Из опыта работы.Реализация программы воспитания и социализации в начальной школе.

Верными помощниками стали для своих детей и для меня – родители. Они разные: молодые, в возрасте, образованные, без образования... Только в тесной связи с родителями я могла добиться успехов в воспитании, обучении, развитии учащихся.
Ключевые слова. Семейное воспитание, авторитет, семейные традиции, сотрудничество.

Библиотека материалов Дум Думыча

Ливенцова Лидия Алексеевна

учитель начальных классов

«МОУ Дороховская СОШ» Бежецкий район

Из опыта реализации программы воспитания и социализации  учащихся начальной школы.

Аннотация Верными помощниками стали для своих детей и для меня – родители. Они разные: молодые, в возрасте, образованные, без образования... Только в тесной связи с родителями я могла добиться успехов в воспитании, обучении, развитии учащихся.

Ключевые слова. Семейное воспитание, авторитет, семейные традиции, сотрудничество.

Особенностью моей программы воспитания является ориентация на семейное воспитание.  Выстраиваю  процесс воспитания по типу семейного, учитывая его основные характеристики, а также осуществляю работу по созданию единого детско-родительского коллектива.

Л.H. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей.  Начинать воспитание, безусловно, нужно с себя. Я думаю, что активный, инициативный, творческий учитель – это пример для ученика. Невозможно организовать деятельность учащихся, оставаясь  в бездействии самому.   На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, прин­ципиальностью. Диа­лог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господ­ствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации — де­лает авторитет воспитателя естественным и прочным. 

Поддерживать авторитет учителя помогают и родители, если учитель способен в свою очередь поддерживать авторитет родителей. С этой целью постоянно вовлекаю родителей в дела класса и школы.  Работа с родителями не ограничивается родительскими собраниями и спонсорской помощью.  Прежде всего, родители – единомышленники классного руководителя.  А это значит, что они помогают формировать коллектив класса, участвуют в разрешении проблем и радуются успехам класса.

В течение всего времени имеет место совместное проведение праздников, экскурсий, встреч за семейным столом. Стало традицией в конце учебного года совершать совместные экскурсии в природу, где не только детей учу охранять и любить природу, но и родителям оказываю помощь в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

Праздники как вехи календаря (семейные праздники, события, памятные дни; праздники гражданского календаря; исторические знаменательные даты; праздники церковного календаря; праздники, связанные с жизнью города) празднуем вместе. Заранее готовимся к этим праздникам. Рассказ о празднике преподносится не как информация, а как повествование «от сердца к сердцу». Детским семейным праздникам придаю духовное, познавательное, игровое, коммуникативное содержание, где родители являются не наблюдателями, а самыми активными участниками. Таким образом, отмечаем праздники, посвящённые Международному Женскому Дню 8 марта «Поговори со мною, мама», Дню Защитников Отечества «Мой папа - супермен» и другие.

Не остаются в стороне и праздники, связанные с жизнью города. В канун празднования Дня Города была проведена семейная викторина «Что я знаю о городе своём?». Команды, состоящие из детей и родителей, соревновались, кто лучше знает свой город. Совместными усилиями детей и родителей были подготовлены презентации о городе, макеты исторических памятников города Бежецка, буклеты, рисунки с изображением местных достопримечательностей, стихи о родном городе. В завершение праздника дети с родителями посетили знаменитые места малой родины. Это мероприятие содействовало возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Другая классная традиция также способствует развитию детско-родительских отношений. Это ежегодный творческий отчет-собрание. К этому мероприятию мы готовимся почти целый год. Обычно оно проходит в конце т четвёртой четверти.  Это творческий отчёт: выставка рисунков, поделок, маленькие спектакли по сказкам, художественные номера, Родители начинают с большим уважением относиться к детям, ответственнее к своим обязанностям, не говоря о возрастании мотивации к сотрудничеству  с классным руководителем, посещению родительских собраний.

Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт наглядных пособий воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности. Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека- это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его жизненного уровня его благосостояния.

Действенным стимулирующим, фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. А.С. Макаренко насчитывал более 20 видов труда детей в семье. Лучшим средством стимулирования детей к труду в семье он считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Все это в полной мере может относиться и к классному руководителю. Я считаю, что именно коллективный физический труд сегодня – эффективное средство воспитания.  Неумение некоторых родителей и учителей  расширять сферу применения сил детей в практических делах. Это относится не только к подросткам, но и младшим школьникам, приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения.

 Традицией класса является ежегодный косметический ремонт кабинета собственными силами, уборка территории школы,  ежедневное дежурство в классе. Может быть, на первый взгляд покажется, что это немного, но в настоящее время, когда родители готовы заплатить за все, нужно найти аргументы в пользу общественно-полезного труда. По окончании 10 класса мои дети участвовали в ремонте школы. За это время многие получили трудовые навыки, которые, на мой взгляд, не просто когда-нибудь пригодятся (в современном мире, возможно, и нет), но дают чувство уверенности, поскольку расширяют сферу умений учащихся.

Кроме труда столь же эффективным средством воспитания и социализации является спорт. Из древней Эллады до нас дошли прекрасные слова, высеченные на камне: «Если хочешь быть сильным0; бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным – бегай».  Становясь красивым, сильным, умным, человек начинает пребывать в хорошем настроении, а быть позитивно настроенным в наше время – одно из важнейших условий успешности.  Не стоит говорить и о том, что только спорт – прямой и быстрый способ выработать выносливость, терпение, выдержку, умение преодолевать трудности, целеустремленность, - другими словами, наиважнейшие качества успешной социализации.  Опыт работы по привитию любви к спорту показывает необходимость сотрудничества с разными спортивными организациями, тренерами, учителями физической культуры. Нельзя не вспомнить спортивные мероприятия «Папа, мама и я спортивная семья, Весёлые старты», «Олимпийские игры» и др.

Еще одним важным стимулом для занятий спортом является организация группы поддержки на соревнованиях. Приходя «болеть» за своих одноклассников, учащиеся сами начинают заниматься спортом. В нашем классе существует неписаный закон:  все должны быть болельщиками на ответственных соревнованиях.

Может быть,  покажется странным, что к учебно-познавательной, творческой деятельности  я обращаюсь в последнюю очередь, но именно в таком порядке организуется деятельность детей в семье. Прежде всего, трудовые обязанности, занятия спортом, а после –  учеба, кружки. Тогда учебной и творческой деятельностью учащийся занимается с удовольствием. 

Нашей школе 47 лет, и у неё своя история. Изучать историю своей семьи очень важно, потому что семья сильна связью поколений. А история семьи связана с историей родного края, страны. Краеведение, изучение традиций, обычаев народов, населяющих наш край, позволяет подрастающему человеку правильно идентифицировать себя в обществе. В этом учебном году наш класс принял участие в краеведческой конференции «Фольклорные традиции Бежецкого уезда», участвовали в проекте «Живая нить традиций»

Наша школа сотрудничает с детской и городской библиотекой. Школьной  традицией стали встречи с местными писателями, поэтами, мастер-классы, совместные мероприятия.

Вот такую технологию работы с родительской общественностью, с семьёй выбрала я. Конечно, не всего мы достигли и не все задачи решили, но добились самого главного: родители поверили педагогам, школе. Вместе с ними мы строим единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком, и самим быть счастливым и успешным от общения.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Так и работаем в дружной команде - родители и педагоги нашей школы, понимая, что только единство семьи и школы в воспитании ребенка – один из основных источников его развития, прочности нравственного стержня.

Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».

(Старец Паисий Афонский)

«Сынок, — сказал ему мудрец, — 
Ты, вижу, весь в отца родного: 
Бьюсь об заклад — он раб хмельного!
Коль видят нас и слышат дети, 
Мы за дела свои в ответе 
И за слова: легко толкнуть 
Детей на нехороший путь. 
Держи в приличии свой дом, 
Чтобы не каяться потом.

 



Структуру и содержание моей работы можно представить в виде дома. Главным в доме является ребенок, который должен быть готов к жизни вне этого дома: научиться жить в мире с самим собой и другими. В доме для этого должны быть созданы все условия: с одной стороны – защищенность (принадлежность к единому целому, общность интересов внутри дома), с другой – открытость (готовность к общению с другими, толерантность).





























Материалы подготовил(а): Ливенцова Лидия Алексеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение