ИЗО

Тема: "Пропорции лица человека"

Библиотека материалов Дум Думыча

6







Урок

по изобразительному искусству


Тема урока

« Пропорции лица человека»


3 четверть 4 класс






















Составила и провела

студентка 315 группы

Хмель Л. В.



ИЗО 4 класс 3 четверть

Раздел программы: «Изображение на плоскости. Форма, пропорции,

конструкция».

Тема урока: «Пропорции лица человека».

Темы практической работы: «Мой друг», «Автопортрет».

Материалы: графитный карандаш.

Цель: расширить представления о пропорциях лица человека.

Задачи:

актуализация знаний о портретном жанре;

формирование представлений о видах портрета;

формирование умений выполнять портрет с учетом пропорций лица человека;

развитие зрительной памяти, наблюдательности.

Оборудование урока: презентация, иллюстрации портретов, карандаш, альбом, тетради самооценки

План урока

  1. Организационный момент

  2. Работа по теме урока

  3. Первичное закрепление знаний

  4. Практическая работа учащихся

  5. Анализ работ

  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Создание «ситуации успеха».

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?

II.Проверка готовности класса к уроку.

III. Сообщение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. (слайд)

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, харак­тер, настроение, строй его мыслей и чувств — словом, все богатство лич­ности в разных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры, графики, посвященных изображению определенного человека, конкретного лица, является портрет.

- Дети скажите, кто знает что такое портрет? (слайд)

Основное качество портрета — сходство с оригиналом — обеспечива­ется прежде всего точным воспроизведением внешнего облика челове­ка. Но для портрета одного внешнего сходства мало, потому что глав­ная его особенность — раскрытие психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выраже­нии глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, при­вычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состоя­ние человека.

Личные качества портретируемых и задачи, которые ставит перед собой художник, определяют композиционный строй портрета, размер и формат картинной плоскости.

Выделяют следующие виды портрета: погрудный, поясной, поколен­ный, однофигурный, групповой.

Парадный портрет, семейный портрет, камерный или кабинетный портрет.

Портрет, в котором художник изображает самого себя, называют автопортретом. ( слайд)

  1. Первичное закрепление знаний.

1.Работа в тетрадях

Определите последовательность выполнения портрета (слайд)

2. Выполнение дидактических игр, упражнений и заданий.

Лист (формат А4) расположить вертикально, разделить на 4 части. В каждой из частей нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов (голова и шея), сохраняя естественные пропорции человече­ского лица. Каждому «лицу» придать индивидуальные, разнохарактер­ные черты: по возрасту, полу, национальности, настроению, элементам одежды, прически и т.п.

3. Проанализируйте высказывания известных художников и писате­лей об искусстве портрета. С кем вы согласны более всего (2—3 выска­зывания по выбору учителя)?

П.А. Федотов: «...Я все-таки полагаю, что портрет должен быть исто­рической картиной, в которой изображаемое лицо было бы персонажем: тогда только в нем будет смысл, жизнь, виден характер того, с кого пишут».

КГ Чернышевский: «Портрет, не передающий главных, выразитель­нейших черт лица, неверен. Но когда мелочные подробности лица пере­даны отчетливо, лицо на портрете выходит обезображенным, бессмыс­ленным, мертвым, — как же ему не быть отвратительным».

ММ. Антокольский: «Раз я делаю портрет, я должен показать челове­ка таким, каков он есть, а нетаким, каким я желал бы его смерить моим художественным, традиционным аршином».

В.А. Серов: «Я внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое бывает иног­да неприятным, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. Поэтому меня и обвиняют в том, будто мои портреты иногда смахивают на шаржи».

Б.М. Кустодиев: «Похожий портрет — это такой портрет, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику право отражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу».

М.Г. Манизер: «Когда мы смотрим на человека, мы порою догадыва­емся, о чем он думает... Прочитать мысли портретируемых — это боль­шая и интересная задача, и это вполне под силу художнику».

4. Образцы портретов (слайд)

Физкультминутка

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево- вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)


V. Самостоятельная практическая работа учащихся. Рекомендации по выполнению портрета

VI. Анализ творческих работ.

Выставка работ

Вопросы:

Какие слова можно подобрать для краткой характеристики групп портретов?

К каким видам портретов относятся выполненные вами работы (портреты)?

Какие портреты выполнены с учетом пропорций лица человека?

Какие выразительные средства выбраны для передачи эмоцио­нального состояния портретируемого?

Какие работы вам больше всего понравились и почему?

VII. Подведение итогов урока.

Перечислите виды портретов.

Назовите основные пропорции лица человека.

Расскажите о последовательности изображения портрета.

Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились?

  • Работа с пословицами (слайд)

Рефлексия «Цветы в воде»

VIII. Домашнее задание. Принести к следующему уроку плотную белую и цветную бумагу, ножницы, клей.




Материалы подготовил(а): Хмель Людмила Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение