Диагностика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти, воображения...
Диагностика познавательной деятельности младших школьников: особенности восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной речи;
1. Методика «Определение типа памяти»
Цель: определение преобладающего типа памяти.
2. Методика «Изучение логической и механической памяти»
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Материалы подготовил(а): Жукова Екатерина Алексеевна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Диагностика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной речи;
Память младших школьников.
1.
Методика "Определение типа
памяти"
Цель:
определение преобладающего типа
памяти.
Оборудование:
четыре ряда слов, записанных на отдельных
карточках; секундомер.
Для
запоминания на слух:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа,
лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для
запоминания при зрительном
восприятии: самолет,
груша, ручка, зима, свеча, поле, молния,
орех, сковородка, утка.
Для
запоминания при моторно-слуховом
восприятии:
пароход, слива, линейка, лето, абажур,
река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для
запоминания при комбинированном
восприятии: поезд,
вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна,
гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении0; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд: |
Второй ряд: |
|
|
Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная
работа проводится со словами второго
ряда.
Обработка
и анализ результатов. Результаты
исследования заносятся в следующую
таблицу.
Таблица 2
Объем смысловой и механической памяти
Объем смысловой памяти |
Объем механической памяти |
||||
Количество слов первого ряда (А) |
Количество
запомнив- |
Коэффициент смысловой памяти C=B/A |
Количество слов второго ряда (А) |
Количество
запомнив- |
Коэффициент механической памяти C=B/A |
|
|
|
|
|
|
Мышление младших школьников.
1. Методика "Простые аналогии"
Цель:
исследование логичности и гибкости
мышления.
Оборудование:
бланк, в котором напечатаны два ряда
слов по образцу.
1.
Бежать- Кричать
стоять а) молчать, б)
ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2.
Паровоз - Конь
вагоны а) конюх, б)
лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3.
Нога - Глаза
сапог а) голова, б) очки,
в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы
- Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в)
охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина
- Математика
ягода а) книга, б) стол,
в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь -
Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в)
яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр -
Библиотека
зритель а) полки, б) книги,
в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8.
Пароход - Поезд
пристань а) рельсы,
б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9.
Смородина - Кастрюля
ягода а) плита,
б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10.
Болезнь - Телевизор
лечить а) включить,
б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира,
д) мастер
11. Дом - Лестница
этажи
а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок
исследования. Ученик изучает пару слов,
размещенных слева, устанавливая между
ними логическую связь, а затем по аналогии
строит пару справа, выбирая из предложенных
нужное понятие. Если ученик не может
понять, как это делается, одну пару слов
можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.
2. Методика "Исключение лишнего"
Цель:
изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью
рядами слов типа:
1.
Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2.
Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3.
Собака, лошадь, корова, лось.
4.
Стол, стул, пол, кровать.
5.
Сладкий, горький, кислый, горячий.
6.
Очки, глаза, нос, уши.
7.
Трактор, комбайн, машина, сани.
8.
Москва, Киев, Волга, Минск.
9.
Шум, свист, гром, град.
10.
Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11.
Береза, сосна, дуб, роза.
12.
Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок
исследования. Ученику необходимо в
каждом ряду слов найти такое, которое
не подходит, лишнее, и объяснить
почему.
Обработка
и анализ результатов.
1.
Определить количество правильных
ответов (выделение лишнего слова).
2.
Установить, сколько рядов обобщено с
помощью двух родовых понятий (лишняя
"кастрюля" - это посуда, а остальное
- еда).
3.
Выявить, сколько рядов обобщено с помощью
одного родового понятия.
4.
Определить, какие допущены ошибки,
особенно в плане использования для
обобщения несущественных свойств
(цвета, величины и т.д.).
Ключ
к оценке результатов. Высокий уровень
- 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;
хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные
с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым
понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым
понятием.
3.
Методика "Изучение скорости мышления"
Цель:
определение скорости мышления.
Оборудование:
набор слов с пропущенными буквами,
секундомер.
Слова:
п-ра |
д-р-во |
п-и-а |
п-сь-о |
г-ра |
з-м-к |
р-ба |
о-н- |
п-ле |
к-м-нь |
ф-н-ш |
з-о-ок |
к-са |
п-с-к |
х-кк-й |
к-ш-а |
т-ло |
с-ни |
у-и-ель |
ш-ш-а |
р-ба |
с-ол |
к-р-ца |
п-р-г |
р-ка |
ш-о-а |
б-р-за |
ш-п-а |
п-ля |
к-и-а |
п-е-д |
б-р-б-н |
с-ло |
с-л-це |
с-ег |
к-нь-и |
м-ре |
д-с-а |
в-с-а |
д-р-в- |
Порядок
исследования. В приведенных словах
пропущены буквы. Каждая черточка
соответствует одной букве. За три минуты
необходимо образовать как можно больше
существительных единственного
числа.
Обработка
и анализ результатов: 25-30 слов - высокая
скорость мышления; 20-24 слова - хорошая
скорость мышления; 15-19 слов - средняя
скорость мышления; 10-14 слов0;
до 10 слов0;
Этими
критериями следует пользоваться при
оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников
можно исследовать со второго полугодия
и начинать отсчет с третьего уровня:
19-16 слов0;
10-15 слов0; до
5 слов - низкий.
4. Методика "Изучение саморегуляции"
Цель:
определение
уровня сформированности саморегуляции
в интеллектуальной деятельности.
Оборудование: образец с изображением
палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном
листе в линейку, простой карандаш.
Порядок
исследования. Испытуемому предлагают
в течении 15 минут на тетрадном листе в
линейку писать палочки и черточки так,
как показано в образце, соблюдая при
этом правила: писать палочки и черточки
в определенной последовательности, не
писать на полях, правильно переносить
знаки с одной строки на другую, писать
не на каждой строке, а через одну.
В
протоколе экспериментатор фиксирует,
как принимается и выполняется задание
- полностью, частично или не принимается,
не выполняется совсем. Фиксируется
также качество самоконтроля по ходу
выполнения задания ( характер допущенных
ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает
или не замечает, исправляет или не
исправляет их), качество самоконтроля
при оценке результатов деятельности (
старается основательно проверить и
проверяет, ограничивается беглым
просмотром, вообще не просматривает
работу, а отдает ее экспериментатору
сразу по окончании). Исследование
проводится индивидуально.
Обработка
и анализ результатов. Определяют уровень
сформированности саморегуляции в
интеллектуальной деятельности. Это
один из компонентов общей способности
к учению.
1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.
4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.
5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.
Воображение младших школьников.
Методика "Дорисовывание фигур"
Цель:
изучение оригинальности решения задач
на воображение.
Оборудование:
набор из двадцати карточек с нарисованными
на них фигурами: контурное изображение
частей предметов, например, ствол с
одной веткой, кружок-голова с двумя
ушами и т.д., простые геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник и
т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок
исследования. Ученику необходимо
дорисовать каждую их фигур так, чтобы
получилась красивая картинка.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1
тип - ребенок дорисовывает фигуру на
карточке так, что получается изображение
отдельного объекта (дерево), но изображение
контурное, схематичное, лишенное
деталей.
2
тип - также изображается отдельный
объект, но с разнообразными деталями.
3
тип - изображая отдельный объект, ребенок
уже включает его в какой- нибудь
воображаемый сюжет (не просто девочка,
а девочка, делающая зарядку).
4
тип - ребенок изображает несколько
объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
5
тип - заданная фигура используется
качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Жукова Екатерина Алексеевна
2022-02-10
Мне нравится | 0