Как общаться с ребенком? (особенности невербального общения и коммуникации особого ребенка)

Формирование средств устной коммуникации у детей раннего возраста с нарушением слуха 🦻
Материалы подготовил(а): Ругаева Татьяна Игоревна.

Библиотека материалов Дум Думыча


Как общаться с ребенком? (особенности невербального общения и коммуникации особого ребенка) - Рисунок 1
Комитет образования и науки Курской области



Областное казенное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,

МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7. Тел./факс (4712)51-14-75. E-mail: pmc-kursk@yandex.ru


 





Раздел: «Как общаться с ребенком?» (особенности невербального общения и коммуникации особого ребенка, приемы абилитации и развития)

Тема: Формирование средств устной коммуникации у детей раннего возраста с нарушением слуха





Учитель-логопед

Отделения развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста

«От колыбели до школы» ОКУ ЦППМСП

Ругаева Татьяна Игоревна









Курск-2020







ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Формированием средств устной коммуникации ребенка с нарушенным слухом является организация ее как средства общения, чтобы устная речь глухого или слабослышащего ребенка стала средством общения со слышащими, необходимо развивать ее восприятие и воспроизведение. Но у детей с нарушением слуха восприятие речи и ее воспроизведение без обучения никак не развиваются, а, следовательно, средства устной коммуникации тоже. В настоящее время дети с нарушенным слухом часто выявляются лишь в 2-3 года и позже, только в этом возрасте им начинают оказывать систематическую помощь. К этому возрасту ребенок даже с относительно небольшим снижением слуха, как правило, не владеет речью: не понимает обращенную к нему речь взрослых и детей, самостоятельная активная речь либо полностью отсутствует, либо резко задерживается в развитии. Поэтому, к сожалению, общение в этом случае между взрослым и ребенком с нарушением слуха крайне затруднено и сводится, в основном, к удовлетворению лишь физиологических потребностей малыша (кормление, туалет, прогулка, сон). Такая ограниченность речевого общения приводит к задержке развития познавательной деятельности малыша. У него не формируется соответствующие возрасту интерес к окружающему его миру, взаимоотношениям людей, к предметам и действиям с ними. У взрослого нет способа регулировать деятельность малыша, он не может научить его действовать с предметами и игрушками в соответствии с возрастом, а позже – рисовать, строить из кубиков, лепить и т.п. Ребенок не умеет играть, он лишь бесцельно манипулирует предметами.

Прежде слабослышащие и даже глухие дети не могли развивать полноценную речь таким естественным путем, как это происходит в настоящее время. Реабилитация глухих и слабослышащих детей раннего возраста включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление детей с нарушениями слуха, определение степени и характера поражения слухового анализатора, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуальных слуховых аппаратов, обеспечивающих необходимое звукоусиление, КИ), проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста.

Подробнее остановимся на коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми, которая предполагает создание условий для полноценного развития средств устной коммуникации ребенка со взрослым. При этом необходимо соблюдать общие требования к воспитанию и обучению детей раннего возраста. У неслышащего ребенка должны быть такие же, как и у слышащего, возможности для физического и психического развития. Ребенок нуждается в специальной коррекционной работе по развитию у него слуховой функции и устной речи.

В то же время в ребенке природой заложено стремление к познанию окружающего мира, к общению с близкими с целью удовлетворения не только своих физиологических потребностей, но и познавательных. Непонимание требований взрослых к ребенку и неумение выразить собственные желания и потребности приводят к капризам, агрессии либо к замкнутости, нежеланию вступать в контакт. Малыш начинает все больше отставать от слышащих сверстников не только в речевом, но и в общем развитии. Всех этих негативных последствий для личностного развития ребенка можно избежать при раннем начале коррекционного обучения.

Опыт коррекционно-развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста показывает, что при правильно организованной работе возможно получить очень высокие результаты. Имея индивидуальные слуховые аппараты, в пределах одного помещения дети могут слышать обращенную к ним речь, начинают воспринимать на слух не только специально отработанный материал, но и практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи детей должно приближаться к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста.

В настоящее время активно развивается эффективный метод реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Кохлеарная имплантация – новое направление слухопротезирования и реабилитации детей с большими потерями слуха. Главная цель реабилитации маленьких детей с КИ - научить ребенка воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее перспективно использование кохлеарных имплантов у маленьких детей. Кохлеарная имплантация – это, возможно, единственный шанс для глухого малыша максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них. У многих малышей, поступающих на имплантацию, не сформированы средства устной коммуникации, следовательно, такие функции как восприятие и воспроизведение тоже. Ребенок не слушается и не смотрит на взрослого, на его лицо, он не умеет играть с другими детьми, его трудно привлечь к совместным действиям, он не пытается понять, что от него хотят, не может долго удерживать внимание при совместной игре или обучении. Ребенок не хочет и не умеет подражать действиям взрослого, а способность к подражанию является основой овладения любыми навыками у ребенка.

Рассмотрим ребенка, поступившего в наш центр в ноябре 2016 года, в возрасте 1г.10мес. Диагноз Сони А. – двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени. Аудиологический скрининг ребенок прошел в роддоме - отрицательные результаты на оба уха. В апреле 2015г. обратились по месту к сурдологу в сурдологопедическое отделение «Курской областной клинической больницы», где по результатам аудиологического обследования был поставлен диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени. Ребенок был слухопротезирован. Без эффекта. Рекомендовано хирургическое лечение (кохлеарная имплантация). Проведена операция 21.01.2016г. в «Научно-клиническом центре оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России» г. Москве в возрасте 1 года – кохлеарная имплантация правого уха.

На диагностике с логопедом Соня проявляла себя следующим образом: эмоциональный контакт был крайне затруднен, проявляла негативизм, не всегда реагировала на имя, не давала стабильную реакцию на окружающие звуки. Родители отмечали, что и дома реакции на звуки у девочки мимолетные и нечеткие. Без зрительной опоры ребенок не реагировал и прерывал общение с родными. Так же обследование речи включало в себя изучение понимания обращенной к ребенку устной речи и определялось состояние ее активной речи. В результате после проведенного педагогического обследования специалист выявила следующее, понимание ребенком устной речи было крайне затруднено. Активная речь девочки была представлена криком и отдельными возгласами, как правило, однообразными и монотонными. Это резко отличало ее от слышащих детей данного возраста. Вместе с тем, в ходе проведенной коррекционной работы ребенок достиг таких результатов, когда она могла активно включаться в совместные действия со взрослыми, ей уже были доступны разнообразные действия с предметами и игрушками.

Содержание и организация занятий с ребенком определялись не только состоянием слуха, но и возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития. Началась коррекционная работа по формированию средств устной коммуникации у ребенка с кохлеарной имплантацией.

Важно подчеркнуть, что если помощь будет оказана своевременно, то это позволяет не слышащему ребенку раньше начать понимать речь и активно использовать речевые средства общения. В случае с Соней, коррекционная работа началась на втором году жизни. Мы знаем, что в норме, работу над пониманием речи необходимо начинать, исходя из конкретных жизненных ситуаций.

Например, в процессе занятий перед Соней клали куклу, и специалист предлагала: «Покорми лялю». Побуждая ребенка к выполнению действий по речевым инструкциям, следует постепенно усложнять их, переходя от самых простых фраз («покажи мяч», «дай кубик», «закрой глазки» и т.д.) до все более сложных. Так же при общении с Соней специалистом повторялось каждое слово (фраза), как правило, не менее трех раз. При этом многократное произнесение одного и того же слова должно было быть мотивационно оправдано для ребенка, а не превращаться в бессмысленное и навязчивое повторение. В связи с этим речь была связана либо с деятельностью ребенка, либо с деятельностью взрослого, так или иначе воздействующего на девочку.

Например, во время игры с паровозиком, Соня везет игрушку, взрослый в это время, показывая на паровозик, произносит "У..", то в лицо малышу, то в аппарат (или на ухо). Ребенка постоянно было необходимо побуждать к совместному со взрослым проговариванию слов и фраз. Поддерживалась всякая попытка девочки повторить за взрослым, самостоятельно назвать предмет. При этом специалист просил ребенка что-то сказать, но не настаивал. Предлагается поступать и другим способом: в первоначальный период занятий взрослый все время говорит не только за себя, но и за ребенка, за игрушку и т.д. Постепенно ребенок начинает проговаривать слова вместе с ним и самостоятельно.

Помимо организации речевого общения с ребенком ежедневно проводилась и специальная работа по развитию речевого слуха и слухового восприятия. Как только у ребенка вырабатывался сочетательный рефлекс на слово в виде поворота головы или глаз к предмету, находящемуся на постоянном месте, специалист начинала работу по различению слов, воспринимаемых только на слух. Работа начиналась на материале звукоподражаний, затем к ним добавлялись лепетные слова (например, ляля, утя, биби и т. д.), потом полные слова: мама, папа, имя ребенка, дом, рыба, лопата, зайка, бабуля, туфли, пальто и т. д., и, наконец, - фразы, включающие эти слова, типа: Ляля упала. Папа спит. Тетя ест. Таня плачет. Зайка прыгает и т. д. В игровой форме логопед побуждала ребенка к выполнению действия по инструкции (типа сделай ладушки, пока, привет), воспринятой только на слух, возможно только после того, как сформирован навык выполнения действия.

Так же у ребенка следует развивать умение дифференцировать звучания игрушек (барабана, дудки, гармошки, погремушки, разнообразные бытовые шумы, записи музыкальных произведений). На этом материале у ребенка возникают навыки ощущения звучаний, их распознавания и дифференциации, нахождения направления звучания. На начальных этапах звуковые стимулы для специальной тренировки подбираются индивидуально.

Развивающееся слуховое восприятие создает базу овладения произносительной стороной речи. Несмотря на то, что у девочки, начавшей заниматься на втором году жизни, был не реализован период довербального овладения речью (до появления первых слов), она была способна к овладению всей фонетической системой языка на основе подражания речи взрослых.

Большое внимание на третьем году жизни специалист обращала на становление самостоятельной инициативной речи ребенка. Звуковой состав входящих в них слов постепенно уточняется благодаря слуховому контролю, хотя все еще может оставаться неточным. Понимать еще не вполне разборчивую речь ребенка родителям на этом этапе развития средств устной коммуникации помогает интонация и естественные жесты ребенка. Логопед создавала такие условия, при которых ребенок должен был не говорить за мамой (педагогом) слово, фразу, как это было ранее, а обратится самой с той или иной просьбой, вопросом, сообщением. Соню целенаправленно учили задавать вопросы.

Необходимо научить имплантированного ребенка слушать и говорить (произносить слова и предложения, понимать их значение, использовать речь для общения и познания окружающего мира). И, благодаря этому, он будет развиваться как нормально слышащий ребенок. Конечным результатом является то, что ребенок становится говорящим и может жить полноценной жизнью.

Итак, ребенок с недостатками слуха, коррекционная работа с которым была начата рано и проводилась успешно привела к завершению этапа формирования средств устной коммуникации.

Через полгода коррекционных занятий Соня набрала небольшой активный словарь: мама, папа, до (дом), мя (мяч), я (яблоко), баба, мяу (кошка), ав (собака). Понимание речи также расширилось, девочка знала (показывала) многие части тела, понимала много обиходных существительных, некоторое количество глаголов. Ребенок стал активнее реагировать на обращенную речь, бежала к двери, услышав звонок. У нее появилась способность искать и находить источник звука самостоятельно. К 2,5 годам у Сони появились трехсловные предложения, которыми она постоянно пользовалась, произнося их усеченно, приближенно или точно: «Папа, ди-ди ам-ам (папа, иди кушать); буду пить эфий (буду пить кефир); мамуя пинесё сухаи (мамуля принесет сухари) и др. Таким образом к 2,5 годам Соня овладела приличным уровнем понимания обращенной речи не только в рамках наглядной ситуации, но и за ее пределами. Она самостоятельно инициировала вербальное общение со взрослыми, что стало для нее потребностью. Она общалась не только со взрослыми, но и с другими детьми, могла говорить с нами о своих желаниях и потребностях. На сегодняшний день Соне 6,5 лет и она посещает обычный детский сад, готовится пойти в школу, занимается с логопедом, с успехом обучается в музыкальной школе. Соня пользуется развернутой речью, в которой отмечаются незначительные аграмматизмы, любит рассказывать о себе, сочинять с мамой сказки.

Следует особо подчеркнуть, что высокие результаты коррекционного обучения достижимы при сочетании раннего начала занятий c ребенком без дополнительных нарушений в развитии с самоотверженной работой родителей под руководством специалиста.

Таким образом, основной целью работы по формированию средств устной коммуникации неслышащего ребенка является организация ее как средства общения. Для того, чтобы устная речь глухого или слабослышащего ребенка стала средством общения со слышащими, необходимо развивать ее восприятие и воспроизведение.








Список литературы:

1. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушение слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. – Челябинск, 2013. – 140–143 с.

2. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации — М. : Наука, 2009.

3. Зыков С.А. Обучение глухонемых детей по принципу формирования речевого общения. – М., 1961. – 211 с.

4. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. – М. Владос, 2004. – 344 с.

5. Николаева Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом/ автореф. дис. канд. пед.наук: / - М., 2001. - 22 с.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» М.: Просвещение, 1989.—223 с.

7. Шматко, Н.Д, Пелымская Т.В. «Если малыш не слышит» / пособие для учителя– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с. Библиогр.: 201-203с.



Материалы подготовил(а): Ругаева Татьяна Игоревна

Скачать

2020-12-16

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение