Формирование орфографической зоркости у младших школьников (1 класс)

Работа над формированием орфографической зоркости широка и объёмна. Как научить первоклассника видеть орфограмму в слове? Для этого нужна система. В этом материале я постаралась показать пути формирования орфографической зоркости у младших школьников. Учитель начальных классов Шмидт О.В.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Учитель начальных классов Шмидт О.В.


Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Работа над формированием орфографической зоркости широка и объемна. В 1-ом классе мы ставим своей задачей научить детей видеть “опасное” место в слове; определять вид орфограммы; проверять написание (можно не вводить слово “ор­фограмма”, но если уже почувствовали, что дети для этого “созрели”, то обяза­тельно объяснить, растолковать значение этого слова: “орфос” - правильно, “грам­ма” - буква).

Видов орфограмм немного:

  • гласные, проверяемые ударением;

  • гласные, не проверяемые ударением;

  • заглавная буква в начале слова;

  • заглавная буква в именах, фамилиях...

  • ь для обозначения мягкости;

  • черточка при переносе;

  • гласная после шипящих;

  • ь и ъ разделительные знаки.

Задача педагога научить ребёнка видеть опасное место не только на изученные орфограммы (в этом проявляется настоящая орфографическая зоркость).

В 1 классе еще в период обучения грамоте дети сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв (сравните дом - дома). Уже здесь назревает необходимость ввода орфограммы, хотя само понятие мы не называем. Сначала объясняется сущность явления, вскрывается его особенность сравнительно с обыч­ным письмом. На Доске записывается слово “дом” (или подобное: слово без ор­фограммы).

-Возможна ли ошибка в данном слове? - Спрашивает учитель.

-Нет.

Замена любой буквы в данном слове приводит к разрушению слова или заме­не его смысла.

А теперь посмотрим, что произойдет, если заменить букву безударного глас­ного в слове вода. Напишем это слово с буквой а в корне вместо о. Значение слова не изменилось, произношение тоже, хотя в слове есть “трудное”, “ошибкоопасное” место.

В русском языке есть очень много правил, которые мы будем учить, чтобы пи­сать без ошибок. А пока мы уже сейчас с вами будем учиться находить в словах “трудные” места и постараемся не сделать в них ошибок.

Для мотивации правопи­сания важно, чтобы учащиеся поняли его систему, его целесообразность, не случай­ность правил и требований. В начальных классах трудно добиться этого, так как изучается лишь небольшое количество правил. Однако логику орфографической системы, ее общее основание, ее стержень все же дать учащимся можно, благодаря коммуникативному подходу к включению учащихся в исследовательский процесс.

Попытаемся самих детей поставить в положение “изобретателей” письма. Это дидактическая игра, но в этой игре дети проходят путь изобретателя, конструкто­ра, который создает знаки письма, правила обозначения речи на письме, устанав­ливает правила правописания.

Речь состоит из предложений. “Предложение” - это первое языковое понятие в школе, оно начинает формироваться на уроках подготовительного периода в 1 классе. Дети еще не знают букв, но уже “записывают” предложение, изображают его в виде схемы, моделируют его:

Например: Высоко летит самолет.

Далее дети узнают, что предложение состоит из слов. Перед ними возникает

вопрос: “Как же изобразить слова?” Сами же дети предлагают изобразить слова отдельными черточками, тогда слово будет отделено от другого слова промежут­ков (пробелом): ____________ _____________ _______________

Так дети приходят к первому в их жизни правилу правописания: слова в пред­ложении пишутся отдельно одно от другого.

Данное предложение состоит из трех слов, по схеме это сразу видно.

В тексте несколько предложений. Как же отделить их друг от друга?” - дума­ют дети. Начинается поиск способа обозначения начала предложения.

При коммуникативном подходе дети понимают логику письма, целесообраз­ность правил, ибо эти правила предложены ими. В своей работе над развитием орфографической зоркости мы опираемся на систему П. С. Тоцкого. Основная идея этой системы - орфографическое и орфоэпическое чтение. Обучение проводится путем четкого проговаривания слов, предложений, текстов. Хоровое проговаривание не оставляет незамеченным ученика, который делает ошибки.


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Ольга Викторовна Шмидт

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение