Конспект НОД по речевому развитию (ЗКР) подготовительная группа «Морское путешествие»
Формировать фонематический слух, закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Материалы подготовил(а): Екатерина Фягимовна Антонова.
Библиотека материалов Дум Думыча
Конспект НОД
Образовательная область
«Речевое развитие»
Тема: «Морское путешествие»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Воспитатель:
Антонова Е.Ф..
Дата проведения:
1.Непрерывная образовательная деятельность
Воспитатель: Антонова Е.Ф.
2.Возрастная группа: подготовительная
3. Образовательная область: «Речевое развитие»
4. Тема: «Морское путешествие».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6.Используемые методы и технологии обучения: проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
7.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая индивидуальная.
8. Форма обучения на занятии: игра – путешествие.
9.Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
10.Цель: совершенствовать фонематическое восприятие речи, активизировать словарь детей.
11.Задачи:
Образовательные:
- обобщать, пополнять, активизировать словарь детей;
- расширять представления детей о морских путешествиях, кораблестроении и представлениях морской фауны;
- совершенствовать координацию артикуляционной моторики;
- учить детей составлять слова;
- учить детей давать характеристику звукам;
- закреплять умение различать гласные и согласные звуки;
- учить детей составлять слова по начальной позиции звуков в словах – картинках;
- учить детей определять позицию звука в словах;
- пополнять литературный багаж скороговорками;
- добиваться положительной мотивации при выполнении заданий.
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать слоговую структуру слова;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать память, внимание, творческое воображение и общие речевые навыки;
- развивать умение конструировать по схеме и по представлению из конструктора «Лего»;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать звуковую культуру речи;
- воспитывать умение внимательно слушать сверстников.
12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая, художественное творчество.
13.Методы: наглядные (просмотр презентации, интерактивная игра «Гласные и согласные»), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, артикуляционная гимнастика, упражнения на координацию речи с движениями), практические (художественное творчество).
14. Средство обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, мольберт, сундук, ракушки по количеству детей, следы Пятницы, презентация, удочка, морские фуражки по количеству детей, подзорная труба, зеркала по количеству детей, аудиозаписи песен.
15. Средство обучения для детей: презентация, зеркала, фуражки, конструктор «Лего», схемы «Корабль».
16. Предшествующая работа: беседа о представлениях морской фауны рассматривание иллюстраций; беседа о морских путешествиях, о кораблестроении, рассматривание морских пейзажей и расположения морей, материков и островов на глобусе или карте; чтение и объяснение смысла пословиц о море; беседа о героях романа Д.Дефо Робинзоне Крузо и Пятнице, рассматривание иллюстраций; конструирование модели корабля и цифр из конструктора «Лего»; заучивание упражнений на координацию речи с движением «Море», «Посмотри скорей вокруг».
17. Предполагаемый результат:
- активизирован словарь детей;
- сформированы представления детей о морских путешествиях, кораблестроении и представлениях морской фауны;
- совершенствована координация артикуляционной моторики;
- сформировано умение детей составлять слова;
- сформировано умение детей давать характеристику звукам;
- закреплено умение различать гласные и согласные звуки;
- сформировано умение детей составлять слова по начальной позиции звуков в словах – картинках;
- сформировано умение детей определять позицию звука в словах;
- пополнен литературный багаж скороговорками;
- сформирована положительная мотивация при выполнении заданий.
- развит фонематический слух;
- развито умение определять слоговую структуру слова;
- развита координация речи с движением;
- развита память, внимание, творческое воображение и общие речевые навыки по теме;
- развито умение конструировать по схеме и по представлению из конструктора «Лего»;
- развита мелкая моторика пальцев рук.
- воспитана звуковая культура речи;
- воспитано умение внимательно слушать сверстников.
ХОД:
Звучит «Песня капитана Врунгеля» в аудиозаписи. Дети входят в группу, становятся в круг, воспитатель становится в круг, сообщает о предстоящем путешествии.
В: Ребята, сегодня мы отправимся в морское путешествие. Посмотрите на глобус: как много морей и океанов на нашей планете! Среди этих морей есть небольшие кусочки земли – это острова. Возможно, и мы попадем на какой – нибудь загадочный остров, узнаем много нового и интересного. Как вы думаете, какое оно - море?
Д: Глубокое, синее, бескрайнее, холодное, соленое и т.д.
В: Давайте расскажем о море с помощью движений.
Упражнение на координацию речи с движением «Море» (дети выполняют движения, проговаривая текст).
Море очень широко (дети широко разводят руки в сторону),
Море очень глубоко (приседают, коснувшись руками пола).
Рыбки там живут, друзья (выполняют движение «Рыбка»).
А вот воду пить нельзя (разводят руки в сторону, приподняв плечи).
В: Ребята, на чем лучше отправиться в путешествие по морю – на лодке, плоту или корабле?
Д: Лучше отправиться в путешествие на корабле.
В: Почему вы так думаете?
Д: Потому что лодку могут перевернуть волны, а плот может рассыпаться. Потому что плыть долго и нужно взять много необходимых вещей, которые поместятся только в корабле.
В: Но как мы поплывем, если у нас нет корабля?
Д: Нужно построить корабль.
В: Из чего же строят корабли?
Д: Корабли строят из дерева, а современные корабли – из металла.
Постройка корабля по схеме из конструктора «Лего».
В: Но у нас необычное путешествие, и корабль наш будет необычный. Я предлагаю построить корабль из волшебного конструктора – «Лего». Для этого у нас есть рисунок с изображением корабля.
Дети строят корабль по схеме.
В: Вот и готов наш корабль, можно отправляться в плаванье.
Дети проходят к кораблю. Воспитатель предлагает детям надеть фуражки и приготовиться к плаванью. Затем смотрит в подзорную трубу и знакомит детей с морскими обитателями.
Звучит песня «Капитан, капитан, улыбнитесь!»
В: Ребята, наденьте фуражки, я буду капитаном корабля, а вы будите матросами. Садитесь на корабль, отправляемся в морское путешествие.
Звучит музыка «Отплытие».
В: Поднять паруса! Поднять якорь!
Упражнение на координацию речи с движением «Посмотри скорей вокруг» (дети выполняют движения, проговаривая текст).
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг? (ладошка у лба «козырьком»)
Здесь прозрачная вода,
Плывет морской конек сюда, (волнообразные движенья ладонью)
Рыба – меч, рыба – молот, рыба – пила,
Рыба – удильщик и рыба – игла. (поочередно сгибают пальцы)
Артикуляционная гимнастика «Морские обитатели».
В: А теперь я буду смотреть в подзорную трубу и показывать вам, кого я увидела вдали, а вы повторяйте за мной.
Дети берут индивидуальные зеркала.
В: Вдали появился скат!
(Упражнение «Чашечка»: широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов)
В: На горизонте появилась зубастая акула!
(Упражнение «Заборчик»: улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы)
В: Вот в волнах плещется дельфин.
(Упражнение «Качели»: улыбнуться, открыть широко рот, опуская кончик язычка за нижние зубы и поднимая язык за верхние зубы)
В: В волнах играет морской конек.
(Упражнение «Грибок»: улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко его открыть)
В: Ребята, я вижу перед нами остров! Ура, суша! Я предлагаю опустить паруса, спустить якорь на дно и сойти на берег.
Дети сходят с корабля.
Дорисовка букв и чтение слов. На берегу дети обнаруживают надпись на песке, но буквы частично смыты.
В: Ребята, что вы видите на песке?
Дети: Слова.
В: Давайте прочтем, что написано на песке. Наверное, эти слова написал тот, кто живет на этом острове. Но буквы смыты, их нужно дорисовать.
Дети дорисовывают буквы и читают слова «Здесь был Робинзон». Звучит песня «Робинзон».
В: Кажется, мы оказались на необитаемом острове Робинзона. Много лет он живет на этом острове и наверняка будет рад нас видеть.
На слайде картинка с Робинзоном, запись голоса.
Робинзон: Как я рад вас видеть! Меня зовут Робинзон, я моряк с затонувшего корабля и живу много лет на этом острове. Я построил хижину, научился выращивать хлеб, приручил диких животных.
В: Не скучно ли вам жить на острове одному?
Робинзон: Нет, я слушаю звуки природы, пение птиц, шум моря, собираю красивые раковины: если приложить раковину приложить к уху, то можно услышать шум морской волны. Хотите послушать?
Д: Ответы детей.
Дети прикладывают морские раковины к уху и слушают шум морской волны.
В: А наши дети умеют слышать каждый звук в слове.
Робинзон: Интересно! Скажите, какие звуки вы слышите в слове «рыба»?
Звуковой анализ слова «Рыба» (дети выполняют совместно с воспитателем)
Р- согласный, твердый, звонкий, синяя фишка.
Ы- гласный, красная фишка.
Б – согласный, твердый, звонкий, синяя фишка.
А – гласный, красная фишка.
4 звука, 2 гласных звука, 2 согласных звука, 2 слога.
Робинзон: Спасибо, теперь и я буду вслушиваться в звуки в словах.
Составление слова по начальной позиции звуков в словах – картинках.
Робинзон: Я хочу вам подарить сундук. Узнать, что в нем лежит, вы можете узнать по первым звукам в словах – картинках.
В: Подберите буквы к картинкам и сложите слово. Если вы умеете слышать звуки в каждом слове, то вы справитесь с заданием.
Дети называют первые звуки и ищут буквы слов на картинках: «улитка», «дом», «остров», «черепаха», «корабль», «акула». Затем дети складывают слово «удочка» и достают ее из сундука.
Робинзон: Я хотел бы познакомить вас с другом, которого я обрел на острове. Его зовут Пятница. Но он куда –то исчез. Вы можете его найти?
Д: Ответы детей.
Дети обнаруживают «следы». Проговаривают скороговорку с воспитателем.
В: Я знаю, как найти Пятницу! Давайте будем шагать по следам и произносить слова.
Ты-ды-ты – мы нашли твои следы.
Те-де, те – де – только нет тебя нигде.
Ту-ду, ту-ду – тебе удочку несу.
Ти – ди, ти –ди – поскорее приходи.
В: Вот и нашли Пятницу!
Звучит песня «Чудо остров», появляется на слайде Пятница, аудиозапись звука.
Робинзон: Пятница, не пугайся, поприветствуй гостей нашего острова!
Пятница: Здравствуйте, дорогие гости! Жить на острове сложно, выжить нам помогает море. Как гласит пословица: «Кто живет на острове, должен дружить с морем». Море дает нам пищу. Вот я и отправился на рыбалку.
В: Пятница, наши дети открыли сундук, в котором была удочка, с ней будет легче рыбачить. Я предлагаю отправиться на рыбалку и поймать сначала буквы, которые обозначают гласные звуки, а затем – согласные.
Интерактивная игра «Гласные и согласные» (дети выполняют задание).
В: Молодцы! Робинзон, Пятница, к сожалению, нам пора прощаться и возвращаться домой. Теперь мы убедились, что море любит смелых, умных, жить на острове интересно, но очень сложно. Обещаем вас не забывать, Робинзон и Пятница! Мы дарим вам конструктор и рисунок с кораблем, на котором вы можете приплыть к нам в гости, на большую землю. До свидания, Робинзон! До свидания, Пятница!
Вручив подарки, дети прощаются с жителями острова и отправляются домой.
В: Поднять паруса! Поднять якорь!
Звучит аудиозапись «Шум шторма».
В: Ребята, нас настиг шторм! Но ведь он нам не страшен? Давайте вместе повторим: парус наш на совесть сшит – нас и шторм не устрашит!
Дети повторяют вместе с педагогом.
В: Вот мы и приплыли домой.
Дети снимают фуражки. Оценивается деятельность каждого ребенка; уточняется, что на занятии больше всего понравилось, а что – не очень, что было трудно выполнять, а что – нет.
В: С возвращением, моряки! Расскажите о своем путешествии.
Д: Мы плыли на корабле и видели морских обитателей, были на острове.
В: Это был необитаемый остров? Или вам кто- то встретился?
Д: Робинзон и его друг Пятница.
В: Не скучно ли им жить на острове?
Д: Нет, они слушают звуки природы, рыбачат, выращивают хлеб.
В: А Робинзон с Пятницей чему – нибудь научились у вас?
Д: Да. Они научились слышать звуки в слове.
В: А какими важным качеством должны обладать моряки, чтобы отправиться в плавание, в дальнее путешествие?
Д: Быть дружными, а если настигнет беда – вместе с ней справиться.
В: Спасибо за ваш рассказ, было очень интересно!
Материалы подготовил(а): воспитатель Екатерина Фягимовна Антонова
Мне нравится | 3