Информационный час для школьников «За любимую Беларусь»

Цель: дать заряд духовной энергии, придать целенаправленность процессу формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к своему Отечеству.

Библиотека материалов Дум Думыча

Информационный час «За любимую Беларусь»

Цель: дать заряд духовной энергии, придать целенаправленность процессу формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к своему Отечеству.

Оборудование: иллюстративный материал, бумажные контуры ладошек, карта-контур Республики Беларусь, портреты белорусских писателей.

Ход урока:

Эпиграф на доске:

 Не ищи ты счастья, доли

                                                                                          На чужом далеком поле.

Я.Купала

  1. Организационный момент.

Звучит песня «Белая Русь»

«Переходим на один язык» (ассоциации к слову РОДИНА)

Нормы группового взаимодействия:

  • Доброжелательность

  • Активность

  • Я-высказывание

  • Безоценочность суждений

  • Тихий режим звучания

  • Правило поднятой руки

  • Высказываемся по одному



  1. Вступительное слово учителя

Учитель держит в руках апельсин, сравнивает его с нашей планетой.

- Как апельсин делится на дольки, так планета складывается из разных стран. Вот эта долька – как раз наша Родина. Как её зовут?

А внутри дольки встретится что? Правильно, семечко. Это все мы – граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Чем заметен настоящий гражданин? (Он любит свою семью, свой город, свою Родину. Он бережно относится ко всему живому, уважает соотечественников и иностранцев. Активно участвует в жизни общества. Бережёт и сохраняет народные традиции и обычаи.)



Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко объявил, что в целях стимулирования социально-экономического развития регионов, формирования активной гражданской позиции у населения, сохранения историко-культурного и духовного наследия 2018-2020 годы пройдут под знаком Года малой родины.

Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека. «Родина многолика. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других - кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь», - отметил Александр Лукашенко. 

Президент подчеркнул, что пришло время каждому не только вспомнить о своих корнях, о месте, где осталась частичка души, но и отдать долг этому клочку земли. «Очень хочется, чтобы помощь шла от сердца, стала собственной инициативой. Она зависит от возможностей, фантазии и желания каждого. Настал момент проявить себя и вписать свое имя в историю этой малой родины, этого клочка нашей земли», - заявил белорусский лидер. 

Учитель: Объясните, пожалуйста, смысл сочетания моя малая родина.

Ответы:
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.


Учитель: Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей Родиной? (страну, в которой он живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место).


Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь, что она не проживет без тебя, а ты не проживешь без нее. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна ее не заменит, потому что она тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Твоя Родина –место, где тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.

От какого слова произошло слово «Родина»? (Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством (Родня).


Учитель: Назовите как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Учитель. Продолжите фразу: «Мою Беларусь я …» (ученики продолжают фразу, на доске появляется запись:

ЛЮБЛЮ//БЕРЕГУ//УВАЖАЮ//УЧАСТВУЮ//СОХРАНЯЮ//ИЗУЧАЮ

3. Прием «Ладошка».

Учитель. Перед вами на парте бумажный контур вашей ладошки. Напишите в центре тему информационного часа: «За любимую Беларусь!»

Люди называют свои родные места по-разному. Вспомните эти слова. Почему они пишутся с большой буквы? Напишите эти слова на пальчиках вашей бумажной ладошки: Родина, Отечество. Напишите также почему вы любите свою Родину. Какая она? Мы с вами вернёмся к вашим ответам в конце нашего информационного часа.

Остались незаполненные пальчики? Давайте добавим замечательные белорусские слова: Радзіма, Бацькаўшчына, Айчына.

4. Интеллектуальная викторина «Пять звёзд».

Учитель. За время учёбы в школе, из рассказов родителей, из телепередач вы многое узнали о нашей родной стране. Предлагаю вам в форме викторины поделиться своими познаниями о родной Беларуси.

ВИКТОРИНА

1. Как называется столица нашей Родины? (Минск.)

2. На сколько областей поделена Республика Беларусь? (На 6.)

3. В каком году доктор Франциск Скорина листал свою первую отпечатанную книгу? (В 1517 году.)

4. Имя знаменитого белорусского книгопечатника из Полоцка? (Франциск Скорина.)

5. Загадка: Хто са мною пасябруе,

Той ужо не засумуе.

Языка хоць і не маю,

А пра ўсё распавядаю. (Кніга.)

6. Как называется основной Закон Республики Беларусь? (Конституция.)

7.Какого полоцкого князя в народных сказаниях и летописях называли вещим или чародеем? (а) Ярослава; б) Глеба; в) Всеслава; г) Владимира.)

8.Что это за произведение? ♪ Звучит Гимн Республики Беларусь (отрывок).

9.Назовите имена трёх белорусов – космонавтов. (Пётр Климук, Владимир Ковалёнок, Олег Новицкий.)

10. ♪ Звучит песня «Купалинка» (отрывок).

11.Как называется самый древний город Беларуси? (а)Заславль; б) Полоцк; в) Минск; г) Гродно.)

12. Загадка: Быў ражком, стаў кружком. (Месяц.)

13. В Болгарии это Янов день, в Венгрии – святой Ян, в Испании – Сан-Хуан, в латвии – Лиго. А как этот праздник называется у белорусов? (Купалье.)

14.агадка: Уся дарожка засыпана гарошкам. (Зоркі на небе.)

15 .Белорусский писатель, псевдоним которого является жгучим растением?Кондрат Крапива

16.Какой город Беларуси самый упрямый? Барановичи

17.Какой город Беларуси самый соленый Солигорск

18.Какой город Беларуси самый светлый? Светлогорск

19.Какой белорусский город носит женское имя? Лида

Беларусь очень часто называют краем чего? Лесов и озер

20.Самое большое озеро Беларуси?Нарочь

21.Сколько главных рек протекает в Беларуси? Перечислите их. 4 Двина, Днепр, Неман, Припять

22.Какое животное из Красной книги РБ является героем многих народных сказок?Бурый медведь

23. По наличию каких водных обитателей можно узнать, чистая ли вода в водоёме?Показатели чистоты водоёма – кувшинка белая, кубышка жёлтая, ольха. В чистом водоёме живут и размножаются окунь, ёрш, судак, щука, раки.

  1. Белорусская , трёхкратная олимпийская чемпионка 2014 года, двукратная чемпионка мира (2012 и 2013), обладательница Кубка мира 2014/15, обладательница 5 малых Хрустальных глобусов Кубка мира по биатлону, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь.Дарья Домрачева

  2. Какое животное является символом Беловежской пущи? Зубр

  3. Назовите самую крупную рыбу белорусских водоёмов. Сом — самая крупная хищная рыба белорусских водоёмов, достигающая веса более 100 кг. Обитает в омутах, ямах, у обрывистых берегов с подмывами, возле которых русло захламлено крупными камнями, корягами, затонувшими деревьями. 

  4. В каком городе Беларуси выпускаются самые большие автомобили в мире?Жодино, БЕЛАЗы

  5. Назовите горючее полезное ископаемое, образующееся на болотах, широко используется в промышленности Беларуси в качестве топлива и др. целях. Торф

  6. Назовите растение, называемое северным шёлком, золото Беларуси, его цветок украшает герб республики. Лён

  7. Как называлась рукописная книга, в которой наши предки записывали события минувших дней? Летопись

  8. С какой страной не имеет общей границы Республика Беларусь? (а) Польша; б) Россия; в) Германия; г) Украина.)

Назовите цвета Государственного Флага (Красный, зелёный, белый.)

Самая длинная река в Беларуси? (Днепр, 690 км по Беларуси, всего 2145 км.)

Назовите дату государственного праздника День Независимости. (3 июля.)

Учитель. Спасибо за ответы!

5.Игра «Продолжи пословицу» ( учитель читает начало поговорки, а учащиеся- ее окончание)

Везде хорошо, а дома…
Где мать родила, там и …
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина -…
Человек без Родины, что соловей без…
Жить -…

Родину, как и родителей, на чужбине не…

Родина-мать, умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…

Где кто родился…

-Молодцы! А теперь Давайте вернёмся к теме нашего информационного часа: «За любимую Беларусь!».

-Думаю, наше Отечество уже сейчас гордится нашими успехами, и ещё больше будет гордиться нами в будущем. Будем же достойными гражданами своей Родины! Нам строить новую Беларусь, преумножать её славу и богатство. Будем же достойны нашей великой страны. Хотелось бы закончить наш информационный час словами великого русского поэта Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Учащиеся крепят свои бумажные ладошки вокруг контура Республики Беларусь на доске, зачитывая свои ответы.

Учащаяся:

Радзіма наша — Беларусь,

І, колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

Мілей, чым гэты край.

Учитель:Вот и закончился наш урок. Мы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашей страны, нашего народа, то откроете и другие страницы.

У каждого из вас есть своя малая родина — дом, папа с мамой, дедушка с бабушкой, друзья, но у всех нас есть большая Родина, которая носит светлое название Белая Русь. Белая — значит чистая, свободная.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, ваш родной город всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин Беларуси. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

На доске записано название города МСТИСЛАВЛЬ, который является для нас нашей Малой родиной. Попрошу каждого из вас, написать о нашем городе по одному прилагательному на одну из букв в названии города:

М
С
Т
И
С
Л
А
В
Л

Ь-________



Спасибо за работу!



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Лючкова Татьяна Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение