Формирование читательской компетентности младшего школьника

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Библиотека материалов Дум Думыча

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

В узком смысле слова - интерес к чтению, это интерес к механизму прочитывания. Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз. В широком смысле слова0;читательский интерес, активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. "Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни."

Эти слова положены в основу моей системы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников, основанной на соблюдении следующих принципов: постепенность, последовательность, от простого к сложному; систематичность.

В качестве подготовительной работы перед чтением следует речевая разминка: чтение слогов в прямом и обратном порядке, дополни слог до слова, проговаривание чистоговорок и скороговорок, а также помогает дидактическое пособие к Азбуке «Читалочка». (Слайд 2) Уже в первом классе, кроме обязательной работы по чтению текстов в Азбуке и учебнике по литературному чтению, начинается работа с Дневником читателя. ( Слайд 3) Книжные магазины предлагают свой широкий ассортимент дневников читателя. (Слайд 4) Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка.

Учащимся своего класса предлагается для самостоятельного прочтения небольшие тексты с заданиями. На начальном этапе использую тексты, в которых слова поделены на слоги. Позже деление на слоги дается только многосложных слов. Это способствует быстрому слоговому чтении с переходом на целые слова. Читать текст можно как в классе, так дома. Начинать такую работу можно 1 раз в две недели, постепенно переходя на 1 раз в неделю. (Сла 5)

Сначала я даю простые задания – нарисовать героя, понравившийся фрагмент, просто выделить цветом ответы на вопросы (Слайд 6), а на следующем этапы именно выписать из текста подходящее предложение,

выделение главной мысли текста,

нахождение в тексте предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения,

подбор пословиц к произведению,

подбор заголовка к тексту,

определи стиль текста (научный или художественный)

определи последовательность событий и т.д.

Предлагаемые задания помогают детям лучше понять содержание текста, способствуют обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, обрабатывать её и подготавливает к самостоятельному ведению дневника. А сами тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся.

Работа с дневником читателя в первом классе обязательно сопровождается самооценкой (Слайд 7). Ученик может оценить не только свое чтение, но и то на сколько хорошо он справился с заданиями. Важно и помощь взрослого (родителя и учителя), которые тоже могут оценить и проследить динамику работы своего ребенка. Как правило, родители положительно относятся к данному виду работы и помогают вести дневник. Часто рекомендуют или выбирают книгу с учетом интересов своего ребенка.

Очень важным элементом работы с дневником читателя на начальном этапе – это время работы. Так как тексты примерно одинаковые по объему, то можно засекать время, потраченное на прочтение и выполнение заданий. Это позволяем учащемуся самому проследить динамику работы с текстом:

стал быстрее читать, стал читать медленнее, меньше трачу время на выполнение заданий и т.д. У учащихся растет желание прочитать лучше (без ошибок), выразительнее и быстрее, чем в прошлый раз.

Следующий этап – это чтение небольших книг. Это учит саму искать книгу дома, в библиотеке или книжном магазине. А современные технические новинки, как то электронные книги, могут оказать неоценимую услугу учителю. Отсутствие наличия текста на уроке уже невозможно объяснить тем, что книги в библиотеке нет. Книгу, если хочешь прочитать, можно найти в любом формате. Меняется и сам дневник (и здесь возможны разные варианты – Слайд 8-9), но сохраняется самооценка. Кроме этого в начале или в конце дневника можно сделать «Замок Читателя». Прочитав книгу и заполнив дневник, ученик закрашивает кирпичик своего замка. Этот небольшой соревновательный момент подталкивает ребенка снова и снова увлечься чтением. Можно также сделать башни замки – именными, например: сказки, рассказы, стихотворения. Так легко выявить читательские предпочтения каждого ребенка и класса в целом.

Такая систематическая работа с текстом вырабатывает не просто привычку читать, а осознанное отношение к тексту, формирует читательский интерес и вкус. У кого-то появляется любимый автор, кто-то определяется с любимым жанром литературы.

Формирование читательских интересов младших школьников - это важная педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального и духовного становления личности.



Материалы подготовил(а): Смирнова Ольга Валерьевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение