конспект НОД тема: «Мы за чаем не скучаем»

образовательная деятельность дошкольников по социально-личностному развитию
Цель: углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении.
Задачи:
- формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- закрепить знания о традициях чаепития на Руси;
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры.
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать любознательность, речь детей, пополнять словарный запас;
- воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны.
Методы и приемы: наглядный (демонстрация) ; практический (экспериментирование) ; словесный (беседа, рассказ) .
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций целебных трав, самоваров, чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о чае, самоварах. Беседы о разных сортах чая, травах, используемых для чаепития. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, сбор информации и наглядного материала. Подбор музыки, составление презентации «Откуда чай пришёл».
Материал для занятия: Самовар, топочная труба, ширмы, чайный сервиз, полотенце, половик, скамейка, сушки, баранки, сахар, щипцы, коробочки с чаем, подносы, прозрачный заварочные чайники, музыка, костюм для китайца
Словарная работа: отвары, гранулированный, пахучий, Русь, традиции, целебные травы, заваривание.

Библиотека материалов Дум Думыча

«Мы за чаем не скучаем». Конспект занятия по развитию речи
Вернуться на сайт | Убрать изображения
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
«Мы за чаем не скучаем».
Цель: углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении. 
Задачи: 
- формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 
- закрепить знания о традициях чаепития на Руси; 
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры. 
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать любознательность, речь детей, пополнять словарный запас;
- воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны. 
Методы и приемы: наглядный (демонстрация) ; практический (экспериментирование) ; словесный (беседа, рассказ) .
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций целебных трав, самоваров, чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о чае, самоварах. Беседы о разных сортах чая, травах, используемых для чаепития. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, сбор информации и наглядного материала. Подбор музыки, составление презентации «Откуда чай пришёл». 
Материал для занятия: Самовар, топочная труба, ширмы, чайный сервиз, полотенце, половик, скамейка, сушки, баранки, сахар, щипцы, коробочки с чаем, подносы, прозрачный заварочные чайники, музыка, костюм для китайца
Словарная работа: отвары, гранулированный, пахучий, Русь, традиции, целебные травы, заваривание. 
Ход занятия. 
Воспитатель вместе с детьми заходит в зал, здороваются с гостями. 
Воспитатель обращает внимание детей на трилистник. 
- Давайте мы с ним поиграем. Встаньте в круг, возьмитесь за руки подуйте на листочек, так чтобы он закружился, а теперь Ваня подуй…. 
Ребята, давайте рассмотрим этот листик повнимательней (снимает листочек с лески). Как вы думаете, что это за листок? (высказывания детей, листики чая) .
Это верхушка куста чайного растения называется флеш, он является основным материалом чайного напитка. Собирают флеш с 2, 3, 4 и даже 5 листочками. Чай хорошо известен во всех странах мира. 
Звучит китайская музыка. 
Ребята, что-то трилистник начинает качаться, может он волшебный? Вы поможете мне удержать его, тогда будем кружиться вместе с ним. 
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Минсянь. Что привело вас ко мне? (ответы детей) .
- Трилистник перенёс вас ко мне неслучайно, ведь Китай – это родина чая. 
-Хотите узнать, как заготавливают чай? 
Дети располагаются на паласе перед экраном. 
- Внимательно смотрите на экран (презентация, где китаец рассказывает о сборе, сушке, упаковке чая). 
- Далее чай отвозят в разные страны, где у каждой страны свои традиции чаепития. Знаете ли вы, что мы, китайцы, следим за своим здоровьем и для его поддержания не только пьем чай, но и ежедневно делаем зарядку? (ФИЗМИНУТКА) 
Понравился вам мой рассказ? Запомнили, где родина чая? Молодцы, но я забыл спросить из какой страны вы прибыли ко мне в гости? (Россия
-Посмотрите, трилистник опять закачался, сейчас полетит. Давайте поблагодарим и попрощаемся с Минсянем (Спасибо, до свидания) .
- Полетели. Посмотрите-ка куда нас листики чая привели? (в русскую избу). 
- Почему на Руси так любят пить чай? (в жару остужает; в холод согревает; восстанавливает силы; сохраняет бодрость; укрепляет здоровье; снимает головную боль; поднимает настроение) .
- Ребята, скажите, раньше чай пили часто? (нет). Почему? (чай был дорогой, привозили из далека, пили только по праздникам). 
- Правильно, но что же тогда пили в обычные дни? (в обычные дни заваривали иван-чай, чагу - гриб на дереве, травы0;
- Отгадайте загадку:
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. 
Никогда не ест, а только пьёт, 
А как зашумит - всех приманит (самовар) .
-Правильно, самовар. Почему самовар назвали «самоваром»? (это устройство для приготовления кипятка «Сам варит и кипятит воду» отсюда и слово произошло «самовар»). Давайте вместе произнесём «Самовар» 
- В каком городе впервые появился самовар? (Тула) .
-Правильно, много лет тому назад в Туле появился первый самовар. 
– Кто изготовил самовар? (два брата Лисицыных). Вода в самоварах быстро закипала и долго не остывала. Самовар- символ уюта, тепла, семейного очага. 
-Чем можно было растопить самовар? (щепки, шишки, уголь) .
- Ребята, а кто мог растапливать самовар (хозяин дома) .
Расскажите, как надо растапливать самовар. На какой поверхности он должен стоять? (на ровной, без присмотра оставлять нельзя, проверить налита ли вода в самовар) .
Что можно положить в топочную камеру? (кладём щепки, уголь, бумагу, Положили щепки, шишки, а что потом делаем? (сверху для тяги ставится дымовая труба) .
- Когда самовар закипит что надо сделать с углями? (затушить). Закрыв топочную трубу. Принести самовар на стол. Заварить чай. 
Кто мог заваривать и разливать чай? (только хозяйка) 
Главное в церемонии чаепития на Руси (помимо чая) является общение, Чай подавался крепко заваренным. Что подавалось к чаю? (кусковой сахар, варенье, лимон, различные вкусовые добавки сушёные фрукты, травы). 
Чай - один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае. Давайте вспомним некоторые из них. 
Выпей чайку - забудешь тоску. 
Выпьешь чай - прибавятся силы. 
Выпей чайку - забудешь тоску. 
Чай пить0;
Чай пить не дрова рубить. 
Чай пить - приятно жить. 
- Молодцы вспомнили пословицы о чае. 
- Скажите, как хозяйка узнавала, что гости больше не хотят чая? (перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка). Позже стали класть ложечку в чашку. 
В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. 
Расскажет стихотворение о чае? 
- В нашей стране выращивают чай? (в Краснодарском крае). На самом юге нашей страны. 
Посмотрите, листики опять закачались, полетим вместе с ними? (ответы детей) .
Мы с вами попали в чайную лабораторию. Как зовут человека, который определяет сорт и качество чая (ТИТЕСТЕР). Скажем все вместе: титестер
Вы бы хотели побыть титестерами? 
Подходите к столу. У каждого на подносе коробочка, поднесите коробочку к уху и потрясите её. Что Аня ты слышишь? (спросить несколько человек) 
- Как вы думаете что там? 
- Откройте коробочку и посмотрите что это? (чай) 
- Давайте вдохнём аромат чая. Чем пахнет твой чай? Лимоном, значит он какой? (с лимоном - лимонный, с апельсином – апельсиновый, с мятой – мятный и т. д.) .
Молодцы правильно назвали все добавки к чаю. Давайте рассмотрим через лупу, как выглядит чай (Дети кладут на поднос щепотку чая и рассматривают его) .
Сегодня вы узнали много интересного, поделились своими знаниями друг с другом. Я думаю, вы сможете обо всём этом рассказать также своим родным. У кого мы были в гостях? Что рассказала нам Миньсянь? 
- В мире существует много разновидностей чая
Эти коробочки вы возьмёте домой и с родителями дома заварите ароматный чай
Сейчас нам надо возвращаться обратно в группу. 

Материалы подготовил(а): Манакова Елена Сергеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение