Формирование у молодых людей навыков здорового образа жизни.

В статье описываются теоретические и методологические аспекты формирования здорового образа жизни детей и подростков, а также даны рекомендации по формированию здорового образа жизни.
Цельисследования - анализ основных направлений работы педагога по формированию здорового образа жизни среди молодых людей.
Объектисследования - процесс работы педагога с молодыми людьми.
Предмет исследования – работа педагога по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования здорового образа жизни;
 Изучить понятия здорового образа жизни: технологии, функции, принципы работы, классификация;
 Рассмотреть необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей;
 Провести исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников;
 Разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:
1. учитывать возрастные особенности детей;
2. создать условия для формирования здорового образа жизни;
3. совершенствовать формы работы социального педагога по формированию здорового образа жизни.
Методологическую основу курсовой работы составили труды Л.Г. Татарниковой, В.В. Колбанова, В.К. Зайцева и другие.
В данной курсовой работе применялись следующие методы педагогического исследования: изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы; анкетирование, беседы, опрос; изучение документации; тесты;
Практической значимостью исследования является возможность использования результатов данной работы учителями, педагогами при организации систематических работ по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.

Библиотека материалов Дум Думыча




Формирование у молодых людей навыков здорового образа жизни.






Содержание


Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1.Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни…6

    1. Понятия здорового образа жизни: технологии, функции, принципы работы, классификация………………………………………………….6

    2. Необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей…………………………………………………………………….8

Глава 2. Методологические аспекты формирования здорового образа жизни. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у молодых людей…………………………………………….…………25

    1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников…….25

    2. Рекомендации по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков……………………..………………………………31

Заключение………………………………………………………………..……41

Список используемой литературы………………………………………….43





Введение


Сегодня особое значение приобретает формирование здорового образа жизни молодежи.

Тема данной курсовой работы актуальна на сегодняшний день, поскольку от того насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависят в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.

Молодежь – будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим, только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами.

Рост городов, стремительно возрастающая автоматизация и механизация производственных процессов, снижение физической и повышение нервно-психологической нагрузки, безработица, обвал сома, экономический кризис и другое – все это вместе взятое создает новую экологическую, психологическую и социальную среду, в которой живет современный человек[2, с. 145].

Эта среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье молодежи, возникновение и распространение различных заболеваний, с другой на возможности их профилактики и лечения. К негативным тенденциям в состоянии здоровья населения относится тенденция «омоложения» заболеваний: те болезни, которые сравнительно недавно встретились лишь в старших возрастных группах, теперь нередки у молодых людей.

Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Цельисследования - анализ основных направлений работы педагога по формированию здорового образа жизни среди молодых людей.

Объектисследования - процесс работы педагога с молодыми людьми.

Предмет исследования – работа педагога по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить теоретические аспекты формирования здорового образа жизни;

  • Изучить понятия здорового образа жизни: технологии, функции, принципы работы, классификация;

  • Рассмотреть необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей;

  • Провести исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников;

  • Разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:

  1. учитывать возрастные особенности детей;

  2. создать условия для формирования здорового образа жизни;

  3. совершенствовать формы работы социального педагога по формированию здорового образа жизни.

Методологическую основу курсовой работы составили труды Л.Г. Татарниковой, В.В. Колбанова, В.К. Зайцева и другие.

В данной курсовой работе применялись следующие методы педагогического исследования: изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы; анкетирование, беседы, опрос; изучение документации; тесты;

Практической значимостью исследования является возможность использования результатов данной работы учителями, педагогами при организации систематических работ по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.

Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.




Глава 1.Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни

    1. Понятия здорового образа жизни: технологии, функции, принципы работы, классификация


Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой формирования здорового образа жизни, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности [5, с. 85].

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

  1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

  • приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

  • формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

  • развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения,быта, труда,отдыха и т. д.);

  • воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

  • формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

  • воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

  • воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

  • формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

  • развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

  • формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье [4, с. 123].

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении [5, с. 142].



1.2.Необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье– важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием»,«Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем», «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» [4, с. 83].

Мы считаем, что прав французский философ Клод Гельвеций. В своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству», «Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства».

Таким образом, великие философы-мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства».В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний «Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…».Ломоносов предлагает: «Требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора».

Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении «Где любви нет, не надежно и плодородие», включение молодых людей в трудовую деятельность.

М.В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М. Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.

Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.

С.С. Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.

В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий.

Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против «алкогольного змея».Проблема здоровья также интересовала многих педагогов [6, с. 73].

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Рассмотрим, что такое здоровье.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению С.В.Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций».В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Прав академик Ю.П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов [10, с. 147].

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • показатели роста и развития;

  • функциональное состояние и резервные возможности организма;

  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

По определению К. Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности» [6, с. 84].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности [4, с. 72].

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

  • оптимальный двигательный режим;

  • рациональное питание;

  • закаливание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Как считает С.В. Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика [12, с. 178].

Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим).

Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.

Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований [11, с. 86].

Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна также и тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность, во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.

Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.

Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.

Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира. Проводя беседу с подростками о наркомании и токсикомании, педагог должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене [11, с. 196].

В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

Большинство оздоровительных систем (аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослых людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и подростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципа индивидуализации.

Перейдем к рассмотрению следующего фактора здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

  • регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

  • питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

  • питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

  • питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Существует много взглядов (порой противоположных) на питание: по П. Брэггу, Г. Шелтону (сторонник раздельного питания), по Г.П. Шаталовой, К.П. Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотики, третьи являются сторонниками энергетического питания.

Сторонники натуропатического питания – проповедники ограниченности приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов живого происхождения, основных источников белка и жира. Основная идея натуропатического питания и сыроедения – очень ценна. Она обусловлена стремлением использовать оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым образом жизни, специальными дыхательными и физическими упражнениями, закаливанием организма.

Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека [17, с. 76].

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.

Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно использовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытье ног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки.

В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально и моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости от характера волос и личными вкусами.

Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления различных патогенных микроорганизмов.

Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки – утром и вечером (утром – после завтрака). После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следует осуществлять санацию полости рта.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.

Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения [10, с. 178].






















Глава 2. Методологические аспекты формирования здорового образа жизни. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни молодых людей

2.1 Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников


Логика курсовой работы обусловила проведение опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 20 учащихся старших классов МБОУ СОШ с. Б.Колояр Наровчатского района Пензенской области.

На констатирующем этапе я преследовала цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.

Проводился с ноября 2013 года по февраль 2014 года.

Мной ставились следующие задачи:

  1. Изучить состояние здоровья старшеклассников.

  2. Выявить уровень состояния здоровья.

  3. Выявить отношение учащихся к своему здоровью.

Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:

  1. Анкетные тесты по скрининг – программе

  2. Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей

  3. Анкета выяснения отношения учащихся к курению

  1. Мной проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной программы.

Вся программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.

Провели анкетный тест-опрос учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление отклонения со стороны нервной, сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции.

Анкета-опрос содержит 21 вопрос (с ответами «да»; «нет»)

Цель: выявить отклонения в состоянии здоровья.

В опросе участвовало 20 учащихся старших классов (10 девушек; 10 юношей).

По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы (вопросы 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7) –50%. У 80% учащихся слабость, утомление после занятий в школе; наблюдаются жалобы на беспричинные головные боли, после школы0; бывает нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) – 55%; при волнении отмечается потливость, красные пятна – 35%; бывает слезливость – 30%.


Формирование у молодых людей навыков здорового образа жизни. - Рисунок 1

Рисунок 1. Результаты тест-опроса учащихся на выявление отклонения со стороны нервной, сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции.


Отсюда следует, что, отклонения в состоянии нервной системы могут быть:

  • вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;

  • учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день, находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении;

  • под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ, школьного коллектива, учителей);

  • изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания;

В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системы страдают раздражительностью, головными болями, нарушенями сна, у старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость.

В сложных ситуациях школьной жизни проявляют невротические реакции, тяжело реагируют на получение плохой оценки. По мере уменьшения учебной нагрузки невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят.

Учащиеся требуют очень внимательного врачебно-педагогического подхода и общения. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда и отдыха. Им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки на свежем воздухе.

Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы (вопросы 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17). Жалобы на боли в животе у 45%; бывают нарушения стула – 20%; боли после приема пищи, до еды – 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота – 5%.

Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены:

  • нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания);

  • неправильное соотношение белков, жиров, углеводов;

  • однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей);

  • гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом;

  • стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи;

  • из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота.

Формирование у молодых людей навыков здорового образа жизни. - Рисунок 2

Рисунок 2. Результаты анализа тест-опроса на выявление отклонения со стороны пищеварительной системы


В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы:

  • оздоровительные мероприятия;

  • психотерапия;

  • прогулки;

  • плавание;

  • лечебная гимнастика;

  • частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;

  • соблюдение рационального режима в школе и семье;

  • сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.

На третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы (вопросы 8; 9). Бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение0; отмечалось повышение артериального давления у 30% детей.

У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистой дистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы:

  • наследственная отягощенность по гипертонической болезни;

  • снижение двигательной активности (гиподинамия) школьников;

  • хронические инфекционные процессы в организме (кариес зубов, гастрит, ревматизм, хронический тонзиллит);

  • ведущий фактор, в нарушении сердечнососудистой деятельности – умственное переутомление.

Формирование у молодых людей навыков здорового образа жизни. - Рисунок 3

Рисунок 3. Результаты анализа тест-опроса на выявление отклонения со стороны сердечнососудистой системы


Дети с нарушениями сердечнососудистой системы отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью. Они жалуются на головные боли, боли в области сердца, одышку, плохо спят.

Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.

На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы (вопрос 10). Бывают часто: насморк, кашель, потеря голоса у 70% учащихся.

Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у некоторых впервые могут развиваться в период полового созревания.

Развитию заболеваний способствуют:

  • недостаточность витаминов и микроэлементов для растущего организма, что снижает защитные силы организма, ослабляет иммунитет;

  • низкий температурный режим в школе и дома, невозможность проветривания помещений, где застой воздуха способствует размножению болезнетворных микробов;

  • хронические очаги инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит).

Для предупреждения широкого распространения болезней органов дыхания в школе необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий:

  • организовывать перемены на свежем воздухе;

  • проветривать учебные и рекреационные помещения;

  • проводить оздоровительные занятия физкультурой;

  • не переполнять классы.

На пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы (вопросы 18;19). На вопрос «Бывают ли боли в пояснице» положительный ответ дали 55% учащихся.

У девушек отмечаются заболевания почек.

На шестом месте аллергические реакции на пищу, запахи (вопросы 20; 21). Реакции на пищу, запахи отмечаются у 40% учащихся, реакций на лекарства, прививки нет.

Аллергия проявляется при:

  • неблагоприятной экологической обстановке;

  • наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические дерматиты);

  • отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

  • активном и пассивном курении;

  • употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);

  • широком распространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм процедуры.

В результате проведённого анкетирования с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей были получены следующие сведения:

На вопрос о соблюдении правил личной гигиены нами был получен 100% положительный ответ. Это обусловлено тем, что знания по гигиенической и медико-санитарной обработке дети получают в школе при изучении таких предметов как ботаника, зоология, анатомия. Также дети среднего школьного возраста, помимо закрепления знаний о режиме дня, личной гигиене, об уходе за жилищем, о предупреждении ряда инфекционных и глистных заболеваний и т.д. получают сведения о физиологических механизмах формирования осанки, о таких понятиях как круглая или плоская спина, искривление позвоночника, плоскостопие, а также о мерах их профилактики. По-видимому, сказалось и проведение факультативных занятий. Например: в период повышения частоты простудных или инфекционных занятий, проводились беседы о мерах профилактики этих заболеваний.

75% класса имеют свой личный распорядок дня. Из этого можно сделать вывод, что большая половина класса осознаёт, что: соблюдение режима дня предполагает более быстрое втягивание в работу, крепкий сон. Высокий процент положительных ответов обусловлен проведением факультативного занятия на тему: твой режим дня. Были затронуты следующие вопросы: влияние нормального режима дня на нормальное функционирование и чёткое взаимодействие всех органов и систем организма. О том, что правильное построение режима дня предохраняет нервную систему от переутомления, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, года.

Было выяснено, что основными режимными моментами в суточном бюджете времени у учеников являются: учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, спортивные развлечения, прогулки, спортивные развлечения, прогулки, свободное время, приём пищи, ночной сон, помощь в семье.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что 50% класса дополнительно занимаются в спортивных секциях, группах. Это связано прежде всего с тем, что эти ученики состоят в общешкольных командах по различным видам спорта. Принимают участие в районных спортивно-классовых мероприятиях. А спортивные секции в свою очередь способствуют повышению общей и специальной (по отношению к определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов, и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях.

В данной школе организованы лекционные занятия по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис.

Для выяснения предъявляемых причин курения была составлена , состоявшая из 11 вопросов.

Вопрос 1 «Пробовали ли Вы когда-нибудь курить?» помогает сразу понять, в какую подкатегорию попадает человек.

Подвопросы «Если да, то в какой ситуации», «Почему?», «Если нет, то исходя из каких убеждений» раскрывают причины, толкнувшие человека к курению или отказу от него.

Вопрос 2 «Курят ли члены Вашей семьи?» был поставлен для того, чтобы понять, влияет ли наличие курящих членов семьи на курение или отказ от него у других членов семьи.

Подвопрос «Если да, то кто» - для того, чтобы выяснить, кто из членов семьи больше других влияет на курение или отказ от него у остальных ее членов.

Вопрос 3 «Курят ли Ваши друзья» (можно указать несколько вариантов ответов)» - выяснение влияния курящих или некурящих друзей на курение опрошенных.

Вопрос 4 «Есть ли у Вас в кармане спички или зажигалка?» являлся вопросом на доверие, поскольку почти наверняка курящий человек имеет в кармане что-либо из перечисленного.

Вопрос 5 «Если Вы курите, то как часто, если нет, то насколько часто Вам хочется?» был направлен на выявление желания закурить у опрошенных для дальнейшей попытки понять его причины.

Вопрос 6. «Если Вы курите, то возникало ли у Вас желание бросить?» и подвопросы «Если возникало, то по какой причине?», «Если Вы снова начинали курить, то по какой причине?» Были направлены на выявление причин, по которым люди бросают курить.

Вопрос 7 «Какие причины курения Вы знаете?» и подвопрос «Какие из этих последствий Вы считаете опасными для себя» направлен на выяснения наличия знаний о курении и его последствиях среди опрошенных и отношения к этим знаниям.

Вопрос 8 «Как Вы относитесь к тому, что курят в Вашем присутствии?», подвопрос «Делаете ли Вы замечание курящему?» и

Вопрос 9 «Зависит ли Ваше отношение к человеку от того, курит ли он, если зависит, то в чем» были направлены на выяснение отношения к курящим и курению среди опрошенных.

Вопросы 10 и 11 были заданы для выяснения возраста и пола опрошенных. Таким образом, анкета включала в себя вопросы на выявление причин курения и отказа от него, выяснения наличия знаний о курении и его последствиях и отношения к этим знаниям, отношение к курящим и курению, а так же один вопрос на доверие опрашиваемых к корреспонденту.

Анализ полученных результатов

На рисунке 4 приведена гистограмма количества курящих для каждой возрастной категории. Как видно из приведенных данных максимальное число курящих приходится на возраст 19-30 лет. Основными причинами курения в этом возрасте являются интерес и стресс.

Формирование у молодых людей навыков здорового образа жизни. - Рисунок 4

Рисунок 4. Количество курящих для каждой возрастной категории.


Для возрастной категории 13-18 лет основными причинами начала курения являются: быть как все (начал курить за компанию), интересно попробовать что-то новое, ранее неизвестное, может быть даже запрещенное («запретный плод сладок»), снять стресс, вызванный в какой-то степени со сложностями во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, сдачей экзаменов и т.д.

В этом возрасте у подростков происходит осознание своего Я, подростки выходят из-под опеки родителей и начинают в какой-то мере самостоятельную жизнь: возникает потребность делать то, что раньше делать было нельзя (в том числе и курить).




2.2.Рекомендации педагогам по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков


Программа “Спасибо, но нет” – это программа обучения сознательному отказу от употребления психоактивных веществ, формирование ценностного отношения к себе и к собственному здоровью, умения выходить из проблемных ситуаций, формирование у молодежи уверенности в себе, развитие способностей к сотрудничеству и лидерских качеств.

Программа “Спасибо, но нет” является профилактической программой и рассчитана на здоровых подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Проводя опрос среди молодежи, я выяснила что: причиной для первого употребления наркотиков подростки ставят - любопытство, на втором месте - предложение друга, а уж затем конфликтная ситуация. Поэтому основным акцентом в профилактической работе с молодежью, должно стать умение делать сознательный правильный выбор, а также навык сказать «нет» в ответ на сомнительные предложения сверстников.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие утверждения по отношению к организации профилактической работы:

  • профилактику следует начинать с раннего возраста (10-12лет)

  • необходима полная информация о возможных последствиях употребления наркотических средств.

  • профилактическая работа должна проводиться сверстниками.

  • нужно обеспечить отдых молодежи, уделяя внимание, прежде всего возможности общения.

  • обучение методам противостояния манипуляции и групповому давлению.

  • самое главное - обеспечить свободу выбора при максимальной информации.

Принимая во внимания, что в программе могут быть не только занятия в группе, но и дискуссии, ток-шоу, музыкальные спектакли, постановка сказок на новый лад и другие формы, то эту программу эффективней реализует объединение молодежи, придумывая и подготавливая самостоятельно и при поддержке взрослых.

Предлагая молодежи разные формы общения со своими сверстниками, что является ведущей деятельностью в этом возрасте, любое общественное объединение подростков и молодежи (позитивной направленности), независимо от направления своей деятельности, занимается профилактикой употребления психоактивных веществ. Находясь в общественном объединении, молодой человек независимо от возраста приобретает следующие социальные навыки:

  • Принимать решения, учитывая мнения других людей.

  • Решать проблемных ситуаций, возникающих в семье, в школе, в среде своих сверстников, используя потребность в достижении.

  • Навыки общения и установления межличностных взаимоотношений.

  • Противостоять манипуляции и групповому давлению.

Если рассматривать первичную профилактику как выявление здоровых и нездоровых условий существования молодежи, пропаганда здорового поведения, предотвращения развития заболеваний, в том числе дурные привычки, то объединения самой молодежи как никакая другая организация или учреждение, могут заниматься первичной профилактикой.

Исследования показали, что наиболее эффективным способом проведением профилактической работы является метод «молодежь обучает молодежь». В этом возрасте присутствует у молодежи нигилизм по отношению к информации исходящей от взрослых. Поэтому «носителями» достоверной информации являются сами молодые люди.

Суть программы заключается в том, что с идеей о здоровом образе жизни выступают сами ребята, и работают они по принципу «Ровесник - ровеснику ».

В ходе изучения обратных связей с подростками и молодыми людьми, после проведения нескольких мероприятий, было установлено, что наиболее результативной является работа добровольца-подростка, который своей работой и примером пропагандирует здоровый образ жизни.

Программа «Спасибо, но нет» основана на лидерской методике. В программе принимают участие педагоги школ и Домов творчества, психологи, медицинские работники, родители, которые свободное время хотят посвятить работе добровольца.

Ребята - ведущие работают в режиме семинара, применяя методы интерактивного обучения, используя элементы социально-психологического тренинга, ролевые игры, дискуссии, в которых подростки не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Их не научили, а они сами поняли необходимость ответственно относиться к собственной жизни и здоровью.

Основным методом работы является социально - психологический тренинг. Особенность СПТ - это то, что он не дает готовых рецептов работы, а стимулирует участников самим творчески подходить к решению проблемы. Специфика поступающей информации, благоприятная психологическая обстановка в группе обеспечивают большую скорость развития внутриличностных изменений. Не случайно участники, прошедшие обучение, приравнивают несколько дней занятий в группе к двум, а то и более годам своей жизни.

Информационная часть представлена в виде научно-популярной живой беседы с аудиторией. Во время творческих мастерских участникам предлагаются диалоги; дискуссии; ролевые, ситуационные и деловые игры, которые формируют навык отказа, противостояния манипуляции и групповому давлению.

Организация работы по программе.

Применяется несколько форм работы с подростками:

  • конференции - в течение 5-7 дней ребята работают «с погружением» в программу, выезжая за город. Проводятся по специально разработанной обучающей программе, направленной на профилактику девиантного поведения.

Подготовка конференций, планирование учебной работы, проведение занятий и техническое обеспечение целиком выполняют сами ребята, прошедшие многоступенчатую систему подготовки работы в группах.

На конференциях ребята разбиты на малые группы (7-10 человек), в которых они работают большую часть времени. Кроме того, они встречаются на общих сессиях и лекциях, где они получают информацию от различных специалистов или специально подготовленных ведущих. Эта информация затем более детально обсуждается и прорабатывается в малых группах.

  • «воскресные встречи» - в течение 4-5 часов, в выходной день, ребята работают непосредственно в школе, ПТУ, Доме творчества. Задачей «воскресных встреч» является дать участникам возможность пообщаться, обсудить интересующие их проблемы, ознакомить с программой ребят, впервые пришедших на встречу.

  • занятия с группами добровольцев по подготовке ведущих - в течение учебного года, раз в неделю. Ребята овладевают навыками работы с группой ровесников, знаниями в области психологии, публичного выступления; знакомятся с темой зависимости и т. д.

  • тематические семинары - мини конференции, посвященные конкретным проблемам или обучению новым методикам. Поводятся для повышения профессионального уровня ведущих программы, а также для обсуждения и поиска решений актуальных молодёжных проблем.

Исследовав состояние здоровья среди старшеклассников, я пришла к выводам:

  1. В эксперименте участвовало 20 учащихся старших классов средней школы №30 г.Пенза.

  2. По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы. В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системы страдают раздражительностью, головными болями, нарушениями сна, у старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость.

  3. Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы.

В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы:

  • оздоровительные мероприятия;

  • психотерапия;

  • прогулки;

  • плавание;

  • лечебная гимнастика;

  • частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;

  • соблюдение рационального режима в школе и семье;

  • сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.

  1. На третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы. Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.

  2. На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы.

Для предупреждения широкого распространения болезней органов дыхания в школе необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий:

  • организовывать перемены на свежем воздухе;

  • проветривать учебные и рекреационные помещения;

  • проводить оздоровительные занятия физкультурой;

  • не переполнять классы.

  1. На пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы.

На шестом месте аллергические реакции на пищу, запахи. Реакции на пищу, запахи отмечаются у 40% учащихся, реакций на лекарства, прививки нет.

  1. Аллергия проявляется при:

  • неблагоприятной экологической обстановке;

  • наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические дерматиты);

  • отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

  • активном и пассивном курении;

  • употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);

  • широком распространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм процедуры.

  1. Разработаны рекомендации социальному педагогу по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.














Заключение


Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана и наших исследователей Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и других.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы. Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы, на третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы. На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы, на пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы. На шестом месте аллергические реакции на пищу, запахи. Аллергия проявляется при:

  • неблагоприятной экологической обстановке;

  • наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические дерматиты);

  • отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

  • активном и пассивном курении;

  • употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);

  • широком рапространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Таким образом, цель исследования – выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.




Список используемой литературы


  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп.- М.: Медицина, 2012.- 176с.

  2. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья.- СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.- 32с.

  3. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И., Школьная гигиена: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических институтов.- М.: Просвещение, 2011.- 160с.

  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5.- М.: Педагогика, 2009.-382с.

  5. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3.- Владивосток: Дальнаука, 2010.- с. 148-153.

  6. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни//Международная научная конференция Здоровый образ жизни(Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Часть 1.- Новгород, 2010.- 26 с.

  7. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки.- М.: Медицина, 2011.- 32с.

  8. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- М.: Советский спорт, 2012.- 64с.

  9. Каневская Л.Я. Питание школьника.- М.: Медицина, 2009.- 64с.

  10. Климова В.И. Человек и его здоровье.- М.: Знание, 2011.- 192с.

  11. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАМ, 2008.- 232с.

  12. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.: Педагогика, 2012.- 176с.

  13. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье.- 2010 2.- с. 5-8.

  14. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2010.- 139с.

  15. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.

  16. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья.- М.: Советский спорт, 2011.- 45с.

  17. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника.- Минск: Народная асвета, 2012.-144с.

  18. Лямираль С., Ринго К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского / Предисловие Л. Казанцевой.- М.: Физкультура и спорт, 2011.- 142с.

  19. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.

  20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

  21. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2011.

  22. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.

  23. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2012.

  24. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы.- М.: Мысль. 2013.- 236с.

  25. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 2010.- 288с.

  26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 2013.- 608с.

  27. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2011.

  28. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.

  29. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

  30. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

  31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2010.

  32. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2012.





23


Материалы подготовил(а): Нетунаева Ольга Викторовна

Скачать

2019-11-10

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение