Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках весны.
Задачи:
1. Обучающие:
Обобщить и систематизировать знания детей о весне.
Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, составлении рассказов по картинно-графической схеме.
Активизировать словарь по данной теме.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад №72 « Мир детства»








Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области « Речевое развитие»

на тему: « Весна-красна » для детей старшего

дошкольного возраста










Полунина Юлия Юрьевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Группа №5 «Всезнайки»















Новосибирск, 2019

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: « Весна - красна!».

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках весны.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о весне.

  • Формировать умение подбирать однокоренные слова.

  • Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, составлении рассказов по картинно-графической схеме.

  • Активизировать словарь по данной теме.

2. Развивающие:

  • Развивать пространственно-временные представления, слуховое и зрительное восприятия, логическое мышление.

  • Развивать фантазию, память, воображение.

  • Совершенствовать графические навыки.

3. Bocпитательные:

  • Воспитывать внимательное отношение детей друг к другу.

  • Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.


Предварительная работа:

  • - наблюдения на прогулке за весенними признаками;

  • - чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

  • - беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

  • - работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна», работа над составлением мнемосхем;


Формы организации коллективной деятельности:

  • совместная деятельность педагога с детьми

  • самостоятельная деятельность детей.


Используемые методы:

  1. Словесные: чтение текста лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов , беседа, логические вопросы, загадки.

  2. Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Что когда бывает», «Кто знает, пусть продолжает», «Угадай, какое время года», физминутка«Весна идет!», составление мнемотаблицы.

  3. Наглядные: рассматривание иллюстрации, мнемотаблиц, картинок по теме.

Поддержка детской инициативы осуществляется в процессе НОД, играх, беседах, составлении мнемотаблиц.

Материалы и оборудование: рисунок дерева, схемы – карточки, мнемотаблицы, карандаши,  альбомные листы.  

Структура и методические приёмы используемые на НОД:

  1. Вводная часть – организационный момент, сообщение цели занятия.

  2. Основная часть – беседа, игры и задания связанные одним сюжетом, целью, физкультминутка.

  3. Заключительная часть - рефлексия НОД

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на занятии.

«Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время знает»?

Дети: Весна

Воспитатель: Верно. Впереди нас ждет лето, и я хочу, чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга.

Воспитатель: Оля, знает стихотворение о весне, прочитай нам его.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Основная часть



Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать, какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним, другой , стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

Воспитатель: А сейчас придумайте весенние слова, т. е. слова, связанные с весной. (Рассмотреть картинки - схемы в случае затруднения).


Дети : Солнце, сосульки, капель, ручей, проталины, трава, почки, первоцветы, насекомые, дождь, листья, тепло.

Воспитатель: Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна.  В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки)

Давайте поможем листочкам распуститься при помощи слов. Мы будем придумывать, называть слова и посмотрим какое дерево у нас получится.

Воспитатель: Начинаем:
ВЕСНА какая? (солнечная, тёплая, яркая, цветущая, долгожданная)

СОЛНЦЕ какое? ( теплое, желтое, радостное яркое, весеннее ,ласковое )

НЕБО какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное, высокое чистое)
РУЧЕЙ какой? (звонкий, весёлый, звенящий, журчащий)

НАСТРОЕНИЕ какое? (весёлое, радостное, грустное, прекрасное, шаловливое, хорошее)

Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, какое у нас зеленое деревце получилось! А теперь послушайте небольшой рассказ о весне. А что бы вы его лучше запомнили, я для вас приготовила картинки-схемы.

Наступила долгожданная весна. Ярко светит солнце. Ещё кое-где лежит снег. Иногда идет теплый весенний дождь и на дорогах лужи. Дети пускают бумажные кораблики. На деревьях набухают почки и появились клейкие листочки. Просыпаются насекомые: бабочки, муравьи, жуки. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Проснулся и вышел из берлоги медведь. Все рады весне!



Воспитатель: Кто хочет повторить мой рассказ, используя картинки таблицы.

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы все вместе вспомним приметы, по которым можно определить, что наступила весна. Каждое предложение начинается со слова «весной» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Весной ярко светит солнце и начинает таять снег».

(Рассмотреть картинки - схемы для подсказки в случае затруднения).

Дети:
Весной тает снег и бегут ручьи.
Весной появляются проталинки и расцветают подснежники.
Весной набухают почки и распускаются клейкие листочки.
Весной прилетают птицы и вьют гнезда.
Весной просыпаются насекомые и летают над растениями.
Весной медведь просыпается и выходит из берлоги.
Весной появляются первые цветы и над ними летают пчелы.
Весной появляется трава и расцветают цветы.
Воспитатель: Весной вся природа расцветает. Появляются первые цветы. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут их. Ребята, а это можно делать? Даяна, прочти нам стихотворение об этом.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!



Воспитатель:  Дети, помните, осенью мы говорили, что некоторые птицы улетают в теплые края, чтобы перезимовать зиму. Ну а весной перелетные птицы возвращаются на родину.

Воспитатель:   - Ребята, вы знаете, какая птица открывает весну? Даша, загадает вам о ней загадку.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… грач.

Воспитатель: - Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Потому что они возвращаются с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег)

Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще? Ребята приготовили для вас загадки о них.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.


Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.



Воспитатель:  - Отгадайте загадку, которую вам прочтет Томас.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его… (скворец)


Воспитатель:  - Как называется домик у скворца? (скворечник)

Воспитатель: - Молодцы! А как меняется жизнь весной у животных? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисицы…(лисенок), у бельчихи…(бельчонок), у ежихи … (ежонок).

Воспитатель: Животные в лесу тоже очень рады приходу весны, давайте немного поиграем.

ФИЗМИНУТКА

На орех взобрался Мишка ( имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод
(повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все любят и ждут весну! А я знаю интересное стихотворение, которое так и называется - «Весна - красна».
Чтение стихотворения
: « Весна - красна»

Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

Воспитатель: Вопросы по содержанию стихотворения:

- О чём стихотворение?

- Какие подарки принесла весна?

Кому она их подарила?

Воспитатель: Кто сможет рассказать стихотворение? Почему не смог рассказать стихотворение?

(мало повторяли, плохо запомнили, не слушали)

Воспитатель: Я предлагаю, чтобы лучше нам его запомнить мы его зарисуем.

Дети садятся за столы и составляют мнемотаблицу к стихотворению.

Воспитатель: Ну что ребята, давайте попробуем рассказать стихотворение «Весна - красна» с помощью ваших рисунков – помощников. Чтение стихотворения детьми по своей мнемотаблице ( 2-3 чел.).

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, как интересно и просто оказывается можно выучить стихотворение. Вам понравилось?

Заключительная часть

Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: - Что мы сегодня делали? Какое задание было для вас трудным? Какое задание больше всего понравилось?
Вы сегодня постарались, много вспомнили и рассказали о весне, назвали все изменения, которые происходят с природой. И даже выучили стихотворение очень интересным способом. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие - Рисунок 1









Материалы подготовил(а): Юлия Юрьевна Полунина

Скачать

2020-05-02

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение