Дидактическая игра для детей 3-7 лет «Этажи реки»

Описание:
Магнитная доска с иллюстрацией водоема в разрезе (1-я сторона), цветная схема «этажей реки» (2-я сторона): коричневый цвет – дно реки, голубой – вода, синий – поверхность водоема, зеленый - берег, цветные полоски «этажи», карточки с изображением обителей водоема, растительным и животным миром экосистемы реки, карточки с изображением пакетов, банок, бумаги и т.д., кубик с разноцветными сторонами, жетоны.
Цель: дать понятие ЭКОСИСТЕМЫ, знакомство с понятием экология, закреплять представления детей о взаимосвязях обитателей водоемов, животных и растений, помочь понять некоторые правила поведения в природе и необходимость охраны окружающей среды.
Материалы подготовил(а): Татьяна Борисовна Беликова.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 8















Дидактическая игра

«Этажи реки»

Образовательная область: коммуникация, социализация, познание

3-7 лет





















Составила:

Беликова Татьяна Борисовна







Актуальность:

Игра «Этажи реки» направлена на развитие экологических знаний об экосистеме рек и озер у дошкольников. Главный закон экологии - все связано со всем.

Природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. У каждого существа своё место обитания, свой дом, который расположен на определённом «этаже».  Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно, не уничтожая и не засоряя окружающую среду.

На базе данной игры разработано несколько вариантов для детей разных возрастов.

Данная игра ценна своей многофункциональностью, она охватывает различные области развития детей:

- коммуникация, социализация, познание – дети общаются в процессе игры, придумывают рассказы о посещении рек, озер, о рыбалке, летнем отдыхе , вспоминают, что они видели сами, получают новые знания, неоценима роль игры в формировании элементарных математических представлений (закрепляется пространственное расположение, количество, величина);

- художественное творчество, труд – дети подготавливают атрибуты: рисуют или раскрашивают, вырезают обитателей «этажей»;

- закрепляются основы безопасного поведения в природе.

Игра «Этажи реки» может использоваться как наглядное пособие в непосредственно-образовательной деятельности.



Цель игры:

Дать понятие ЭКОСИСТЕМЫ, знакомство с понятием экология.

закреплять представления детей о взаимосвязях обитателей водоемов, животных и растений, помочь понять некоторые правила поведения в природе и необходимость охраны окружающей среды.



Задачи:

- дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река»

- закрепить знания об обитателях водоемов (рек и озер), об их приспособляемости к среде обитания, их образе жизни, о растительном мире водоемов (рек и озер)

закрепить элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (водная – земная)

упражнять детей в классификации живых организмов: рыбы, земноводные, водоплавающие, растительный мир водоемов

закрепить количественный счет, знания о величине, цвете

закрепить умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги: (ЗА, НА, НАД, ПОД, РЯДОМ), местоположение: на дне, на земле, на поверхности, под водой, в воде

развивать мышление, память, внимание, зрительное восприятие, сообразительность, быстроту реакции.

воспитывать бережное отношение к природе.



Ожидаемые результаты:


У детей сформируются знания об обитателях рек и озер: их строении, внешнем виде, способах передвижения, их образе жизни, о взаимосвязи живых организмах в природе, о растительном мире водоемов (рек и озер), навыки классификации живых организмов: растения, рыбы, земноводные, водоплавающие, растительный мир водоемов, правила поведения в природе, доброжелательное отношение ко всему живому.


Содержание игры:


Магнитная доска с иллюстрацией водоема в разрезе (1-я сторона), цветная схема «этажей реки» (2-я сторона): коричневый цвет – дно реки, голубой – вода, синий – поверхность водоема, зеленый - берег, цветные полоски «этажи», карточки с изображением обителей водоема, растительным и животным миром экосистемы реки, карточки с изображением пакетов, банок, бумаги и т.д., кубик с разноцветными сторонами, жетоны.


Дети рассматривают реалистическое изображение водоема с обитателями (1 – я сторона), затем убираются карточки и игроки размещают на «этажи» соответствующих «жителей», усложнение: «жителей» размещают на схематическом изображении водоема (2 – я сторона).


Варианты игры:


«Найди по описанию»

Ведущий описывает жителя реки (внешний вид, строение, как передвигается, чем питается, где обитает, ребенок угадывает и выкладывает на поле соответствующую картинку. Играют от 1 до несколько человек. Побеждает тот, кто первым угадает всех описываемых обитателей (в зависимости от возраста определяется количество карточек).


«Выложи этажи реки»

Воспитатель предлагает выложить «этажи реки» и разместить на них обитателей и назвать их (рак живет на дне реки, щука – в воде, кувшинка – на поверхности реки. Кто выше, кто ниже, кто рядом?).дети комментируют свои действия.


«Жители водоемов»

Воспитатель предлагает рассмотреть животных водоема и отметить их приспособляемость к среде обитания и объединить и х в группы, например: утка, чайка, гусь - водоплавающие птицы; выдра, бобер, рак - животные водоема, окунь; щука, карась – рыбы; лягушка, жаба – обитает и воде и на суше; комар, водомерка, жук-плавунец – насекомые, живущие около водоема, кувшинка, ряска, рогоз, водоросли – растения водоема. Дети кидают по очереди кубик с цветными сторонами (коричневый – животные водоема, голубой – рыбы, синий - насекомые, зеленый – растения водоема, белый – водоплавающие птицы, оранжевый –земноводные) и выбирает обитателя, соответствующего данной группы. Если обитатели данной группы уже все выставлены, играющий составляет рассказ о каком-либо обитателе данной группы по своему выбору. За правильные действия играющий получает жетон. Все действия комментируются играющим. Ребёнок аргументирует свой выбор. Выигрывает тот, кто набрал больше жетонов, ему присваивается звание «Лучший эколог».


«Путаница»

Все жители перепутали свои «этажи», помоги им вернуться «в свои квартиры».

Все действия комментируются играющим, ребенок объясняет, почему тот или иной житель не может обитать «на чужом этаже».


«Пищевая цепочка реки»

Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например: комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек. Побеждает тот, кто больше соберет цепочек. Все действия комментируются играющим.

«Очисти реку от мусора»

На игровом поле находятся карточки с изображением мусора. Детям дается задание «очистить реку» и заселить ее обитателями водоема. Игроки аргументируют свои действия.


«Кого не стало», «Кого съела щука», «Что поймал рыбак»

На игровое выкладываются карточки, дети запоминают их, затем 1 или 2 карточки убирают, игроки должны угадать, чего не стало. После завершения игры можно придумать небольшой рассказ или вспомнить историю из личного опыта.

«Что изменилось», « Где росла кувшинка», «Куда спряталась рыбка»

Дети запоминают месторасположения жителей водоема, затем закрывают глаза, воспитатель меняет карточки местами, игроки называют, что изменилось.(Усложнение: игроки выкладывают карточки на схематическом поле) За каждый правильный ответ вручается жетон. Кто набирает больше жетонов -становится победителем.

«Реши задачу», «Составь задачу», «Что справа, что слева, вверху, внизу», «Кто больше, меньше», «Разложи обитателей от меньшего размера к большему» игры на развитие формирование элементарных математических представлений.



Дидактическая игра для детей 3-7 лет «Этажи реки» - Рисунок 1



5


Материалы подготовил(а): воспитатель татьяна Борисовна беликова

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение