Дополнительная рабочая программа «Занимательная математика»
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
-учить правильно применять математическую терминологию;
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Дополнительная рабочая программа
«Занимательная математика»
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Лазарева Н. С.
2017 г.
I. Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная
программа позволяет учащимся ознакомиться
со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором
реализации данной программы является
и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать
навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует
познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет
собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный
углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика.
Занятия математического кружка
должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию
символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность
и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть
основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и
направлять. Данная практика поможет
ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету,
достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на
работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка
желательно, чтобы работа проводилась
в малых группах с опорой на индивидуальную
деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации
позволяет
учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на
данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме
данной науки.
Дети получают профессиональные навыки,
которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой
адаптации в обществе.
Решение математических задач, связанных
с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному
развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать
математический образ мышления
Задачи:
-расширять
кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
-расширять
математические знания в области
многозначных чисел;
содействовать
умелому использованию символики;
-учить
правильно применять математическую
терминологию;
-развивать умения
отвлекаться от всех качественных сторон
и явлений, сосредоточивая внимание на
количественных сторонах;
-уметь
делать доступные выводы и обобщения,
обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 60 учебных часа.
Принципы
программы:
1.Актуальность
Создание
условий для повышения мотивации к
обучению математики, стремление развивать
интеллектуальные возможности
учащихся.
2.Научность
Математика
– учебная дисциплина, развивающая
умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и
явлений, делать выводы,
обобщения.
3.Системность
Программа
строится от частных примеров (особенности
решения отдельных примеров) к общим
(решение математических задач).
4.Практическая
направленность
Содержание занятий
кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на
решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и районных олимпиадах
и других математических играх и
конкурсах.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
2 занятия в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные
виды деятельности учащихся:
-решение
занимательных задач;
-оформление
математических газет;
-участие в
математической олимпиаде, международной
игре «Кенгуру»;
-знакомство с
научно-популярной литературой, связанной
с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа
в парах, в группах;
-творческие
работы.
Ожидаемые
результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род»0;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
III. Календарно-тематический план
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе
|
Виды деятельности |
Форма контроля |
||
лекция |
П/ р |
С/ р |
||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |
1 |
1 |
|
|
Определение интересов, склонностей учащихся. |
|
2. Как люди научились считать. |
2 |
1 |
1 |
|
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
конкурс на лучшую презентацию |
3. Интересные приемы устного счёта. |
1 |
|
|
|
устный счёт |
математический диктант |
4. Решение занимательных задач в стихах. |
2 |
|
1 |
1 |
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
тестирование |
5. Упражнения с числами |
2 |
|
1 |
1 |
работа с алгоритмами |
тестирование |
6. Учимся отгадывать ребусы. |
2 |
|
|
2 |
составление математических ребусов |
конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. |
2 |
|
|
2 |
решение теста -кроссворда |
проверочный тест |
8. Упражнения с числами |
2 |
|
1 |
1 |
работа с алгоритмом |
контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач.
|
1 |
|
|
1 |
самостоятельная работа |
мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
2 |
|
1 |
1 |
составление схем, диаграмм |
тестирование |
11. Загадки- смекалки. |
2 |
|
2 |
|
составление загадок, требующих математического решения |
конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». |
2 |
|
1 |
1 |
работа с таблицей разрядов |
тест |
13. Обратные задачи.
|
2 |
|
1 |
1 |
работа в группах «Найди пару» |
познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». |
2 |
|
1 |
1 |
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
тестирование |
15.Задачи с изменением вопроса. |
2 |
|
1 |
1 |
инсценирования задач |
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». |
2 |
1 |
|
1 |
проектная деятельность |
конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. |
2 |
|
1 |
1 |
решение задач на установление причинно-следственных отношений |
тестирование |
18.Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
|
1 |
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
2 |
|
|
2 |
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
20. Школьная олимпиада |
2 |
|
|
2 |
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
21. Игра «Работа над ошибками» |
2 |
|
2 |
|
работа над ошибками олимпиадных заданий |
тестирование |
22.Математические горки. |
2 |
|
2 |
|
решение задач на преобразование неравенств |
конкурс на лучший «Решебник» |
23. Наглядная алгебра. |
2 |
|
|
2 |
работа в группах: инсценирование |
тестирование |
24.Решение логических задач. |
2 |
|
1 |
1 |
схематическое изображение задач |
тестирование |
25.Игра «У кого какая цифра» |
1 |
|
|
1 |
творческая работа |
тестирование |
26.Знакомьтесь: Архимед! |
2 |
1 |
|
1 |
работа с энциклопедиями и справочной литературой |
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. |
2 |
|
1 |
1 |
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
|
28.Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
1 |
|
|
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
викторина |
29.Задачи с многовариантными решениями. |
2 |
|
1 |
1 |
Работа в парах по решению задач |
школьная олимпиада |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
2 |
|
1 |
1 |
составление знаковых систем |
тест |
31.Задачи с многовариантными решениями. |
2 |
|
1 |
1 |
индивидуальная работа |
тестирование |
32.Математический КВН |
2 |
|
1 |
1 |
работа в группах |
школьная олимпиада |
33. Круглый стол «Подведем итоги» |
4 |
|
|
|
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
анкетирование |
Содержание программы
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 2 часа
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 2 часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 2 часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
2 часа
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 2 часа
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 2 часа
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 2 часа
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 2 часа
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 2 часа
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 часа Систематизация знаний по изученным разделам.
Список литературы
1.Агаркова
Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы.
Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся
думать. Занимательные логические задачи,
тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет.
С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е.
Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995
4.Белякова О. И. Занятия математического
кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель,
2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего
характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие
творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г.
Занимательные материалы. М.: «Вако»,
2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего
ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная
арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова
О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с
контрольными вопросами и великолепными
игровыми задачами. 1 – 4 классы. М.,
2004
11.Методика работы с задачами
повышенной трудности в начальной школе.
М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа»
Ежемесячный научно-методический журнал
Материалы подготовил(а): Лазарева Наталия Сергеевна
Мне нравится | 1