Главная / Библиотека / СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Главная | Конкурсы и олимпиады Подать заявку, скачать задания, внести ответы, скачать награды с подарками |
Правила участия |
Задания онлайн |
Библиотека | Календарь событий |
Контакты |
Скачивание сейчас станет доступно...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Оплата сейчас станет доступна...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Скачивание сейчас начнется...
Не забудьте поделиться материалом в социальных сетях с Вашими коллегами
<
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
Развитие речи, овладение родным языком, посредством чтения, является одним из важнейших навыков ученика коррекционной школы, что в дальнейшем позволит ему адаптироваться в обществе. Внеклассная деятельность по формированию читательской компетентности учащихся в коррекционной школе - важная часть учебно-воспитательного процесса, совокупность форм, методов, приёмов воспитательной деятельности.
Библиотека материалов Дум Думыча
Формирование читательской компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе
Шуранец Галина Ивановна,
Государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I-II,V видов», г. Тирасполь
Низкий читательский интерес детей и молодежи приводит к тому, что обедняется их словарный запас, снижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей, нарушается вхождение ребёнка в общество, его знакомство с нравственными идеалами. Это приводит к духовному отчуждению представителей всех поколений. Воспитание у детей бережному отношению к книге, любви к чтению, есть важной задачей каждого учебного учреждения.
Для коррекционного учреждения это имеет важное значение, так как здесь обучаются дети с особыми образовательными потребностями, у которых низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес. Развитие речи, овладение родным языком, посредством чтения, является одним из важнейших навыков ученика коррекционной школы, что в дальнейшем позволит ему адаптироваться в обществе. Необходимо отметить, что в коррекционной педагогике не нашел глубокого освещения этот вопрос, поэтому данная проблема приобретает особую теоретическую и практическую актуальность.
Проблемой формирования читательской компетентности детей занимались учёные: Г.А. Папуткова, Г.К. Селевко, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Сметанникова и другие. Названные исследователи считали, что формирование читательской компетентности у детей способствует приобретению ими новых знаний, которые помогут в дальнейшем обучении и в практической жизни.
Внеклассная работа по развитию интереса к чтению направлена на ознакомление учащихся с детской литературой, книгой и авторами. Перед воспитателем встает задача поиска различных методов, форм работы, приемов и средств, которые помогли бы учащемуся коррекционной школы научиться читать, понимать прочитанное и полюбить книгу.
Педагоги, психологи предлагают множество форм по развитию читательского интереса школьников, а следственно и читательской компетентности:
- праздник книги
- спектакль по произведениям
- диалог
- занятия в кружках
- конкурсы, викторины, игры
- экскурсии
- конкурс чтецов и др.
Кроме того:
- драматизация эпизода из сказки, понравившегося произведения
- рисунки к прочитанному самостоятельно тексту
- выступления театральной студии
- библиотечные уроки в помещении библиотеки
- создание маленькой обменной библиотеки класса
- «Тихое чтение» в группе (читают любимую книгу)
Формирование навыков чтения у детей с особыми образовательными потребностями проходит замедленно. Дети плохо читают, не понимают прочитанное, не могут пересказать. Важное значение в формировании навыков чтения, развитии связной речи и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями имеет внеклассное чтение. Для внеклассного чтения воспитатель может самостоятельно подобрать те литературные произведения, которые будут понятны детям и положительно повлияют на их всестороннее развитие.
Не всегда школьная программа отвечает интересам и возможностям детей с нарушениями в развитии. И тогда на помощь педагогам приходит чтение произведений, которые не входят в школьную программу, но при этом имеют огромную художественную и воспитательную ценность. Для более лёгкого восприятия детьми используются русские народные и литературные сказки, а также небольшие рассказы с несложным содержанием.
На внеклассном чтении дети знакомятся с биографией автора произведения, его внутренним миром и личными убеждениями. Для лучшего восприятия материала и эмоционального воздействия на детей на внеклассном чтении используются иллюстрации, портреты, музыка. Особое внимание воспитателями школы уделяется построению занятия так, чтобы во время него решались задачи не только по формированию читательского интереса, читательских умений и навыков, но и коррекционные. С учётом психологических особенностей детей, в учреждении создана структура занятия, которая включает в себя различные формы коррекционной работы и частую смену деятельности.
Для того, чтобы удержать внимание детей на протяжении занятия, повысить интерес к чтению, педагоги Безруких М.М., Заика Е.В. рекомендуют следующие способы чтения:
- чтение цепочкой
- чтение вполголоса
- жужжащее чтение
- чтение с пометкой непонятных слов
- комментированное чтение
- чтение «Разведка»
- чтение «Молния»
- поиск в тексте заданных слов
Чтение «Разведка». Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы педагога. Таким образом учащиеся учатся вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте.
По команде «Молния». Дети читают на максимально доступной каждому ученику скорости про себя, а затем вслух.
Поиск в тексте заданных слов. Перед чтением педагог даёт задание найти в тексте заданное слово и подчеркнуть его.
С целью развития осознанного чтения воспитатели используют следующие приёмы:
- Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
- Чистоговорки, многократное повторение, ритмические упражнения
- Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения задаются вопросы «Что будет дальше?», «Как вам кажется, к чему это приведет?»).
- «Ловушка». Воспитатель читает знакомый текст и заменяет часть текста другим. Ученики ищут замену.
- Чтение – пение. Дети выбирают мотив знакомой песни и пропевают стихотворение или отрывок рассказа.
- Чтение «кричалок», «ворчалок».
- Подбор иллюстрации к тексту.
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Чтение по ролям. Любимый у учащихся вид чтения – вызывает массу чувств, эмоций.
- Нахождение самого длинного (короткого, непонятного и т.п.) слова.
Кроме занятий по внеклассному чтению, воспитатели используют ежедневное пятиминутное чтение, которое проходит в форме жужжащего чтения. После чтения воспитателем задаются вопросы по тексту.
Во внеурочное время воспитатели формируют интерес детей к книге и к чтению через массовые формы работы с детьми. Такие как:
- Неделя детской книги
- Конкурс чтецов
- Поход в библиотеку
- Республиканские фестивали и конкурсы
- Концерты
Данные мероприятия привлекают детей, раскрывают их скрытые таланты и являются «рекламой» книги и чтения.
Таким образом, внеклассная деятельность по формированию читательской компетентности учащихся в коррекционной школе - важная часть учебно-воспитательного процесса, совокупность форм, методов, приёмов воспитательной деятельности. А также интересная форма организации досуга детей с целью развития их словарного запаса, коммуникативных навыков и всестороннего развития.
Предполагаем, что, используя в работе интересные для детей формы и методы, воспитатели школы сформируют у детей с особыми образовательными потребностями читательскую компетентность, интерес и любовь к книге.
Окружайте детей интересными, яркими книгами. Учитывайте интересы и возможности каждого ребёнка. Используйте творческие задания, словесные дидактические игры. Только живое, эмоциональное ведение занятий по чтению привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению.
Спасибо!
Библиография:
1. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №10.
2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008
3. Пузанов Б.В. Коррекционная педагогика Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Москва, 2010
4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2003
5. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития Нижегородский государственный университет, 2006
6. Интернет источники
http://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-chitat-dumat-pisat-sochineniya/
http://kopilkaurokov.ru
Материалы подготовил(а): воспитатель ГПД Шуранец Галина Ивановна
Скачать
Мне нравится | 0
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.
Отправить нам сообщение
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2024, Все права защищены
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
У нас нет выходных!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2024, Все права защищены