Доклад «Дифференцированный подход в обучении слабослышащих и позднооглохших школьников»

Сведения, содержащиеся в данном докладе, могут быть использованы в работе учителей массовых школ, проводящих работу с детьми с нарушением слуха.
Материалы подготовил(а): Рыбалкина Майя Владимировна.

Библиотека материалов Дум Думыча





ДОКЛАД


«Дифференцированный подход

в обучении слабослышащих и позднооглохших школьников»






Подготовила

учитель РСВ и ФП

Рыбалкина М.В.





Энгельс 2021г.




Под понятием «Дифференцированное обучение» подразумевают такую

форму организации учебного процесса, при которой максимально учитываются

возможности каждого ребёнка.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для

обучения и развития личности ребёнка с нарушением слуха с учётом его

индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

- по содержанию задания;

- по форме организации работы на уроке;

- по способу педагогической поддержки;

- по способу восприятия информации.

Одной из основных целей обучения детей с нарушением слуха является активи-

зация их речевой деятельности на основе практического овладения нормами

языка, формирование основ коммуникативной компетенции.Как показывает прак-

тика обучения слабослышащих и позднооглохших учащихся в школе-интернате

II вида, несмотря на имеющиеся разработки в области формирования устной речи,

применение качественной современной ЗУА, развитие устной речи (её восприятие

и воспроизведение) не у всех учащихся идёт одинаково успешно. Устная речь

многих учащихся является неразборчивой. Выполнение единых программных

требований, ориентированных на определённые сроки обучения, неэффективно,

поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся навыки закрепля-

ются недостаточно. В результате нестойкие умения быстро утрачиваются и у уча-

щихся снова появляются те же дефекты в речи.

Одной из важных причин возникающих затруднений является недостаточная

разработанность разноуровневого дифференцированного обучения при форми-

ровании произношения учащихся с нарушенным слухом.Каждый обучающийся

нуждается в дифференцированном подходе с учётом состояния слуховой функ-

ции, речевого развития, уровня восприятия и воспроизведения устной речи,

индивидуальных психофизических особенностей.

Основная цель дифференцированного обучения – это создание комфортных

условий для наиболее эффективного обучения личности, обеспечивающего ей

достижение такого уровня усвоения материала, который соответствует её позна-

вательным возможностям.Использование дифференцированного подхода при

формировании произношения, создание и реализация разноуровневых программ

по формированию произношения улучшит процесс формирования устной речи

учащихся, имеющих нарушение слуха, повысит качество их произношения.

Учащиеся младших классов могут быть распределены на условные группы по

уровню восприятия и воспроизведения устной речи:

- учащиеся с неразборчивой речью ( слабая группа);

- учащиеся с малоразборчивой речью ( средняя группа)

- учащиеся с хорошо разборчивой устной речью ( сильная группа).




В нашей школе для учащихся младшего и среднего звена разработаны и апроби-

рованы разноуровневые программы по формированию произносительной стороны

устной речи. Основные принципы создания разноуровневых программ:

  1. Учёт уровня речевого развития, состояния слуховой функции, восприятия и

воспроизведения устной речи, психофизических особенностей типичных групп

учащихся.

  1. Учёт коммуникативного принципа обучения языку, в основе которого одни и

те же коммуникативные ситуации, необходимые детям при общении на уроках

и во внеурочное время при определённых различиях в словаре и объеме рече-

вого материала, используемых грамматических и синтаксических конструкциях.

( темы «У врача», «В столовой», «Школьная библиотека» и т.д.)

  1. Изменение программных требований при работе над звукопроизношением и

ритмико-интонационной структурой речи за счёт

- сокращения или увеличения объёма программных требований;

- усложнения синтаксических и грамматических конструкций речевого материала ( добавления однородных членов, изменения форм частей речи);

- сокращения или увеличения сроков овладения программными требованиями.

Дифференциация в методике работы с разными группами обучающихся при

формировании произношения реализуется через изменение содержания про-

граммных требований, предъявляемых для обучающихся разных групп, по

степени сложности и объёму изучаемого материала, изменению количества

занятий на изучаемый звук, ритмико-интонационную структуру устной речи;

Изменение видов и приёмов работы над произношением:

- для слабых учащихся более длительное использование артикуляционной

гимнастики, фонетической ритмики, уменьшение количества предлагаемого на занятии речевого материала, использование дактилологии в качестве опоры

для сохранения звуко-буквенного состава слов при воспроизведении речевого

материала, постоянный возврат к более дробным речевым структурам( фразе,

словосочетанию, слову, слогу, звуку), использование большого количества

дополнительных опор:

- наглядных ( реальных предметов, муляжей, картинок, табличек);

- двигательных (элементов фонетической ритмики);

- тактильно-вибрационных ( приёмов самоконтроля).

Работа над всеми компонентами произносительной стороны устной речи

проводится на индивидуальных занятиях по РРС и ПСУР.Цель коррекционного

обучения достигается в результате использования дифференцированного

подхода, специальных методов, направленных на повышение качества произно-

сительной стороны устной речи. Речевой материал подбирается и разрабаты-

вается с учётом нескольких уровней сложности в зависимости от уровня ре-

чевого развития, состояния слуховой функции, возрастных особенностей и

коммуникативных потребностей учащихся. И компануется в вариант 1.2.или

вариант 2.2. программы по РРС и ПСУР.


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Рыбалкина Майя Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение