Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО

Методическая разработка «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»
Цель построения предметно-развивающей среды: создание развивающей среды, способствующей гармоничному физическому развитию и самосовершенствованию детей, разнообразие двигательной активности детей с помощью дополнительного оборудования.

Задачи:
- обеспечение оптимальной двигательной активности каждому воспитаннику с учётом состояния его здоровья, биологического, жизненного ритма индивидуальных приоритетов.
- развитие творчества, фантазии при использовании физкультурного оборудования.
- формирование у детей потребности к двигательной активности, физическому совершенствованию.
- внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное физическое развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы.
- создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом двигательных особенностей детей.
- организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды
- приобщение дошкольников к активной двигательной деятельности.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №367 Красноармейского района Волгограда»





Методическая разработка

«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 1
















Описание разработала воспитатель 1 квалификационной категории Ворсина Ирина Анатольевна

















Волгоград-2018

  1. Актуальность, обоснованность, необходимость предлагаемой инновации в создании развивающей предметно-развивающей среды.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Жан Жак Руссо.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Отмечено, что при малоподвижности у детей ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. У детей ухудшаются физические и психомоторные качества: координация, точность и быстрота движений, скорость двигательной реакции, подвижность в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности. Организм начинает раньше времени стареть. Единственной мерой предупреждения заболеваний является расширение двигательной активности детей, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера с использованием основных спортивных движений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности.

При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям, и функциональным возможностям детского организма.

Поэтому мы, воспитатели во главе с физинструктором, позаботились об организации двигательной активности детей, её разнообразии, а также выполнением основных задач и требований к её содержанию. Мы подобрали правильное физкультурное оборудование, которое является немаловажной частью предметно - двигательной среды.

Имеющееся оборудование способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.

Цель построения предметно-развивающей среды: создание развивающей среды, способствующей гармоничному физическому развитию и самосовершенствованию детей, разнообразие двигательной активности детей с помощью дополнительного оборудования.



Задачи:

- обеспечение оптимальной двигательной активности каждому воспитаннику с учётом состояния его здоровья, биологического, жизненного ритма индивидуальных приоритетов.

- развитие творчества, фантазии при использовании физкультурного оборудования.

- формирование у детей потребности к двигательной активности, физическому совершенствованию.

- внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное физическое развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы.

- создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом двигательных особенностей детей.

- организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды

- приобщение дошкольников к активной двигательной деятельности.

Предметная среда физкультурного центра создана в соответствии с комплексной программой развития и воспитания в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.

Построение развивающей среды спортивного центра с учетом всех принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию двигательных способностей, овладению разными способами двигательной деятельности.

Принципы которые легли в основу методической разработки

Принцип функциональности: заполнение среды физкультурного зала востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые легко трансформируются. Принцип динамичности: предметно-развивающая среда постоянно изменяется, трансформируется, стимулирует интересы ребёнка, его физическое развитие. Принцип эмоциогенности: создание условий индивидуальной комфортности и благополучия каждого ребёнка. Принцип активности, самостоятельности, творчества: организую занятия по интересам. Принцип учета половых и возрастных различий детей: соблюдение интересов мальчиков и девочек, удовлетворение потребности всех возрастных категорий. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации среды: центр эстетически оформлен, оборудование, выполненное вручную неординарное, нетрадиционное, гармонично вписывается в стиль интерьера. Принцип безопасности и гигиеничности среды: обеспечение безопасности для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами двигательной деятельности.

4. Характеристика деятельности педагогов и детей в созданной развивающей предметно-пространственной среде.

Для того чтобы предметно – развивающая среда способствовала физическому развитию дошкольников, мы провели работу по созданию условий, то есть созданию интерьера и двигательного режима во всей группе, мы постарались использовать все свободное пространство, начиная с раздевалки.(ФОТО №1)

Мы хотим представить наш центр физической культуры и здоровья «Крепыш», оснащенный с учетом интегрированного подхода к развивающей среде.

Наш центр Крепыш» заполнен необходимым оборудованием, позволяющим увлечь ребят двигательной деятельностью и привлечь своей яркостью, оформлением, разнообразием форм и неординарностью. Утром, приходя в группу и раздеваясь, ребенок имеет возможность поиграть в «классики», получая заряд бодрости на весь день. Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое способствует закаливанию детей и сохранению здоровья.. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств). Наличие разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игры и упражнения в помещении).

Растущее двигательное воображение у детей пятого года жизни становится одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата.

Предметно-развивающая среда спортивного центра-это организация пространства и использование физкультурного оборудования, инвентаря на увеличение двигательной активности детей.

Расположение предметов соответствует возрасту и росту детей группы, весь инвентарь доступен детям. (см. приложение)

Наряду с фабричным спортивным оборудованием в нашем уголке находится и нестандартное оборудование, изготовленное воспитателями и родителями.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно –оздоровительной работы, поэтому оно никогда не бывает лишним. Каждый год в спортивном центре обновляется и дополняется новым.

Центр «Крепыш»- оборудован, обновлен и пополнен следующим материалом:

  • Традиционное оборудование для развития движений и совершенствования двигательных функций (Флажки, султанчики, кегли, кольцеброссы, мячи разного диаметра, обручи, гимнастические палки, гантели, мешочки наполненные песком, скакалки, кубики, платочки, султанчики).

  • Предупреждение нарушений опорно - двигательного аппарата (ребристая доска, спортивная дорожка с мягкими следами, для равновесия и плоскостопия, мешочки наполненные горохом, солью для предупреждения плоскостопия; равновесия, ростонол).

  • Нетрадиционное физкультурное оборудование: (геометрические разноцветные модули, стаканчики с навесными шариками, для координации движений, меткости; гантели из пластиковых бутылок, ленточки для поддувания, стойки для метания)

  • Дыхательное оборудование («ветерок» в бутылке для дыхательных упражнений)

  • Дидактические игры (настольно – спортивные игры для изучения разных видов спорта).

  • Настольные игры ( настольный хоккей, лото «виды спорта», домино «спортивное»)

  • Для общего развития (шапочки, маски для подвижных игр, мягкие игрушки для метания в кольцо, координации движений).

  • Музыка (музыка для релаксации, сборник детских песен (для движения под музыку, магнитафон)

  • Картотеки (комплексы упражнений с ОРУ, картотека подвижных игр для среднего возраста, малоподвижные, на дыхание, картотека пальчиковых игр, картотека загадок о спорте, о спортсменов, физминутки, упражнения после сна )

  • Художественное творчество (раскраски о спорте, трафареты по теме «спорт», рисунки детей на спортивную тематику)

  • Познание ( картинки, фотографии, иллюстрации о спорте, летние и зимние виды спорта)

Таким образом, физкультурное оборудование имеет существенное значение и учитывает особенности физического развития детей, способствует повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий, что ведет к удовлетворению их потребностей в двигательной активности, а так же благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.

Создали в группе новое нестандартное физкультурное оборудование.

На сегодняшний день встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Поэтому стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей послужила, прежде всего, создание универсальной разметки.

«Универсальная разметка" расширяет знания детей не только по физической культуре, но и спорту, так как метание, бег, прыжки являются составляющим легкой атлетики – королевы спорта.

"Универсальная разметка" дает понятие линии сплошной и пунктирной (прерывистой). Наличие простых геометрических фигур – круга, треугольника и квадрата, имеет связь с математикой, что позволяет проводить в группе не только занятия по физической культуре, но и игровые занятия по математике.

Максимальное приближение линий и ориентиров "универсальной разметки" изначально предполагает ознакомление детей с такими понятиями, как линии старта и финиша, линия метания, линия отталкивания, беговая дорожка с ограничительными линиями.

"Универсальная разметка" выполнена в основных цветах: красном, желтом, синем и зелёном, имеющих связь с развитием речи и ознакомлением с окружающей средой. Желтый цвет – цвет солнца, синий – цвет моря и неба, красный – цвет заката, а зелёный -цвет весны,травы.

"Универсальная разметка" позволяет увеличить объем и интенсивность двигательной активности детей, путем сокращения времени на организацию, построения и перестроения и подготовку к проведению подвижных игр.

Подвижные игры и эстафеты подбираются так, чтобы обучаемые могли применить приобретенные умения и навыки на предыдущих занятиях в меняющейся обстановке игры. Дети должны четко знать, где им нужно построиться, от какой линии начинать движение, где расположен "домик", за какую линию нельзя заходить, где стоит водящий и другие ориентиры. В этом отношении "универсальная разметка" не только позволяет коротко и четко объяснить условия игры, но и дает возможность следить за соблюдением (нарушением) правил игры, чего не дают другие ориентиры – кегли, скакалки, палки, кубики – постоянно сбиваемые детьми в движении.

Эффективность программы определяется тем, насколько она способствует укреплению здоровья, раскрывает и раздвигает умственные и физические способности, дает эмоциональный положительный заряд, пробуждает интерес и желание заниматься не только у детей, но и у воспитателя.

Заключение

Ребенок рождается на свет беспомощным, с одной-единственной способностью — всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него только в результате обучения.

Обучаясь движениям, дети дошкольного возраста приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности; знакомятся со способами и средствами ее реализации; накапливают опыт творческой двигательной активности. Умение самостоятельно мыслить и действовать дает ребенку возможность реализовать потенциальные природные способности, понять оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела. Создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Планируемые результаты, которые привнесёт в жизнь детей и педагогов инновация.

Для развития творческого потенциала воспитанников педагоги должны творчески и неравнодушно подходить к организации предметно-развивающей среды, использовать инновационные формы.















































Приложения:







Выполнение упражнений с инвентарём



Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 2

На фитбольных мячах с гантелями

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 3



С гимнастическими палками

С веревками

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 4

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 5





Нестандартное физкультурное оборудование

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 6

С обручами



Упражнения с физкультурным инвентарём способствует развитию плечевого пояса, координации движений, глазомера, мышечного чувства и силы





«Парашют»

Развитие ориентировки

в пространстве, координации

движений, внимания,

скоростных способностей, закрепление цвета.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 7






«Разноцветныешарики»

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 8

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 9
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 10

«Разноцветныеракеты»

Повышается двигательная активность детей, активизируется интерес к двигательным действиям, для профилактики осанки



Развитие глазомера, ориентировки в пространстве, внимания, скоростных способностей, закрепление цвета.









Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 11




Передвижные конструкции:, туннели для лазания











Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 12


Разметка «Классики» в раздевалке







Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 13






Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 14



Инвентарь для ОРУ и подвижные игр













Упражнения с инвентарём развивают мелкую моторику рук, координационные способности, ориентировку в пространстве



Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 15




























Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 16


Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 17






Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 18
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 19
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 20
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 21
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 22
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 23

Султанчики

Ленточки

флажки

Скакалка

Массажные мячики

косички

Мешочки «змейки»

с грузом

Мяч фитбольный



Кубики

Гимнастические палки,

мячи, обручи





Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 24


Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 25










гантели

кегли

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 26
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 27








скакалки

фитболы





Нетрадиционное физкультурное оборудование













Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 28














Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 29
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 30
























Дидактический материал для ознакомления






Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 31
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 32
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО - Рисунок 33


















Материалы подготовил(а): Ворсина Ирина Анатольевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение