Использование игровых технологий в начальной школе на факультативных занятиях по информатике

В данной статье представлен опыт обучения учащихся основам информатики в начальных классах с использованием игровых технологий.
Материалы подготовил(а): Ляшонок Нина Витальевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский


С рождения в каждом ребенке заложены природная энергия и сообразительность. Ребята младшего школьного возраста любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы ребенок мог проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны учителя. Главное в работе педагога организовать занятия таким образом, чтобы у ребят не исчез интерес к получению новых знаний и умений в процессе обучения. В основу своей деятельности ставлю развитие познавательной активности, логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей детей. На уроках применяю разные методы обучения. Больше всего учащимся нравятся нестандартные занятия, которые проходят в игровой форме.

Игровые технологии повышают эффективность учебной деятельности, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. Игра способствует созданию положительного настроя к учению, развитию умственной активности учащихся. В процессе игры ребенок самоутверждается, у него развивается настойчивость, стремление к преодолению препятствий, воля к победе.

На факультативных занятиях практикую такие виды игровой деятельности, как игра-соревнование, квест-игра, игра-путешествие, КВН, дидактические игры.

При проведении занятий использую различные образовательные программы. Такие, как “Занимательная информатика”, “Развивающая информатика”, “Мир информатики” и другие. Данные комплексы содержат развивающие задания, задачи на логику и мышление, упражнения по работе с мышью и клавиатурой, нестандартные задачи. Компьютерные игровые программы интересны младшим школьникам и обеспечивают обучающий и развивающий эффект. Дети в восторге, когда на экране монитора оживают сказочные герои, анимируются предметы окружающего мира, цифры, буквы. Вовлекаясь в компьютерную игру, ребята создают свой мир, похожий на реальный, но одновременно и отличающийся от него. Это способствует развитию у детей таких важнейших операций мышления, как обобщение и классификация. В компьютерных развивающих играх ребенок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики учащихся.

На занятиях факультатива созданию игровой ситуации способствуют мультимедийные презентации, интерактивные программы, фрагменты мультипликационных фильмов и аудиофайлов, дидактические карточки. Это позволяет вовлечь ребенка в процесс обучения в непринужденной доброжелательной обстановке.

Активировать логическое мышление, а также интерес к изучению новых понятий помогает разминка под названием «Алфавит». По букве алфавита учащиеся называют термины, связанные с информатикой и с программированием. За каждое правильный ответ дети получают смайлики.

На занятиях использую такую ​​технику, как «Интеллектуальная разминка». Это позволяет определить уровень интеллектуальных знаний и навыков учащихся. В начале урока зачитываются вопросы на которые необходимо дать быстрые ответы. Данная игра позволяет ребятам сразу включиться в работу. Приветствуется учащимися и такая техника, как «Бесплатный микрофон». Ребятам предлагается высказать свою точку зрения по конкретному вопросу. Школьники четко и кратко излагают свои мысли и делают выводы. Этот метод способствует развитию коммуникативных навыков.

Практикуются такие формы работы как: тестировщик, испорченный код, микромиры, трансформатор.

Тестировщик - тестирование игр, созданных самими учениками или загруженных с сайта scratch.mit.edu.

Испорченный код - создание учащимися скриптов программы в рамках определенной темы с намеренно испорченным кодом. Работа осуществляется в парах. При обмене проектами ребята должны найти и исправить ошибку в скрипте.

Микромиры – это составление кода из подготовленных блоков. Учащиеся каждой команды готовят для соперников заготовки. Цель – разгадать задуманный код и составить правильный скрипт для спрайта.

Трансформатор – это форма работы на закрепление и понимание пройденного материала. Например, при изучении блоков группы Внешность после построения скрипта с использованием блоков установить размер, изменить размер, изменить цвет, установить цвет. Называется любой цвет (например, зеленый) и ребята должны изменить скрипт так, чтобы спрайт стал зеленого цвета. То же самое делается с изменением размера спрайтов, количества клонов и др. Таким образом, трансформируется уже созданный, готовый код и закрепляются полученные знания.

Используя данный вид деятельности на факультативных занятиях можно достичь многого, так как в игре происходит многократное повторение, закрепление и усвоение материала.

Обучая младших школьников основам программирования, сосредотачиваюсь на организации проектной деятельности учащихся. Проектируя, ребята получают массу положительных эмоций. Проект - это возможность для ребенка выразить свои собственные идеи. Поэтому стараюсь организовать обучение таким образом, чтобы работа превратилась в интересную игру. Младшие школьники в основном создают мини-проекты. Идей у ребят много, каждый пытается создать свое, интересное, уникальное. Сначала выбирается тема и составляется сценарий. Ребята обязательно придерживаются одного условия: проект должен быть законченным, оригинальным, полностью раскрывающим тему. В итоге – тестирование и защита проектов. Ребята сами оценивают результат своей работы.

Используя среду программирования Скретч мои ученики разрабатывают и создают обучающие и развивающие игры. Разработаны задания по математике, по предмету “Человек и мир”, по русскому языку. Анимированные проекты “Лесная математика” и “Яблочный счет” позволяют ученикам 1-2 классов в сказочной форме повторить пройденный материал по математике. Интерактивная игра по русскому языку (автор Федичкина Юлиана) дает возможность учащимся закрепить свои знания по изученной теме.

Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок. Здесь важно задействовать как сильных, так слабых учеников. На занятиях факультатива используется командная работа в группе. Такая деятельность сплачивает ребят, вырабатывает уверенность в себе.

Ребята представляют разработанные проекты в разных конкурсах и их работа высоко оценивается на областном, республиканском и международном уровне.

В последнее время большой популярностью пользуются хакатоны. Они представляют собой фестивали программистов, где коллективно создаются новые программные продукты. Перед учениками ставится общая задача, которую они должны выполнить. Дети самостоятельно определяют этапы ее решения, и каждый участник игры выполняет определенную функцию. И вот, здесь на помощь им приходит логическое мышление, воображение, творческая фантазия и другие необходимые качества. Учащиеся пробуют себя в роли программистов, дизайнеров, менеджеров. В конце демонстрируется презентация проектов. Также команды делятся результатами своей деятельности. Данный вид деятельности способствует сплочению коллектива, формированию благоприятной среды общения, дарит детям положительные эмоции и веселое настроение.

Обучая детей информатике на факультативных занятиях, я стремлюсь к тому, чтобы удовольствие от игровой деятельности постепенно перешло в радость учения. Использование игры позволяет сохранить эмоционально-комфортную обстановку в процессе обучения детей, создать условия для обеспечения их физического, психологического и социального благополучия. Игра способствует тому, что занятие становится живым, ярким, запоминающимся, а общение искренним, вызвать творческий интерес к обучению.

1


Материалы подготовил(а): Ляшонок Нина Витальевна

Скачать

2021-01-13

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение