Использование наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

Для дошкольника грамотная связная речь имеет большое значение: она не только помогает установить контакты с окружающими людьми, но и является необходимым условием успешного обучения ребенка в начальной школе.
Материалы подготовил(а): Тюменцева Наталья Михайловна

Библиотека материалов Дум Думыча

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИЛОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для дошкольника грамотная связная речь имеет большое значение: она не только помогает установить контакты с окружающими людьми, но и является необходимым условием успешного обучения ребенка в начальной школе.

Формирование умения составлять описательный рассказ у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) представляет собой необходимое условие развития связной речи – наиболее сложной формой речевой деятельности.

Ряд исследователей (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко) занимаются проблемой использования предметно-схематических моделей в ходе освоения связной речи. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, являются наглядным своеобразным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике. Многие психологи, педагоги, логопеды, дефектологи согласны в том, что использование метода наглядного моделирования облегчает процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

На современном этапе используются разнообразные методы и приемы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР. Моделирование используется с целью развития умений у детей создавать тексты описательного типа разного целевого назначения, композиционно оформленные (наличие начальной, основной и завершающей частей).

Моделирование представляет собой попытку задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях психологов подчеркивается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста с ОНР. Она определяется тем, что основой моделирования является принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением

Использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей с ОНР; при этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы; приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения

Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, график, план) оригинала данной модели, который используется в качестве заместителя. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); силуэтные и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них

Модель выполняет разные функции: функцию схемы ориентировочной основы действия; функцию внешней опоры; выступает как заместитель объекта изучения. О собственно модели можно говорить только тогда, когда модель занимает структурное место объекта действия. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия

Методика использования графических моделей, по мнению В.К.Воробьевой, регулирует деятельность детей в процессе создания текстов параллельной структуры, какой обладает описательная речь. Организация обучения описаниям с использованием моделей включает несколько этапов:

вычленение ребенком из прочитанного педагогом текста суммы признаков, на базе которых и осуществляется узнавание (неузнавание) предмета;

самостоятельное составление ребенком графического плана к рассказу, прочитанному педагогом;

самостоятельный рассказ ребенка об отдельном предмете или животном .

В формировании умения составлять описательный рассказ широко используются схемы. Схема – это графический план, последовательность предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа–описания. Схема помогает детям определить последовательность изложения. Здесь воспитатель предлагает готовую схему, от детей требуется наполнить ее языковым содержанием. Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому на первых занятиях рассказыванию предшествует подробный разбор схемы .

Модельные представления позволяют ребенку выделять в образном плане те свойства деятельности, которые существенны для решения задачи. Использование модели ориентирует ребенка на понимание структуры мира, что в свою очередь, раскрывает перед ним объективную «логику» строения предметов, действий, событий. Другими преимуществами использования моделирования являются:

использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости;

использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Таким образом, моделирование используется в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи, с целью развития навыка у детей создавать тексты описательного типа разного целевого назначения, композиционно оформленные. Модель выполняет функцию схемы ориентировочной основы действия; внешней опоры; выступает как заместитель объекта изучения. Модели помогают определить последовательность изложения рассказа детям с ОНР, раскрывает перед ним объективную «логику» строения предметов, действий, событий, вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Литература:

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М. :Астрель, 2006. – 469 с.

2. 8. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников [Текст] / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 211-213.

3.Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 17-21.

4.Лихачева, С.Н. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников [Текст] / С.Н Лихачева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенез : материалы всерос. научно-практ. конференции. – М., 2014. – С. 280-285.

5.Макарова, Ю.А. Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Макарова // Концепт. – 2017. – Т. 2. – С. 386-389.

Материалы подготовил(а): воспитатель Тюменцева Наталья Михайловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение