Дидактические игры как средство сенсорного развития детей в раннем возрасте (статья)

Раннее детство (период до 3 лет) – это особый период, когда эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой приходится сталкиваться малышу. Эмоции маленького ребенка возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.
Материалы подготовил(а): Асущенко Татьяна Сергеевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Статья: Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей

в группе раннего возраста

Раннее детство (период до 3 лет) – это особый период, когда эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой приходится сталкиваться малышу. Эмоции маленького ребенка возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета в игре позволяет совершенствовать восприятие характерных признаков предметов.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера -обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета или геометрические фигуры, уточнить представления о столовой посуде, формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»).

Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития дошкольника, необходимо для успешного воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При не достаточном формировании, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму и выполнении поделок.

Важным условием сенсорного развития является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм.

Предлагаемые игры в данной работе, красочны, многофункциональны и эстетичны. Они могут использоваться в дошкольных учреждениях, а также родителями, дедушками и бабушками, которые очень любят играть со своими малышами.

Ранний возраст является чрезвычайно интересным и ответственным этапом жизни ребенка. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи, с чем является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности. Значимость сенсорного развития детей отмечается в ряде современных нормативно-правовых документов, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе действий с дидактическими игрушками.

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию.  В нашей группе создана развивающая предметная среда. Имеется дидактический стол для игр с водой и песком. Детям нравится играть с водой, переливать из зеленого ведерка в синее, а из песка формочками делать различные фигуры. Обустроен уголок моды, где висят вещи, сшитые своими руками. При переодевании закрепляем представление о цвете, форме и т.д.

Также в нашей группе есть уголок по сенсорике. Есть такие игры, как пирамидки, пазлы, лабиринты и т.д. Мы изготавливаем множество дидактических материалов для различных тем и игр по сенсорному развитию своими руками.

Сенсорное воспитание было и остаётся важным и необходимым для полноценного развития детей. Основной линией сенсорного развития в научных исследованиях является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью, важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Умственное, физическое, эстетическое воспитание в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно слышит, видит, осязает окружающее.

Дидактические игры способствуют накоплению ярких представлений о предметах, явлениях окружающей среды, активизируют познавательную деятельность дошкольников. Играя в дидактические игры, дети упражняются в определении и различении цвета, формы, пространства, величины, учатся группировать и сравнивать.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать заключение, что эффективность дидактических игр в развитии и восприятии величины, цвета, формы очень велика, являются ценным средством сенсорного развития детей.

Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой  эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, это специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры/ авт.-сос. Е.А. Долженко (и др.); под общ.ред. Е.А.Долженко. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2016.

  2. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет ы адаптационный период по программе «От рождения до школы». Волгоград: Изд-во Учитель, 2015.

  3. Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.

  4. Кострыкина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г. Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию движений детей раннего возраста. –М.: Изд-во «Скрипторий», 2015.

  5. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / под ред. О.И. Ключко. – Текстовое электрон. издан. – СПб.: НИЦ АРТ, 2016. URL:   (дата обращения 25.02.2018).

  2. Обобщенный педагогический опыт воспитателя Чуриковой Н.И. по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста». URL: https://infourok.ru/statya-sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta-1188276.html  (дата обращения 22.02.2018)



Материалы подготовил(а): воспитатель Асущенко Татьяна Сергеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение