Формирование орфографической зоркости у младших школьников (1 класс)
Работа над формированием орфографической зоркости широка и объёмна. Как научить первоклассника видеть орфограмму в слове? Для этого нужна система. В этом материале я постаралась показать пути формирования орфографической зоркости у младших школьников. Учитель начальных классов Шмидт О.В.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Учитель начальных классов Шмидт О.В.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Работа над формированием орфографической зоркости широка и объемна. В 1-ом классе мы ставим своей задачей научить детей видеть “опасное” место в слове; определять вид орфограммы; проверять написание (можно не вводить слово “орфограмма”, но если уже почувствовали, что дети для этого “созрели”, то обязательно объяснить, растолковать значение этого слова: “орфос” - правильно, “грамма” - буква).
Видов орфограмм немного:
гласные, проверяемые ударением;
гласные, не проверяемые ударением;
заглавная буква в начале слова;
заглавная буква в именах, фамилиях...
ь для обозначения мягкости;
черточка при переносе;
гласная после шипящих;
ь и ъ разделительные знаки.
Задача педагога научить ребёнка видеть опасное место не только на изученные орфограммы (в этом проявляется настоящая орфографическая зоркость).
В 1 классе еще в период обучения грамоте дети сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв (сравните дом - дома). Уже здесь назревает необходимость ввода орфограммы, хотя само понятие мы не называем. Сначала объясняется сущность явления, вскрывается его особенность сравнительно с обычным письмом. На Доске записывается слово “дом” (или подобное: слово без орфограммы).
-Возможна ли ошибка в данном слове? - Спрашивает учитель.
-Нет.
Замена любой буквы в данном слове приводит к разрушению слова или замене его смысла.
А теперь посмотрим, что произойдет, если заменить букву безударного гласного в слове вода. Напишем это слово с буквой а в корне вместо о. Значение слова не изменилось, произношение тоже, хотя в слове есть “трудное”, “ошибкоопасное” место.
В русском языке есть очень много правил, которые мы будем учить, чтобы писать без ошибок. А пока мы уже сейчас с вами будем учиться находить в словах “трудные” места и постараемся не сделать в них ошибок.
Для мотивации правописания важно, чтобы учащиеся поняли его систему, его целесообразность, не случайность правил и требований. В начальных классах трудно добиться этого, так как изучается лишь небольшое количество правил. Однако логику орфографической системы, ее общее основание, ее стержень все же дать учащимся можно, благодаря коммуникативному подходу к включению учащихся в исследовательский процесс.
Попытаемся самих детей поставить в положение “изобретателей” письма. Это дидактическая игра, но в этой игре дети проходят путь изобретателя, конструктора, который создает знаки письма, правила обозначения речи на письме, устанавливает правила правописания.
Речь состоит из предложений. “Предложение” - это первое языковое понятие в школе, оно начинает формироваться на уроках подготовительного периода в 1 классе. Дети еще не знают букв, но уже “записывают” предложение, изображают его в виде схемы, моделируют его:Например: Высоко летит самолет.
Далее дети узнают, что предложение состоит из слов. Перед ними возникает
вопрос: “Как же изобразить слова?” Сами же дети предлагают изобразить слова отдельными черточками, тогда слово будет отделено от другого слова промежутков (пробелом): ____________ _____________ _______________
Так дети приходят к первому в их жизни правилу правописания: слова в предложении пишутся отдельно одно от другого.
Данное предложение состоит из трех слов, по схеме это сразу видно.
“В тексте несколько предложений. Как же отделить их друг от друга?” - думают дети. Начинается поиск способа обозначения начала предложения.
При коммуникативном подходе дети понимают логику письма, целесообразность правил, ибо эти правила предложены ими. В своей работе над развитием орфографической зоркости мы опираемся на систему П. С. Тоцкого. Основная идея этой системы - орфографическое и орфоэпическое чтение. Обучение проводится путем четкого проговаривания слов, предложений, текстов. Хоровое проговаривание не оставляет незамеченным ученика, который делает ошибки.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Ольга Викторовна Шмидт
Мне нравится | 0