыми персонажами? (Чувство страха)


«Игра со страхами»

Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, снятие страхов.

Ход игры: ведущий постепенно подводит к игре, задавая вопросы: «А у вас бывали ситуации, когда было очень страшно? Скажите, а как же он выглядит страх! На что он похож, этот страх? А вот это похоже на страх? (изображение страха). Что же нам делать? Может, вы знаете способ избавления страхов? А вы знаете, что со страхом можно даже играть?».

Ведущий предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, нужно поговорить о том, чего хочет страх, как он может влиять на ребенка, где он живет, кто его может победить, на кого злится страх, что ему не нравится, для чего он нужен и т. д. Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Ведущий говорит по секрету, что знает, чего боятся все страхи: они боятся стать смешными! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали – бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например, падает в лужу и очень от этого смущается. В конце игры предлагается все рисунки сложить в коробку, где будут храниться «смешные страхи» и на листе А-3 нарисовать стражника одного на всех, который будет охранять эти страхи, чтобы они не выбрались наружу.

 

«Доскажи словечко»

Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры: ведущий предлагает участникам стать в круг. Сам находится в центре с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из участников, который быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д. Если участник отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к ведущему. Ведущий:

 Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, ввысь взмывал сигнальный шар – звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди, где взовьется в небо шар, там всегда грозить нам будет злой, безжалостный… пожар (передает шар другому).

Раз, два, три, четыре, у кого пожар в …  квартире?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… утюг.

 Красный отблеск пробегает, кто со спичками… играет. 

 Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… газом.   

 Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег …листву?

Кто в огонь бросал, при этом, незнакомые … предметы?

Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с … огнем!

Не играй с сестричками – маленькими… спичками.

Он всегда помочь успеет, и огонь он одолеет,

Знай ребенок и родитель, это друг…огнетушитель.

Их огнем не испугать, им к огню не привыкать!

Он победит огонь коварный, а зовут его… пожарный.

Дым увидел – не зевай, и пожарных …  вызывай. 

Дым, пожар горит, не стой! Заливай скорей …водой.

Помнит каждый гражданин – спасенья номер …ноль один.

Если что-то загорится, то пожарная примчится.

Вы запомните, друзья, что с огнем шутить…Нельзя!


«Пожароопасные предметы»

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, компьютер, краски, спички, бинт, чайник, маска и др.

 

«Что, где, когда?»

Цель: закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила: ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры: ведущий предлагает участникам разделиться на группы. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок. Ведущий раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает вопрос каждой группе. Участники советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку. Если   будет   неправильный   ответ, то ведущий говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.              

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.                  

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно!

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?          

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?            

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали,

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.                                                                   

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?  

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только полицейскому свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.        

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.


«Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации: - почтальон принес срочную телеграмму; - слесарь пришел ремонтировать кран; - милиционер пришел проверить сигнализацию; - медсестра принесла лекарство для бабушки; - мамина подруга пришла гости; - соседи просят зеленку для поранившегося ребенка; - незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; - женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Игра повторяется несколько раз с разными участниками.


«Опасные ситуации»

Цель: научить детей правилам безопасности и предостеречь от рискованных поступков.

Подготовка к игре: ведущий, перемешивает маленькие карточки, с изображением опасных ситуаций и не глядя, раздает участникам поровну. Каждый участник раскладывает доставшиеся ему карточки   перед собой открытыми. Далее ведущий складывает в одну стопку большие карточки со стихами, которые описывают конкретную ситуацию, тщательно их перемешивает и кладет стопку перед собой картинками вниз.

Ход игры: Ведущий выбирает из стопки одну большую карточку и зачитывает стихотворение, участники анализируют, подходит ли имеющаяся у них картинка к описываемой ситуации, если да, то отдают ведущему. Выигрывает тот, кто быстрее всех останется без карточек. Игра проводится до тех пор, пока карточки останутся только у одного человека.

Рефлексия:

И в заключение, мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинге. Чему вы научились? Что будете использовать в своей работе? Какое эмоциональное состояние у вас сейчас преобладает? (обсуждение по кругу, педагоги высказываются).

Спасибо за внимание!



Материалы подготовил(а): воспитатель Храпко Анна Владимировна

Скачать

2020-11-12


Ещё по данной теме:


Электронная рабочая тетрадь по ОБЖ для начальной школы онлайн 200 заданий, 20 тем, с наградами.

Презентация «Безопасное лето» с игрой и правилами поведения детей (награды в комплекте)

ПДД для детей дошкольного возраста и начальной школы (комплект игровых карточек, знаки дорожного движения на картинках, правила в стихах)

Конкурс "Безопасность превыше всего" для дошкольников

«Правила безопасности просты» для дошкольников

Карточки-тесты по ОБЖ для проведения уроков безопасности

Классный уголок экологии и безопасности (плакаты и шаблоны)


Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение