ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Опыт работы с детьми старшего возраста по художественно-ручному труду

Библиотека материалов Дум Думыча

Сапрыкина Е.А., воспитатель

МДОУ «Д/с № 111 к.в.» г. Магнитогорск

ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Труд способствует решению задач художественно-эстетического развития ребёнка. Мы в группе в процессе художественного ручного труда учим детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого. Для этого мы стараемся создать все необходимые условия – большое внимание уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы.

Уже в дошкольном возрасте начинает закладываться самосознание детей в связи ценностными ориентациями, которые оказывают решающее влияние на становление нравственных, волевых, интеллектуальных и социальных качеств личности. Закладка системы ценностей – основной процесс духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Художественно-ручной труд является важным средством всестороннего развития ребёнка. Это творческая работа ребёнка с различными материалами (солёное тесто, природный и бросовый материал, нитки «мулине» с иголкой и различные виды бумаги и картона и т.д.); в процессе этой работы ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые изделия, предметы для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по изобразительной деятельности, и на познавательных занятиях .

Работая с детьми, мы не только формируем и совершенствуем их трудовые навыки. Но и постепенно развиваем их духовно-нравственные качества. А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельной деятельности. Именно поэтому художественно-ручной труд является важным средством приобщения дошкольников к народной культуре.

При изготовлении поделок из теста или вышивании, в нашей работе широко используется художественное слово: загадки, пословицы и поговорки, потешки и, конечно, сказки, как народные, так и авторские.

Одной из задач, решаемых в художественном ручном труде, является приобщение детей к народной культуре, фольклору средствами ИЗО: дети расписывают поделки элементами народной росписи, изготавливают поделки в виде народных игрушек.

В работе с детьми мы выделили блок занятий по сказкам А.С. Пушкина, целью которых является развитие интереса к творчеству поэта, к русской культуре и литературе.

Дети учатся видеть и делать прекрасное, стараются сделать подарки для своих близких и любимых людей. Для них становится главным забота о маме, ведь она так обрадуется подарку, сделанному руками её ребёнка, да и папе нужно сделать кружку, а если ребёнок вышьет сердце и подарит бабушке… Любить близких и заботиться о них, делать им приятное – тоже является одной из задач, которая решается посредством художественного ручного труда.

В процессе художественно-ручного труда у детей формируется бережное отношение к природе и воспитываются первые трудовые навыки. В процессе систематического ручного труда рука ребёнка приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки ребёнка к школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, развитию внимания, повышает его устойчивость, помогает формированию произвольного внимания.

Поделки, сделанные собственными руками, удовлетворяют детскую любознательность. Дети в поисках нового проявляют интерес к творчеству, добиваются поставленной цели. Такая работа благоприятно влияет на эмоциональный настрой детей.

В процессе художественно-ручного труда формируется характер ребёнка: изготовление поделок требует волевых усилий. Под руководством взрослого ребёнок старается устранить трудности. У него формируются такие понятия, как «контроль» и «самооценка».

Наши дети очень любят рисовать, лепить и расписывать игрушки. Расписывая игрушки, мы используем мотивы народной росписи. Всё изобразительное народное искусство сильно образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала. Они просты по форме, ясны по замыслу и поэтому любимы детьми. Важно при подборе тематики изделий выбрать из всего богатства народного творчества то, что маленькие детские руки смогут легко воспроизвести. Как известно, ребёнок любит повторить и попробовать сам сделать что-нибудь яркое и красивое. А мы должны помочь ему сотворить его маленькое произведение искусства, которое обрадует близких людей и доставит радость творчества.

Что мы можем мастерить? Неваляшка или матрёшка; тарелочки и кружки с народной росписью; птички-невелички и птица дивная; конь-огонь, омулеты-обереги и многое другое.

Важнейшим средством творческого развития детей является способность взрослого демонстрировать детям знания и предпочтения в литературе, искусстве, музыке, прививать им художественный вкус к изучаемым предметам и произведениям.

Таким образом, выполняя поделки из различных видов природного материала, солёного теста дети не только приобретают различные технические умения и навыки, но и усваивают духовное богатство родного края, осознают необходимость бережного отношения к природе, приобщаются к нравственным ценностям.








Материалы подготовил(а): Сапрыкина Елена Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение