Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках весны.
Задачи:
1. Обучающие:
Обобщить и систематизировать знания детей о весне.
Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, составлении рассказов по картинно-графической схеме.
Активизировать словарь по данной теме.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад №72 « Мир детства»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области « Речевое развитие»
на тему: « Весна-красна » для детей старшего
дошкольного возраста
Полунина Юлия Юрьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Группа №5 «Всезнайки»
Новосибирск, 2019
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: « Весна - красна!».
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках весны.
Задачи:
1. Обучающие:
Обобщить и систематизировать знания детей о весне.
Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, составлении рассказов по картинно-графической схеме.
Активизировать словарь по данной теме.
2. Развивающие:
Развивать пространственно-временные представления, слуховое и зрительное восприятия, логическое мышление.
Развивать фантазию, память, воображение.
Совершенствовать графические навыки.
3. Bocпитательные:
Воспитывать внимательное отношение детей друг к другу.
Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна», работа над составлением мнемосхем;
Формы организации коллективной деятельности:
совместная деятельность педагога с детьми
самостоятельная деятельность детей.
Используемые методы:
Словесные: чтение текста лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов , беседа, логические вопросы, загадки.
Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Что когда бывает», «Кто знает, пусть продолжает», «Угадай, какое время года», физминутка«Весна идет!», составление мнемотаблицы.
Наглядные: рассматривание иллюстрации, мнемотаблиц, картинок по теме.
Поддержка детской инициативы осуществляется в процессе НОД, играх, беседах, составлении мнемотаблиц.
Материалы и оборудование: рисунок дерева, схемы – карточки, мнемотаблицы, карандаши, альбомные листы.
Структура и методические приёмы используемые на НОД:
Вводная часть – организационный момент, сообщение цели занятия.
Основная часть – беседа, игры и задания связанные одним сюжетом, целью, физкультминутка.
Заключительная часть - рефлексия НОД
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на занятии.
«Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время знает»?
Дети: Весна
Воспитатель: Верно. Впереди нас ждет лето, и я хочу, чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга.
Воспитатель: Оля, знает стихотворение о весне, прочитай нам его.
Если
снег повсюду тает,
День становится
длинней,
Если все зазеленело,
И в
полях звенит ручей,
Если
солнце ярче светит,
Если
птицам не до сна,
Если
стал теплее ветер,
Значит,
к нам пришла весна.
Основная часть
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать, какое слово пропущено.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март)
За ним, другой , стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он… (май)
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
Воспитатель: А сейчас придумайте весенние слова, т. е. слова, связанные с весной. (Рассмотреть картинки - схемы в случае затруднения).
Дети : Солнце, сосульки, капель, ручей, проталины, трава, почки, первоцветы, насекомые, дождь, листья, тепло.
Воспитатель: Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки)
Давайте поможем листочкам распуститься при помощи слов. Мы будем придумывать, называть слова и посмотрим какое дерево у нас получится.
Воспитатель:
Начинаем:
ВЕСНА
какая? (солнечная, тёплая, яркая, цветущая,
долгожданная)
СОЛНЦЕ какое? ( теплое, желтое, радостное яркое, весеннее ,ласковое )
НЕБО
какое?
(голубое, пасмурное, яркое, солнечное,
облачное, высокое чистое)
РУЧЕЙ
какой? (звонкий, весёлый, звенящий,
журчащий)
НАСТРОЕНИЕ какое? (весёлое, радостное, грустное, прекрасное, шаловливое, хорошее)
Воспитатель:
-
Какие вы молодцы, назвали много разных
слов, какое у нас зеленое деревце
получилось! А теперь послушайте небольшой
рассказ о весне. А что бы вы его лучше
запомнили, я для вас приготовила
картинки-схемы.
Наступила долгожданная весна. Ярко светит солнце. Ещё кое-где лежит снег. Иногда идет теплый весенний дождь и на дорогах лужи. Дети пускают бумажные кораблики. На деревьях набухают почки и появились клейкие листочки. Просыпаются насекомые: бабочки, муравьи, жуки. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Проснулся и вышел из берлоги медведь. Все рады весне!
Воспитатель: Кто хочет повторить мой рассказ, используя картинки таблицы.
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы все вместе вспомним приметы, по которым можно определить, что наступила весна. Каждое предложение начинается со слова «весной» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Весной ярко светит солнце и начинает таять снег».
(Рассмотреть картинки - схемы для подсказки в случае затруднения).
Дети:
Весной
тает снег и бегут ручьи.
Весной
появляются проталинки и расцветают
подснежники.
Весной
набухают почки и распускаются клейкие
листочки.
Весной
прилетают птицы и вьют гнезда.
Весной
просыпаются насекомые и летают над
растениями.
Весной
медведь просыпается и выходит из
берлоги.
Весной
появляются первые цветы и над ними
летают пчелы.
Весной
появляется трава и расцветают
цветы.
Воспитатель:
Весной вся природа расцветает. Появляются
первые цветы. Многие
люди хотят, что бы такая красота была у
них дома и рвут их. Ребята, а это можно
делать? Даяна, прочти нам стихотворение
об этом.
Если
я сорву цветок,
Если ты сорвешь
цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы
сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И
не будет красоты!
Воспитатель: Дети, помните, осенью мы говорили, что некоторые птицы улетают в теплые края, чтобы перезимовать зиму. Ну а весной перелетные птицы возвращаются на родину.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, какая птица открывает весну? Даша, загадает вам о ней загадку.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Воспитатель: - Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Потому что они возвращаются с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег)
Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще? Ребята приготовили для вас загадки о них.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
Воспитатель: - Отгадайте загадку, которую вам прочтет Томас.
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (скворец)
Воспитатель: - Как называется домик у скворца? (скворечник)
Воспитатель: - Молодцы! А как меняется жизнь весной у животных? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисицы…(лисенок), у бельчихи…(бельчонок), у ежихи … (ежонок).
Воспитатель: Животные в лесу тоже очень рады приходу весны, давайте немного поиграем.
ФИЗМИНУТКА
На
орех взобрался Мишка
( имитация движений – показать, как
мишка карабкается на дерево)
С
ветки даль ему видна
(ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит
на холмы и крыши
(соединяем руки над головой как домик
– крыша)
Не
идёт ли к нам весна?
(поднимаем плечи – удивление)
За
деревней, за долиной,
Где прозрачен
небосвод
(повороты головы вправо и влево).
Клин
увидев журавлиный
(показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал:
«Весна идёт!»
(руки поднять в стороны вверх с радостью
и улыбнуться весне!)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Все
любят и ждут весну! А я знаю интересное
стихотворение, которое так и называется
- «Весна - красна».
Чтение стихотворения: «
Весна - красна»
Ты,
весна, весна - красна,
Что
с собою принесла?
Принесла
я для лугов
Покрывало
из цветов.
Принесла
для ёлки
Новые
иголки.
Для
осины и берёз
Свежих
листьев целые воз.
Воспитатель: Вопросы по содержанию стихотворения:
- О чём стихотворение?
- Какие подарки принесла весна?
–Кому она их подарила?
Воспитатель: Кто сможет рассказать стихотворение? Почему не смог рассказать стихотворение?
(мало повторяли, плохо запомнили, не слушали)
Воспитатель: Я предлагаю, чтобы лучше нам его запомнить мы его зарисуем.
Дети садятся за столы и составляют мнемотаблицу к стихотворению.
Воспитатель: Ну что ребята, давайте попробуем рассказать стихотворение «Весна - красна» с помощью ваших рисунков – помощников. Чтение стихотворения детьми по своей мнемотаблице ( 2-3 чел.).
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, как интересно и просто оказывается можно выучить стихотворение. Вам понравилось?
Заключительная часть
Итог
занятия. Рефлексия.
Воспитатель:
-
Что мы сегодня делали? Какое задание
было для вас трудным? Какое задание
больше всего понравилось?
Вы
сегодня постарались, много вспомнили
и рассказали о весне,
назвали
все изменения, которые происходят с
природой.
И даже выучили стихотворение очень
интересным способом. Мне кажется, что
эту историю будет интересно послушать
дома вашим мамам и папам.

Материалы подготовил(а): Юлия Юрьевна Полунина
2020-05-02
Мне нравится | 0
