Формирование осознанной мотивации к учёбе у детей подготовительной группы
👩🏫Тематический план организованной образовательной деятельности.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Поэтому формирование мотивации к учёбе в школе является одной из первостепенных задач педагога в ДОУ.
Библиотека материалов Дум Думыча
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Поэтому формирование мотивации к учёбе в школе является одной из первостепенных задач педагога в ДОУ.
Обоснование проблемы:
Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
Несформированность внутренней позиции дошкольника.
Низкие познавательные процессы.
Цель: Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.
Задачи:
Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе;
Сформированность внутренней позиции дошкольника;
Развитие интеллектуальных способностей (мышление);
Развитие памяти, внимания, воображения;
Развитие познавательной активности;
Развитие речи;
Развитие крупной и мелкой моторики.
Тематический план организованной образовательной деятельности
Сентябрь - диагностика уровня познавательных способностей детей
на начало учебного года.
Октябрь
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра № 1
Развитее логического
мышления и памяти,
словарного запаса,
активного внимания
навыков общения,
воображения.
- Игра «Подбери пару к
картинке»,
- игра «Овощи»,
- игра «Запомни картинки»,
- упражнение на релаксацию и
развитие воображения
«Порхание бабочки».
Игра №2
Развитие внимания, памяти,
словарного запаса
- Игра «Поставь пальчик»,
- Игра «Фрукты»,
- Задание «Выложи картинки в
том порядке, как ты только что
видел»,
- Упражнение на релаксацию и
развитие воображения «Тихое
озеро».
Игра № 3
Развитие мыслительных
процессов, внимания,
памяти, мимики,
пантомимики.
- Игра «Изобрази явление»,
- Игра «Чем похожи»,
- Задание «Вспомни движение,
точно характеризующее
данное явление»,
- Упражнение на релаксацию и
развитие воображения «Полет
высоко в небе»
Игра № 4
Развитие у детей творческих
способностей, словарного
запаса, восприятия формы,
обучение быстрому и
точному реагированию на
сигнал, развитие мышления,
умения подбирать видовые и
родовые понятия.
- Игра «Кто наблюдательнее»,
- Игра «Будь внимателен»,
- Игра «Подбери пару к
слову»,
- Упражнение на релаксацию и
развитие воображения
«Путешествие в волшебный
лес».
Ноябрь
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра №1
Развитие мыслительных операций;
стимулирование внимания,
точного и быстрого
реагирования на сигнал;
- расширение объема
внимания и развитие памяти.
- Игра «Кто это или что это?»,
- Игра «Позы»,
- Задание «Выложи цифры так, как только что видел на доске»,
- Упражнение на релаксацию и
развитие воображения
«Порхание бабочки».
Игра №2
- Расширение словарного
запаса;
- развитие активного
внимания, способности к
согласованному
взаимодействию;
- развитие мыслительных
процессов.
- Игра «Цветы»,
- Игра «Лиса с лисятами и сокол»,
- Задание «Разложи карточки по рядам и столбцам так, чтобы в рядах и столбцах ни
разу по две одинаковых не оказывалось»,
- Упражнение на релаксацию и
развитие воображения
«Плывем в облаках».
Игра №3
- Развитие навыков анализа,
синтеза и обобщения в
процессе проведения
классификации по родовым
категориям;
- Развитие активного
внимания;
- Игра «Слушай хлопки»,
- Задание «Выложи буквы так, как только что видел»,
- Задание «Разложи карточки
на группы так, чтобы три
карточки были подходящими
друг другу по какому-то
признаку , а одна не
подходила»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»
Игра №4
- Развитие мыслительных
процессов;
- развитие зрительной памяти
и внимания.
- Игра «Чем похожи?»,
- Игра «Поезд»,
- Задание «Закрой карточкой
картинку, которая не
подходит к остальным»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».
Декабрь
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра №1
- Развитие мыслительных
операций анализа и сравнения;
- развитие словарного запаса,
слухового внимания,
способности к согласованному
взаимодействию;
- развитие слухового внимания и памяти.
- Игра «Что это?»,
- игра «Посуда»,
- Задание «Нарисуй два
треугольника, один квадрат,
один прямоугольник, третью
фигуру зачеркни»,
- упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Порхание бабочки».
Игра №2
- Развитие аналитического мышления;
- развитие воображения,
слухового внимания;
- увеличение объема внимания;
- развитие памяти
- Игра «Подбери картинку к
паре»,
- Игра «Придумай движение»,
- Задание «Выложи кружки в
той последовательности, как
только что видел»,
- Игра «На что это похоже?»
Игра №3
Развитие логического мышления,
умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков
делать умозаключение и
устанавливать закономерности в
изображении;
- Задание «Подбери четвертую фигуру»,
- Игра «Палочки»,
- Игра «Угадай: какой буквы
не стало?»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения
в «Радуга»
Игра №4
- Развитие логического мышления;
- развитие воображения,
моторно - слуховой памяти;
расширение и активизирование детского словаря.
- Задание «Назови три
предмета белого, синего,
красного цвета»,
- Игра «Запомни позу»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Воздушный шарик».
Январь
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра №1
- Развитие мыслительных
операций анализа и сравнения;
- развитие словарного запаса,
слухового внимания, способности к волевому управлению поведением;
- развитие воображения, снятие усталости
- Игра «Угадай по описанию»,
- игра «Транспорт»,
- Задание «Нарисуй три
треугольника и один круг,
первую фигуру зачеркни»,
- упражнение на релаксацию и развитие воображения «Что
мы представляем, когда слушаем музыку».
Игра №2
- Развитие объема внимания;
-развитие мышления и речи;
-формирование способности управлять своим поведением
- развитие и памяти, представления о форме.
- Задание «Прочитайте слоги.
Какие слова можно выложить
из этих слогов?»,
- Игра «будь внимателен»,
- Задание «Вспомни и назови
предметы, похожие на круг,
квадрат, треугольник»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Порхание бабочки».
Игра №3
- Развитие внимания и объёма памяти;
- развитие словарного запаса;
- развитие аналитического мышления
- Игра с мячом «Что к чему
подходит»,
- Игра «Птицы»,
- Задание «Посмотри
внимательно, какие предметы
в какой последовательности на ней расположены»,
- Упражнение на релаксацию.
Игра №4
- развитие навыков анализа и
синтеза;
- развитие внимания;
- развитие воображения;
- Задание «разложи картинки
по кучкам так, чтобы каждую
группу можно было назвать
одним словом»,
- Игра «Слушай хлопки»,
- Задание «Дорисуй, чтобы
получилась картинка
Февраль
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра №1
- Развитее логического мышления и памяти, словарного запаса;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро
переключать внимание;
- развитие у ребят представлений о цвете, активизация речи.
- Задание «расставь в каждом
ряду знаки, ни разу не
повторяя его (ряд)»,
- игра «Слушай и выполняй»,
- игра «Кто назовет больше
предметов»,
- упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Отдых».
Игра №2
- Развитие целенаправленного
слухового внимания;
- развитие моторно слуховой пространственной памяти.
- Игра «Поставь пальчик»,
- Игра «Запомни свое место»,
- Задание «Придумай загадку»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».
Игра №3
Развитие логического
мышления;
- развитие слухового внимания, воображения;
- развитие мелкой моторики;
- снятие напряжения и
возбуждения.
- Игра «Самый смекалистый»,
- Игра «Запомни позу»,
- Задание «Дорисуй, чтобы
получилась сюжетная
картинка»,
- Игра «Слушай свое имя»
Игра №4
- Развитие мышления и речи;
- развитие словарного запаса,
слухового внимания, способности слышать и реагировать на звуковой сигнал.
- Игра «Картинки -загадки»,
- Игра «Профессии» ,
- Задание «Запиши буквы, как
запомнил»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».
Март
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра №1
- Расширение и активизация
словаря на основе умения
использовать прошлый опыт;
- формирование способности
самоконтроля, самостоятельной
мобилизации усилий;
- Задание «Кто или что может
быть высоким, холодным,
коротким, твердым,
жидким?»,
- игра «Запретное число»,
- задание «Посмотри
внимательно и выложи буквы
у себя на карточке так, как
только что видел»,
- упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Порхание бабочки».
Игра №2
- Развитие восприятия и
мышления;
- развитие образной памяти,
воображения;
- расширение объема внимания, развитие способности к
сосредоточению.
- Игра «Угадай игрушку»,
- Игра «Слушай хлопки»,
- Задание «Найди два
одинаковых числа»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».
Игра №3
- Развитие мыслительной
ассоциативных связи;
- воспитание у детей
организованности и способности к волевому управлению своим
поведением, расширение к
словарного запаса;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие воображения.
- Задание «Нарисуй 3
треугольника, 1 квадрат, 2
- воспитание у детей овала, четвертую фигуру зачеркни»,
- Игра «Звери»,
- Задание «Придумай по картинкам предложение», -Упражнение на релаксацию «Музыкальная шкатулка».
Игра №4
-Развитие мышления и речи;
- развитие моторно-слуховой
памяти, эмоций, воображения;
- развитие мыслительных способностей.
- Игра «Поезд»,
- Игра «Придумай и запомни
позу»,
- Задание «используя алфавит,
напиши слово, которое
зашифровано числами»,
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Плывем на облаках».
Апрель
Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний)
Игра №1
Развитие у детей мыслительных способностей, внимания,
пространственного восприятия,
памяти;
- развитие воображения;
- развитие мелкой моторики;
- игра «Чистый лист»,
- игра «Позы»,
- игра «Отвечай быстро»,
- упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Отдых на море».
Игра №2
- Развитие восприятия и
мышления;
- развитие навыков произвольного поведения;
- расширение объема внимания, развитие способности к
сосредоточению.
- Задание «Посмотри
внимательно и нарисуй, что
запомнил»,
- Игра «Филя, где ты?»,
- Задание « какое слово здесь
зашифровано»
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения.
Игра №3
- Развитие внимания и объема памяти;
- развитие словарного запаса;
-развитие аналитического мышления
- Игра с мячом «Что к чему подходит»,
- Игра «Птицы»,
-Задание «Посмотри внимательно, какие предметы
в какой последовательности на ней расположены»,
- Упражнение на релаксацию.
Игра №4
- снятие страха перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе.
- Игра «Школа».
Май - диагностика уровня познавательных способностей детей
на конец учебного года.
План работы
Срок проведения
мероприятий
Работа с детьми
1.
Экскурсия в школу: общее знакомство со зданием,
пришкольным участком, спортивным залом.
Сентябрь
2.
Посещение учителями начальных классов родительских собраний «Что должны знать дети и родители при подготовке к школе» (открытые просмотры детской деятельности с участием родителей)
В течение года
3.
Мониторинг готовности воспитанников к школьному обучению на начало учебного года
Сентябрь
4.
Мониторинг готовности воспитанников к школьному обучению на конец учебного года
Апрель
5.
Просмотр мультфильмов на тему «Школа»
Ноябрь
6.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная
форма», «Мне трудно!», «Переменка»
Декабрь
7.
Совместная выставка рисунков на тему «Когда я стану школьником», «Вспомним о детском саде»
В течение года
8.
Образовательная деятельность с детьми по развитию познавательных процессов при подготовке к школе
В течение года
Работа с родителями
1
Оформление стенда и страничке на сайте детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников»
В течение года
2.
Общее собрание для родителей с участием педагогов МБОУСОШ № 2
Октябрь
3.
Расширенное заседание родительского комитета
«Адаптация первоклассника к школьному обучению»
Февраль
4.
Консультация для родители «Психологическая
готовность детей к школе»
Апрель
5.
Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.
Ноябрь
6.
Оформление наглядной информации для родителей
В течение года
7.
Консультации для родителей по подготовке ребенка к
школе
В течение года
8.
Дни открытых дверей в детском саду
Май
Результат:
Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование « Я в школе» в начале и в конце проекта, По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников - мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).
Организована для родителей фотовыставка - отчёт «Мы будущие школьники!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту.
Список использованной литературы
Андреева А. д., Вохмянина Т. В . «Программа работы психолога в детском
дошкольном учреждении» - М., Центр психологической службы, 1994г.
Гуткина Н. И. «Психологическая, готовность к школе»0;
Центр, 1993;
Доналдсон М. «Мыслительная деятельность детей» - М., Педагогика Пресс, 1985;
Ермолаева М В., Миланович Л. Г. «Методы работы психолога с детьми
дошкольного возраста» - М., Институт практической психологии, 1996;
Забрамная С. Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» М.,
Педагогика-Пресс, 1993;
Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и
коррекционные программы»0;
Фопель К. «Привет, ножки!»0;
Фопель К. «Привет, ручки!»0;
Фопель К. «Привет, глазки!»0;
Фопель К. «Привет, ушки!»0;
Фопель К. «С головы до пят»0;
Ильина М.В. «Чувствуем - познаем - размышляем» (комплексные занятия
для восприятия и эмоциональной волевой сферы у детей 5-6 лет) - М.,
Издательство Арктики, 2004 г.
Материалы подготовил(а): воспитатель Комарова Светлана Иосифовна
2020-06-21
Мне нравится | 1
