Главная / Библиотека / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Формирование осознанной мотивации к учёбе у детей подготовительной группы

👩‍🏫Тематический план организованной образовательной деятельности.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Поэтому формирование мотивации к учёбе в школе является одной из первостепенных задач педагога в ДОУ.

Библиотека материалов Дум Думыча

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.

Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Поэтому формирование мотивации к учёбе в школе является одной из первостепенных задач педагога в ДОУ.





Обоснование проблемы:

  1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

  2. Несформированность внутренней позиции дошкольника.

  3. Низкие познавательные процессы.



Цель: Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.



Задачи:

  1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе;

  2. Сформированность внутренней позиции дошкольника;

  3. Развитие интеллектуальных способностей (мышление);

  4. Развитие памяти, внимания, воображения;

  5. Развитие познавательной активности;

  6. Развитие речи;

  7. Развитие крупной и мелкой моторики.



















Тематический план организованной образовательной деятельности



Сентябрь - диагностика уровня познавательных способностей детей

на начало учебного года.

Октябрь



Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)


Игра № 1

Развитее логического

мышления и памяти,

словарного запаса,

активного внимания

навыков общения,

воображения.

- Игра «Подбери пару к

картинке»,

- игра «Овощи»,

- игра «Запомни картинки»,

- упражнение на релаксацию и

развитие воображения

«Порхание бабочки».

Игра №2

Развитие внимания, памяти,

словарного запаса

- Игра «Поставь пальчик»,

- Игра «Фрукты»,

- Задание «Выложи картинки в

том порядке, как ты только что

видел»,

- Упражнение на релаксацию и

развитие воображения «Тихое

озеро».

Игра № 3

Развитие мыслительных

процессов, внимания,

памяти, мимики,

пантомимики.



- Игра «Изобрази явление»,

- Игра «Чем похожи»,

- Задание «Вспомни движение,

точно характеризующее

данное явление»,

- Упражнение на релаксацию и

развитие воображения «Полет

высоко в небе»

Игра № 4

Развитие у детей творческих

способностей, словарного

запаса, восприятия формы,

обучение быстрому и

точному реагированию на

сигнал, развитие мышления,

умения подбирать видовые и

родовые понятия.

- Игра «Кто наблюдательнее»,

- Игра «Будь внимателен»,

- Игра «Подбери пару к

слову»,

- Упражнение на релаксацию и

развитие воображения

«Путешествие в волшебный

лес».









Ноябрь



Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Игра №1

Развитие мыслительных операций;

стимулирование внимания,

точного и быстрого

реагирования на сигнал;

- расширение объема

внимания и развитие памяти.

- Игра «Кто это или что это?»,

- Игра «Позы»,

- Задание «Выложи цифры так, как только что видел на доске»,

- Упражнение на релаксацию и

развитие воображения

«Порхание бабочки».

Игра №2

- Расширение словарного

запаса;

- развитие активного

внимания, способности к

согласованному

взаимодействию;

- развитие мыслительных

процессов.

- Игра «Цветы»,

- Игра «Лиса с лисятами и сокол»,

- Задание «Разложи карточки по рядам и столбцам так, чтобы в рядах и столбцах ни

разу по две одинаковых не оказывалось»,

- Упражнение на релаксацию и

развитие воображения

«Плывем в облаках».

Игра №3

- Развитие навыков анализа,

синтеза и обобщения в

процессе проведения

классификации по родовым

категориям;

- Развитие активного

внимания;

- Игра «Слушай хлопки»,

- Задание «Выложи буквы так, как только что видел»,

- Задание «Разложи карточки

на группы так, чтобы три

карточки были подходящими

друг другу по какому-то

признаку , а одна не

подходила»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»

Игра №4

- Развитие мыслительных

процессов;

- развитие зрительной памяти

и внимания.

- Игра «Чем похожи?»,

- Игра «Поезд»,

- Задание «Закрой карточкой

картинку, которая не

подходит к остальным»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».





Декабрь



Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Игра №1

- Развитие мыслительных

операций анализа и сравнения;

- развитие словарного запаса,

слухового внимания,

способности к согласованному

взаимодействию;

- развитие слухового внимания и памяти.

- Игра «Что это?»,

- игра «Посуда»,

- Задание «Нарисуй два

треугольника, один квадрат,

один прямоугольник, третью

фигуру зачеркни»,

- упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Порхание бабочки».

Игра №2

- Развитие аналитического мышления;

- развитие воображения,

слухового внимания;

- увеличение объема внимания;

- развитие памяти

- Игра «Подбери картинку к

паре»,

- Игра «Придумай движение»,

- Задание «Выложи кружки в

той последовательности, как

только что видел»,

- Игра «На что это похоже?»

Игра №3

Развитие логического мышления,

умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков

делать умозаключение и

устанавливать закономерности в

изображении;

- Задание «Подбери четвертую фигуру»,

- Игра «Палочки»,

- Игра «Угадай: какой буквы

не стало?»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения

в «Радуга»

Игра №4

- Развитие логического мышления;

- развитие воображения,

моторно - слуховой памяти;

расширение и активизирование детского словаря.

- Задание «Назови три

предмета белого, синего,

красного цвета»,

- Игра «Запомни позу»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Воздушный шарик».

















Январь

Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Игра №1

- Развитие мыслительных

операций анализа и сравнения;

- развитие словарного запаса,

слухового внимания, способности к волевому управлению поведением;

- развитие воображения, снятие усталости

- Игра «Угадай по описанию»,

- игра «Транспорт»,

- Задание «Нарисуй три

треугольника и один круг,

первую фигуру зачеркни»,

- упражнение на релаксацию и развитие воображения «Что

мы представляем, когда слушаем музыку».

Игра №2

- Развитие объема внимания;

-развитие мышления и речи;

-формирование способности управлять своим поведением

- развитие и памяти, представления о форме.



- Задание «Прочитайте слоги.

Какие слова можно выложить

из этих слогов?»,

- Игра «будь внимателен»,

- Задание «Вспомни и назови

предметы, похожие на круг,

квадрат, треугольник»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Порхание бабочки».

Игра №3

- Развитие внимания и объёма памяти;

- развитие словарного запаса;

- развитие аналитического мышления

- Игра с мячом «Что к чему

подходит»,

- Игра «Птицы»,

- Задание «Посмотри

внимательно, какие предметы

в какой последовательности на ней расположены»,

- Упражнение на релаксацию.

Игра №4

- развитие навыков анализа и

синтеза;

- развитие внимания;

- развитие воображения;

- Задание «разложи картинки

по кучкам так, чтобы каждую

группу можно было назвать

одним словом»,

- Игра «Слушай хлопки»,

- Задание «Дорисуй, чтобы

получилась картинка














Февраль



Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Игра №1

- Развитее логического мышления и памяти, словарного запаса;

- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро

переключать внимание;

- развитие у ребят представлений о цвете, активизация речи.

- Задание «расставь в каждом

ряду знаки, ни разу не

повторяя его (ряд)»,

- игра «Слушай и выполняй»,

- игра «Кто назовет больше

предметов»,

- упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Отдых».

Игра №2

- Развитие целенаправленного

слухового внимания;

- развитие моторно­ слуховой пространственной памяти.

- Игра «Поставь пальчик»,

- Игра «Запомни свое место»,

- Задание «Придумай загадку»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».

Игра №3

Развитие логического

мышления;

- развитие слухового внимания, воображения;

- развитие мелкой моторики;

- снятие напряжения и

возбуждения.

- Игра «Самый смекалистый»,

- Игра «Запомни позу»,

- Задание «Дорисуй, чтобы

получилась сюжетная

картинка»,

- Игра «Слушай свое имя»

Игра №4

- Развитие мышления и речи;

- развитие словарного запаса,

слухового внимания, способности слышать и реагировать на звуковой сигнал.

- Игра «Картинки -загадки»,

- Игра «Профессии» ,

- Задание «Запиши буквы, как

запомнил»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».















Март



Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Игра №1

- Расширение и активизация

словаря на основе умения

использовать прошлый опыт;

- формирование способности

самоконтроля, самостоятельной

мобилизации усилий;

- Задание «Кто или что может

быть высоким, холодным,

коротким, твердым,

жидким?»,

- игра «Запретное число»,

- задание «Посмотри

внимательно и выложи буквы

у себя на карточке так, как

только что видел»,

- упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Порхание бабочки».

Игра №2

- Развитие восприятия и

мышления;

- развитие образной памяти,

воображения;

- расширение объема внимания, развитие способности к

сосредоточению.

- Игра «Угадай игрушку»,

- Игра «Слушай хлопки»,

- Задание «Найди два

одинаковых числа»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».

Игра №3

- Развитие мыслительной

ассоциативных связи;

- воспитание у детей

организованности и способности к волевому управлению своим

поведением, расширение к

словарного запаса;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие воображения.

- Задание «Нарисуй 3

треугольника, 1 квадрат, 2

- воспитание у детей овала, четвертую фигуру зачеркни»,

- Игра «Звери»,

- Задание «Придумай по картинкам предложение», -Упражнение на релаксацию «Музыкальная шкатулка».


Игра №4

-Развитие мышления и речи;

- развитие моторно-слуховой

памяти, эмоций, воображения;

- развитие мыслительных способностей.

- Игра «Поезд»,

- Игра «Придумай и запомни

позу»,

- Задание «используя алфавит,

напиши слово, которое

зашифровано числами»,

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Плывем на облаках».









Апрель



Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Игра №1

Развитие у детей мыслительных способностей, внимания,

пространственного восприятия,

памяти;

- развитие воображения;

- развитие мелкой моторики;

- игра «Чистый лист»,

- игра «Позы»,

- игра «Отвечай быстро»,

- упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Отдых на море».

Игра №2

- Развитие восприятия и

мышления;

- развитие навыков произвольного поведения;

- расширение объема внимания, развитие способности к

сосредоточению.

- Задание «Посмотри

внимательно и нарисуй, что

запомнил»,

- Игра «Филя, где ты?»,

- Задание « какое слово здесь

зашифровано»

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения.

Игра №3

- Развитие внимания и объема памяти;

- развитие словарного запаса;

-развитие аналитического мышления


- Игра с мячом «Что к чему подходит»,

- Игра «Птицы»,


-Задание «Посмотри внимательно, какие предметы

в какой последовательности на ней расположены»,

- Упражнение на релаксацию.

Игра №4

- снятие страха перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе.

- Игра «Школа».











Май - диагностика уровня познавательных способностей детей

на конец учебного года.





План работы

Срок проведения

мероприятий

Работа с детьми

1.

Экскурсия в школу: общее знакомство со зданием,

пришкольным участком, спортивным залом.

Сентябрь

2.

Посещение учителями начальных классов родительских собраний «Что должны знать дети и родители при подготовке к школе» (открытые просмотры детской деятельности с участием родителей)

В течение года

3.

Мониторинг готовности воспитанников к школьному обучению на начало учебного года

Сентябрь

4.

Мониторинг готовности воспитанников к школьному обучению на конец учебного года

Апрель

5.

Просмотр мультфильмов на тему «Школа»

Ноябрь

6.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная

форма», «Мне трудно!», «Переменка»

Декабрь

7.

Совместная выставка рисунков на тему «Когда я стану школьником», «Вспомним о детском саде»

В течение года

8.

Образовательная деятельность с детьми по развитию познавательных процессов при подготовке к школе

В течение года

Работа с родителями

1

Оформление стенда и страничке на сайте детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников»

В течение года

2.

Общее собрание для родителей с участием педагогов МБОУСОШ № 2

Октябрь

3.

Расширенное заседание родительского комитета

«Адаптация первоклассника к школьному обучению»

Февраль

4.

Консультация для родители «Психологическая

готовность детей к школе»

Апрель

5.

Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.

Ноябрь

6.

Оформление наглядной информации для родителей

В течение года

7.

Консультации для родителей по подготовке ребенка к

школе

В течение года

8.

Дни открытых дверей в детском саду

Май



Результат:


Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование « Я в школе» в начале и в конце проекта, По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников - мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).

Организована для родителей фотовыставка - отчёт «Мы будущие школьники!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту.














































Список использованной литературы


  1. Андреева А. д., Вохмянина Т. В . «Программа работы психолога в детском

дошкольном учреждении» - М., Центр психологической службы, 1994г.

  1. Гуткина Н. И. «Психологическая, готовность к школе»0;

Центр, 1993;

  1. Доналдсон М. «Мыслительная деятельность детей» - М., Педагогика Пресс, 1985;

  2. Ермолаева М В., Миланович Л. Г. «Методы работы психолога с детьми

дошкольного возраста» - М., Институт практической психологии, 1996;

  1. Забрамная С. Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» М.,

Педагогика-Пресс, 1993;

  1. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и

коррекционные программы»0;

  1. Фопель К. «Привет, ножки!»0;

  2. Фопель К. «Привет, ручки!»0;

  3. Фопель К. «Привет, глазки!»0;

  4. Фопель К. «Привет, ушки!»0;

  5. Фопель К. «С головы до пят»0;

  6. Ильина М.В. «Чувствуем - познаем - размышляем» (комплексные занятия

для восприятия и эмоциональной волевой сферы у детей 5-6 лет) - М.,

Издательство Арктики, 2004 г.



Материалы подготовил(а): воспитатель Комарова Светлана Иосифовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение