Компилятивная программа внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» для 1 класса

В процессе изучения программы по финансовой грамотности у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных финансовых представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Библиотека материалов Дум Думыча

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»

Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ














Компилятивная программа

внеурочной деятельности

«Азбука финансовой грамотности»

для 1 класса








Программу составила учитель начальных классов Теремасова Татьяна Михайловна






Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №_ от «__» августа 2020 г.













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

-ООП НОО  ФГОС;

Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1


Начальное финансовое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту финансовую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс «Азбука финансовой грамотности» в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению финансового компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.


Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по финансовой грамотности вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в финансовой сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по финансовой грамотности у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных финансовых представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения финансовой грамотности учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается курс внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» для учащихся 1–4 классов.



Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности», её изучение даёт возможность:

  1. Формировать у учащихся представление о финансовых взаимоотношениях как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

  3. Развивать основы потребительской культуры;

  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него финансовые термины;

  5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель», — и функций, их характеризующих;

  6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие;

  7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

                             Место курса в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по финансовой грамотности во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической  деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

                          Ценностные ориентиры содержания курса.

В процессе финансового образования учащиеся получают представления о том как экономить деньги, насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.

Младшие школьники начинают осознавать,
что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.


 



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

«Азбука финансовой грамотности»


При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Семейный бюджет», школьник узнает, откуда в семье появляются деньги и на что они тратятся. Таким образом, актуализируются их представления о планировании расходов. Тема «Поход в магазин» поднимает важные вопросы о правилах поведения в магазине, дети учатся считать деньги, планировать покупки, внимательно обращаться с наличными и безналичными деньгами.



Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи и общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать финансовые термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.




  Содержание программы

1 класс

Наличные деньги.


Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых герои получают и тратят деньги. Деньги России и других стран. Монеты и банкноты. Защита от подделок. Учимся считать деньги.

                                                       

Практическая и игровая деятельность:

- Составление сборника пословиц и поговорок о деньгах;

- Чтение отрывков сказок, просмотр соответствующих фрагментов мультфильмов;

-Рисование сказочных денег;

- Игра «Монеты и банкноты»;

- Рассматривание коллекций разных монет.


Безналичные деньги.

Безналичные деньги. Пластиковая карта. Детская банковская карта. Функции банкомата. Оплата покупок пластиковой картой.


Практическая и игровая деятельность:


-Игра:  «Маленький финансист».

-Рисование пластиковой карты.




Семейный бюджет.


Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи. Заработная плата. Пенсии, стипендии, пособия. Основные траты семьи. Расходы на самое необходимое и непредвиденные расходы. Разумные и неразумные траты. Карманные деньги.



Практическая и игровая деятельность:


-Деловая игра «Учимся распределять семейный бюджет»;

-Ментальная карта «Доходы и расходы моей семьи»;



Поход в магазин.


Продовольственные и промышленные магазины. Правила поведения в магазине. Права потребителя. Грамотные покупки. Цена товара. Срок годности товара.


Практическая и игровая деятельность:


-Игра в магазин «Юный покупатель»;

-Виртуальная экскурсия по супермаркету;

-Коллаж «Магазин для первоклассников».



                                  К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

что такое наличные и безналичные деньги;

что такое семейный бюджет;

из чего складываются доходы и расходы семьи;

как нужно относиться к карманным деньгам.



Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Для  реализации данной  программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:

Материально-техническое обеспечение:

1.Ноутбук.

2.Интернет- ресурсы.

      3.Справочная литература





Тематическое планирование «Азбука финансовой грамотности»

1 класс

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)


Наличные деньги.

9

 

 

1

Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых герои получают и тратят деньги.

1

 

 

2

Деньги России. Вчера и сегодня.

1

 

 

3

Деньги других стран.

1

 

 

4

Наличные деньги. Монеты.

1

 

 

5

Учимся считать монеты.

1

 

 

6

Наличные деньги. Банкноты.

1

 

 

7

Учимся считать банкноты.

1

 

 

8

Защита монет и банкнот от подделок.

1

 

 

9

Итоговое занятие. Игра «Монеты и банкноты».

1

 

 


Безналичные деньги

6

 

 

10

Пластиковая карта. Безналичные деньги.

1

 

 

11

Детская банковская карта.

1

 

 

12

Функции банкомата.

1

 

 

13

Оплата покупок пластиковой картой.

1

 

 

14

Игра:  «Маленький финансист».

1

 

 

15

Итоговое занятие на тему: «Безналичные деньги».

1

 

 

 

Семейный бюджет

10

 

 

16

Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи. Заработная плата.

1

 

 

17

Пенсии, стипендии, пособия.

1

 

 

18

Клады, лотереи, наследство.

1

 

 

19

Куда уходят деньги. Основные траты семьи.

1

 

 

20

Расходы на самое необходимое и непредвиденные расходы.

1

 

 

21

Расходы на отдых. Хобби. Вредные привычки.

1

 

 

22

Карманные деньги.

1

 

 

23

Разумные и неразумные траты.

1

 

 

 24

Деловая игра «Учимся распределять семейный бюджет».

1

 

 

25

Итоговое занятие на тему: «Семейный бюджет».


1

 

 

Поход в магазин.

8

 

 

26

Продовольственные и промышленные магазины.

1

 

 

27

Кто работает в магазине.

1

 

 

28

Как вести себя в магазине.

1

 

 

29

Права потребителя.

1

 

 

30

Учусь покупать грамотно.

1



31

Цена товара. Ценник.

1



32

Срок годности товара

1



33


Итоговое занятие. Игра в магазин «Юный покупатель»

1




 

 

 

Список источников и литературы для педагогов:

  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.

  3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.

  4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.

  5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.


Интернет-ресурсы:

Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -

Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -

http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html

Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/

Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru

Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm

Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm

Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm


Список источников и литературы для участников:

  1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

Интернет-ресурсы:

1. Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1

2. Видеоуроки по экономике - http://econachala.narod.ru/

3. Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html



Материалы подготовил(а): Теремасова Татьяна Михайловна

Скачать

2020-11-20

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение