| Главная | Конкурсы и олимпиады Подать заявку, скачать задания, внести ответы, скачать награды с подарками |
Правила участия |
Задания онлайн |
Библиотека | Календарь событий |
Контакты |
Скачивание сейчас станет доступно...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Оплата сейчас станет доступна...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Скачивание сейчас начнется...
Не забудьте поделиться материалом в социальных сетях с Вашими коллегами
<
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
Ещё по данной теме:
✔ План и перечень мероприятий ко Дню Победы в школе, детском саду и библиотеке.
✔ Патриотические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол заседания Заведующий МДОУ д/сад «Огонёк»
педагогического совета № ___ И. В. Прокопьева _____________
от « » _________ 2023г. Приказ № _______
от « » _____________ 2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности
«Душевный разговор»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составила: Попова Елена Евгеньевна,
воспитатель
п. Космынино
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование |
Страница |
1 |
Целевой раздел |
3 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Новизна программы |
3 |
1.3 |
Цели и задачи программы |
5 |
1.4 |
Принципы и подходы к формированию программы |
6 |
1.5 |
Значимые характеристики для разработки и реализации программы |
7 |
1.6 |
Возрастные характеристики детей 6 - 7 лет |
8 |
1.7 |
Планируемые результаты реализации программы |
10 |
2 |
Содержательный раздел |
11 |
2.1 |
Учебный план |
11 |
2.2 |
Перспективное планирование |
12 |
2.3 |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы |
18 |
2.4 |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
19 |
2.5 |
Планирование работы с родителями |
20 |
3 |
Организационный раздел |
21 |
3.1 |
Календарный учебный график |
21 |
3.2 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
22 |
3.3 |
Материально-техническое обеспечение программы |
23 |
3.4 |
Методическая литература |
24 |
4 |
Краткая презентация программы |
25 |
5 |
Приложение Формы аттестации. Оценочные материалы |
27 |
|
Мониторинг |
28 |
|
Антиплагиат |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет социальную направленность и предназначена для реализации работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что сегодня в жизни нашей страны происходят глубочайшие изменения. В связи с этим проблема патриотического воспитания подрастающего поколения выходит на первый план.
Чувство патриотизма, достаточно сложное и многогранное, возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение единения с окружающей действительностью, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Годы работы в детском саду позволяют выявить печальную статистику – скудность знаний детей о родной стране, ее культуре и традициях, неуважительное отношение к историческим памятникам, отсутствие интереса к быту своих предков.
Таким образом, данная тема является интересной, актуальной на современном этапе и должна использоваться в воспитательно-образовательной работе ДОУ.
1.2 НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
При разработке настоящей программы отбирались наиболее доступные темы, которые интересны ребенку старшего дошкольного возраста. Содержание курса реализуется через интеграцию образовательных областей и предполагает личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО. Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную помощь воспитанникам и их семьям, что благотворно влияет на всестороннее развитие каждого отдельного ребенка.
Отличительными особенностями настоящей программы является организация деятельности в форме душевного разговора (бесед), предполагающего свободное размещение воспитанников на занятии, широкое использование народных игр, соблюдение традиций и обычаев. Данный подход способствует активизации интереса детей к изучению и эмоционально насыщает их. Уникальным в своем роде является образ воспитателя, ведущего занятия в русском народном костюме, таким образом интерпретируя собой культуру родной страны, активизируя интерес к ней.
Педагогическая целесообразность программы
Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
Очень важно именно в данном возрасте помочь ребенку почувствовать радость познания, приобрести умения трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, поскольку сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Адресат программы: программа адресована детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Объем программы: программа рассчитана на 36 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
1.3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать у детей представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими;
расширять знания детей о родственных связях, родословной;
дать понятие о семейных традициях;
познакомить ребят с происхождением русских имен и их значением;
способствовать активному участию в хозяйственной деятельности семьи;
формировать такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность;
расширить представления детей о родном крае, его истории, символики, достопримечательностях;
активизировать интерес воспитанников к родному краю;
учить бережно относиться к культурному наследию, природе родного региона;
приобщать детей к истокам русской культуры.
Развивающие:
развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность;
развить память, внимание, мышление, воображение;
развивать связную речь детей;
развивать творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к семье, знакомить со способами выражения заботы, уважения, благодарности;
воспитывать любовь к родному краю, родной стране;
воспитание чувство гражданина и патриота своей страны;
воспитывать толерантность по отношению к другим народам.
1.4 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММАЫ
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых
- принцип возрастообразности и индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
Программа сформирована на основе следующих подходов:
- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе;
- деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы;
- компетентностного подхода, при котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем;
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.5 ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины».
Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Перед педагогами дошкольного образовательного учреждение встаёт вопрос: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, воспитать чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего края, как вызвать интерес к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм.
Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Реализация программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях.
1.6 ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
У детей 6-7-летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка.
Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка. Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.
В продуктивных видах деятельностях старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
1.7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К концу обучения дети…
будут знать:
• историю своего имени;
• историю своей семьи;
• достопримечательности родного края;
• особенности русской культуры;
• основные национальные традиции, обычаи и праздники.
будут уметь:
• следовать устным инструкциям;
• создавать композиции в народном стиле;
• различные изделия русских мастеров;
• выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее.
будет сформировано:
• нравственные качества личности: доброта, уважение к старшим, любовь к Родине;
• навыки социального общения с взрослыми и сверстниками;
• желание быть патриотом своей Родины.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы предполагает наличие тематических разделов:
Введение в курс.
«Мой Род».
«Мои друзья».
«Моя Родина».
«Герои России».
«Моя Малая Родина».
Итоговое занятие
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Введение в курс. |
1 |
1 |
|
2. |
«Мой Род» |
5 |
2 |
3 |
3. |
«Мои друзья» |
6 |
3 |
3 |
4. |
«Моя Родина» |
10 |
3 |
7 |
5. |
«Герои России» |
7 |
4 |
2 |
6 |
«Моя Малая Родина» |
6 |
4 |
2 |
7. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Итого: |
36 |
18 |
18 |
|
2.2 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Месяц |
Тема |
Задачи |
1 |
Сентябрь |
Вводное занятие. «Россия – родина моя». |
Развивать интерес к историческому прошлому России. Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине. |
2 |
Сентябрь |
Знакомство с семьей «Славянские традиции и семьи». |
Воспитывать чувство гордости за семью, уважение и любовь к семейным обычаям и традициям. Учить ценить семью, уважать старших. |
3 |
Сентябрь |
Знакомство с русскими обычаями «Старинные семейные обычаи на Руси». |
|
4 |
Сентябрь |
Знакомство с родословной «Генеалогическое древо» - рисование. |
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; Закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи. |
5 |
Октябрь |
Знакомство с русскими именами «Тайна моего имени» - творческая ОД. |
Знакомить детей со значением собственного имени; Развивать чувство индивидуальности, собственной значимости, самоуважения; Формировать у детей знания о том, что каждый ребенок имеет право на жизнь и имя; Воспитывать чувство любви, уважительное ценностное отношение к себе, к своему имени. |
6 |
Октябрь |
Значение семьи «Семья и семейные ценности». |
Закреплять и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье; Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома, упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким. |
7 |
Октябрь |
Беседа о дружбе. Просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Малыш и Карлсон». |
Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми; Расширять представления детей о таких понятиях как: друг, преданный, дружба, верность; Развивать у детей творческое воображение в изобразительной, художественной, театрализованной деятельности. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать навыки фразовой речи, закреплять умение детей играть в сюжетные игры и сопровождать их речью. |
8 |
Октябрь |
Сюжетно-ролевая игра «Город дружбы». |
|
9 |
Ноябрь |
ОД «Вместе весело шагать». |
|
10 |
Ноябрь |
Коллективная работа: рисование карандашами + обрывная аппликация «Планета дружбы». |
|
11 |
Ноябрь |
Аппликация «Подарок другу». |
|
12 |
Ноябрь |
Создание альбома – коллажа «Мои любимые друзья». |
|
13 |
Декабрь |
ОД «Государственная символика». |
Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.
|
14 |
Декабрь |
ОД «Народные праздники и традиции России». |
Формировать знания и представления детей о культуре русского народа; Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края; Развивать интерес к истории своего народа. Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа. |
15 |
Декабрь |
Беседа «Народные промыслы». |
Познакомить детей с народными промыслами; Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка; Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; Развивать навыки художественного творчества детей. |
16 |
Декабрь |
Лепка «Дымковская игрушка» |
|
17 |
Январь |
Лепка из пластилина «Утварь русских мастеров». |
|
18 |
Январь |
Рисование матрешек. |
|
19 |
Январь |
Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома». |
|
20 |
Январь |
Изготовление тряпичной куклы «Оберег». |
|
21 |
Февраль |
Знакомство с русской народной кухней. |
Познакомить с историей развития русской национальной кухни; Изучать кулинарные рецепты наших предков. |
22 |
Февраль |
ОД «Костюмы народов России». |
Формировать толерантные отношения к детям разных национальностей в процессе ознакомления с народами России. |
23 |
Февраль |
ОД «Герои России». |
Воспитывать любовь к Родине. Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения. |
24 |
Февраль |
Беседа с презентацией «День героев Отечества». |
|
25 |
Март |
Рисование «Памятник «Цветок жизни»». |
|
26 |
Март |
Беседа с презентацией «Женщины – герои» |
Развивать чувство уважения к великим людям России, их достижениям и чувство гордости за свою страну; Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного края, страны. |
27 |
Март |
Знакомство с биографией знаменитых людей. Беседа. |
|
28 |
Март |
Рисование рисунков к произведениям Чарушина и Носова С. |
|
29 |
Апрель |
Прослушивание музыкальных произведений |
|
30 |
Апрель |
ОД «Моя малая Родина». |
Углублять представления о Родине. Расширять представления о родном крае. Познакомить детей с родным поселком (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил поселок. Воспитывать интерес и любовь к родному дому, умение видеть прекрасное, гордиться им. Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, детскому саду, области, стране. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину. |
31 |
Апрель |
Презентация «История родного посёлка». |
|
32 |
Апрель |
Беседа «Знаменитые люди нашего города». |
|
33 |
Май |
Рисование «Любимые места». |
|
34 |
Май |
Коллективная аппликация «Моя улица родная». |
|
35 |
Май |
Чтение К.Д. Ушинский «Наше Отечество». |
|
36 |
Май |
Итоговое занятие. Развлечение «Путешествие по городам России». |
Продолжать знакомить детей с родной страной; Закреплять знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к ним; Воспитывать чувство любви к своей Родине - России, чувство сопричастности к жизни родной страны, к окружающей природе, к её культурному наследию; Формировать желание больше узнать о России. |
2.3 ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
• Познавательный;
• Репродуктивный;
• Частично-поисковый;
• Контрольный.
Тип занятий: комбинированный, диагностический, контрольный.
Формы проведения занятий:
непосредственно образовательная деятельность;
изобразительная деятельность;
чтение художественной литературы, использование художественного слова на занятиях;
игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия;
упражнения на стимулирование мелкой моторики;
досуги и развлечения;
викторины.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:
информационно-рецептивный, который позволяет сократить путь передачи информации;
репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;
проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;
частично-поисковый, где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.
При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:
демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и др.
2.4 СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка),
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства
2.5 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание деятельности |
Срок |
Анкета «Ценности и традиции Вашей семьи» Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка» |
сентябрь |
Консультация «Бабушки и дедушки» Организация развлечения для бабушек и дедушек «С праздником, родные люди!» |
октябрь |
Консультация «Роль отца в семье: поиграй со мною, папа» |
ноябрь |
Изготовление генеалогических деревьев, совместная презентация |
декабрь |
Консультация «23 февраля – семейный праздник» |
февраль |
Консультация «Народные традиции в воспитании детей» Организация дегустации национальных блюд. |
март |
Папка – передвижка «Игры наших дедушек и бабушек» Мастер - класс «Кукла Крупеничка» |
апрель |
Акция «Скажи спасибо ветерану» |
май |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Срок реализации программы |
1 учебный год с 1 сентября по 31 мая |
Количество занятий в год |
36 |
Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/ Объем недельной образовательной нагрузки (мин.) |
1 занятие / 30 мин
|
Выходные |
Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ |
Каникулы |
с 01 по 09 января с 01 июня по 31 августа |
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Цели и задачи Программы подразумевают создание определённой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В групповых помещениях детского сада должны быть созданы центры патриотического воспитания. Материалы и оборудование каждого центра должны соответствовать общим требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеническим требованиям. Наполняемость центра осуществляется педагогами в соответствии с тематикой определённого периода и предполагает сменяемость, материалы должны соответствовать возрасту детей данной возрастной группы
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
двигательную активность;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования
Рекомендуемое общее содержание центра варьируется в зависимости от возраста детей и тематики периода.
3.3 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологический требования к организации общественного питания»
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
Телевизор.
Колонка.
Ноутбук.
Проектор.
Образцы изделий народных мастеров.
Образцы народных кукол.
Макет русской избы.
Материал для творчества (ткань, бумага / картон, ножницы, глина, краски итд).
Иллюстрации по теме.
3.4 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г. - М.: «Сфера».
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2019.
Дополнительная литература
Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: «Сфера», 2008.
Кузьмина И.В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».// Дошкольная педагогика.- 2008.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная программа «Душевный разговор» МДОУ детский сад «Огонёк» предназначена для детей от 6 до 7 лет. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе.
Реализация программы осуществляется на русском языке и строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
Особенности взаимодействия участников образовательных отношений
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности, прививали любовь к малой родине, бережное отношение к труду. Однако без тесного взаимодействия учреждения с семьёй решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями является: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Для эффективной реализации Программы необходимо:
- установление субъект – субъектных отношений всех участников образовательных отношений;
- взрослые и дети – партнёры по совместной деятельности;
- деятельностный принцип организации образовательного процесса – образование через организацию различных видов деятельности детей – является одним из главных способов развития детской инициативы;
- определение характера взаимодействия взрослого и ребёнка как партнёрские отношения. Взрослый вместе с детьми – участник деятельности. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.
Приложение
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
предварительный контроль (диагностика знаний детей на начало учебного года);
текущий контроль (участие в выставках внутри образовательной организации);
промежуточный контроль (участие в конкурсах и выставках);
итоговый контроль (диагностика знаний детей на конец учебного года).
Формы и содержание итоговой аттестации
1. Защита семейных проектов.
2. Изготовление фотоколлажа.
3. Создание видеорепортажа.
2.Тематические выставки в ДОУ.
4.Участие в городских и областных выставках, всероссийских и международных выставках, конкурсах в течение года и т.д.
5. Оформление эстетической развивающей среды в группе, помещениях и территории сада.
Мониторинг освоения общеобразовательной общеразвивающей программы патриотической направленности
«Душевный разговор»
Цель: Определение уровня сформированности у детей старшего дошкольного основ нравственно - патриотического воспитания.
Задачи:
Определить степень освоения ребенком содержания программы.
Выявить индивидуальные особенности развития ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала личности.
Методы:
Игровые задания
Беседы
Анкетирование
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Перспективы и направление деятельности педагога:
проследить динамику развития каждого ребенка;
определить цели и задачи работы на следующий год;
организовать условия для самостоятельной деятельности детей;
способствовать развитию детского творчества.
Оценивание по бальной системе:
Сформирован – 3 балла;
В стадии формирования – 2 балла;
Не сформирован – 1 балл
Подготовительная группа
Критерии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает о родственных связях, родословной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает о семейных традициях, традициях русского народа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет представление о происхождении русских имен и их значением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет представления о родном крае, его истории, символики, достопримечательностях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает природу родного края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет чувства толерантности, гражданственности, патриотизма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СРЕДНИЙ БАЛЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформирован |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В стадии формирования |
|
|
|
|||||||||||||||
Не сформирован |
|
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Материалы подготовил(а): воспитатель Попова Елена Евгеньевна
Скачать
Мне нравится | 0
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.
Отправить нам сообщение
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2025, Все права защищены
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
У нас нет выходных!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2025, Все права защищены

