Конспект урока литературного чтения

конспект урока литературного чтения -это урок внеклассного чтения по произведениям Н.Носова, проведен в форме марафона

Библиотека материалов Дум Думыча

Ход урока

Оргмомент

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи

Постановка цели и задач урока

Сегодня мы проведем урок в необычной форме, у нас будет литературный марафон по произведениям Н.Н.Носова.

Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

И так:

-На старт , внимание, марш!

-Кто знает значение слова «марафон»?

- спортсмены тщательно готовятся к этому дню. Какую подготовку провели мы с вами?( читали произведения, рисовали иллюстрации)

- Назовите эти произведения .

Посмотрите на доску и выберите цели, которые по вашему мнению, будут уместны на нашем уроке.

( учить, обобщать, формулировать)

Подготовительные упражнения

Вначале пробега правильно поставим дыхание и проведем дыхательную гимнастику.

-А вы любите смеяться?

(показываю карточку)

ха-ха-ха

хи-хи-хи

хе-хе-хе

хо-хо-хо

 -Что вы видите? (слоги)

-Прочитайте их про себя.

-А теперь прочитайте вслух на одном выдохе.

-Как вы думаете, кто может произносить такие звукосочетания? (смеющийся человек)

 - А теперь давайте посмеёмся вместе.

 Мне смешинка в рот попала-

Целый час я хохотала.

ха-ха-ха

хи-хи-хи

хе-хе-хе

хо-хо-хо

А потом пришёл Алёшка,

Посмеялись мы немножко.

ха-ха-ха

хи-хи-хи

хе-хе-хе

хо-хо-хо

А потом пришла Иринка,

К ней запрыгнула смешинка.

ха-ха-ха

хи-хи-хи

хе-хе-хе

хо-хо-хо

- Какие чувства  у вас появились после прослушивания?(нам стало радостно, весело, захотелось посмеяться)

---Покажите друг другу свои улыбки. А сейчас повернитесь и улыбнитесь гостям.

Основная часть

Ребята мы с вами приготовили выставку рисунков. Как бы вы её озаглавили? А что помогло, вам принять участие в выставке рисунков? (фантазия, воображение) ?
В моей вообразилии, в моей вообразилии 
Там царствует фантазия во всем своем всесилии. 
Там все мечты сбываются, а наши огорчения сейчас же превращаются в смешные приключения. 

А сейчас поработаем в парах и вспомним правила дружной работы

- не кричи, не перебивай товарища
Послушайте слово «приключение», закройте глаза, произнесите его с разной интонацией. Запишите на листочках, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово приключения. Составьте кластер. 
Прочитайте свои ассоциации в парах. Дополните свои записи понравившимися вам словами своих товарищей. Афиширование

Выберите наиболее важные, яркие слова от своей пары и прикрепите к доске. Озвучьте свои записи. Вот какие разные приключения у нас получились. 

А вот как дает объяснение слову «приключение» выдающийся ученый Сергей Иванович Ожегов в своем толковом словаре. «Приключение – это происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях». 
Слово «приключение» тесно связано со словами «фантазия», «воображение», поэтому я предлагаю вам, немного пофантазировать и вспомнить рассказ « Фантазеры». У кого он сейчас прочтите наиболее понравившейся эпизод.

Фантазия – воображение ,вымысел, выдумка, догадка, прихоть, причуда.

- Кого можно назвать фантазёрами?

Встречались ли вы в жизни с фантазерами? Где? ( в лагере, классе)

Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

Справка из «Толкового словаря».

- Фантазёр – это выдумщик, мечтатель.

( высказывание детей)

- Врун, обманщик - это лжец, человек, который обманывает

Вспомним , что такое синквейн и составим к слову фантазеры

Синквейн

Кто? Фантазёры

Какие? Весёлые, интересные.

Что делали? Придумывали, сочиняли, выдумывали.

Позиция Добрые, отзывчивые ребята.

Синоним Выдумщики.

Ученики садятся на лавку и рассказывают свою необычную историю

Представьте, что в нашем классе открылся музей предметов, взятых из произведений Н.Носова – ваша задача выбрать предметы и определить из каких они произведений. 
Шляпа Огурцы Мороженое Картофель Песок Нитки Лоскуток пистолет
Хорошо. А что общего во всех рассказах Носова? Чем они отличаются от рассказов других авторов? ( В рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные.) 
А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними? (Нет, он любит героев. А смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение…) 
-Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова. 
Беседа об авторе. Смешного и нелепого вокруг нас много, но видеть смешное могут, к сожалению не все. А еще сложнее смешно рассказать о смешном. Ведь о забавном случае можно рассказать совсем неинтересно, а можно рассказать так, что все от души будут хохотать над услышанным. 
Прочитав веселые рассказы Н.Носова, каким вы представляете себе писателя? Любил ли он детей? Шутку? 
Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать такой человек, как Николай Носов? Выберите из предложенных черт характера те, какими на ваш взгляд обладал Николай Николаевич Носов. Кто хочет поделиться своими мыслями? 
Вы хотите увидеть его фотографию?. Глядя на его портрет, добавьте что – нибудь о писателе? Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они? 
Н.Носов любил детство в людях, любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Его рассказы были написаны более 70лет назад. Но разве сегодня нельзя встретить таких же затейников, фантазеров и огородников? 

Мы взяли хороший темп и не будем его сбавлять.

А сейчас, вы покажите, как умеете читать и слушать. Вы прочитаете отрывок и назовете рассказ Носова и его героев.

Аудиопрослушивание

А сейчас послушайте отрывок из рассказа в исполнении Льва Д урова. У кого этот рассказ читает продолжение

Разгадывание анаграмм.

Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы

«Спасибо, милая мама! На душе у меня теперь радостно! Я не вор!» ( «Огурцы» Котька) «Наш кот пропал . Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» (« Живая шляпа». Вадик) «Помогите найти замазку, потерял в кинотеатре» (« Замазка» Шурик) «Нам не стыдно. Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.»( «Фантазеры» Стасик) « Мне бы еще пуговицы научиться пришивать!»( «Заплатка» Бобка) «Её дядя Василий на заводе в спецодежде снял. А когда она в праздник наденет красивое платье, её и не узнать!» («Бабушка Дина, Славик)

Первая дорожка работает с телеграммами

Для второй дорожки следующее задание

«Угадай пропущенное слово». Каждая марафонец получает карточку с фразами, где пропущены слова. Задание: вставить пропущенные слова; определить, из какого рассказа фразы. «— Знаешь, Светочка, твоя мама очень красивая, и моя мама очень красивая, но моя мама всё-таки… ( красивее твоей мамы. «Бабушка Дина») «- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и… ( убьет меня. « Огурцы») «- А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на…( постном масле. «Замазка»)

«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - …( и откусила. «Фантазеры»)

«- Что ты! Разве шляпы бывают…( живые? « Живая шляпа»)

И задание для бегунов третьей дорожки

«Определи рассказ»

По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.

Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)

Волк, одеяло, стол. («Затейники»)

Комод, кочерга, картошка, диван. («Живая шляпа»)

Нитки, забор, солдат («Заплатка»)

Кинотеатр, стулья, пряники («Замазка»)

Завод, родители, 8 Марта ( «Бабушка Дина»)

Физминутка

«Смешарики» «Марафонец»

- Посмотрите, что это за предмет? (Шляпа)

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет –

Ты живая или нет?

- Из какого рассказа эта шляпа? (Живая шляпа).

- Давайте послушаем этот рассказ. (Ребята садятся и слушают рассказ «Живая шляпа»

Беседа по рассказу «Живая шляпа»

- Почему шляпа была живая? (Под шляпой был котенок)

- Что вам показалось смешным в этом рассказе?

- Чему учит нас рассказ «Живая шляпа»?

Конкурс «Картошка»

Не сбавляя темпа продолжаем наш пробег

Я предлагаю вам соотнести пословицы с рассказами Н.Носова.

 Беритесь дружно, не будет грузно. (На горке).

 У страха глаза велики. ( Живая шляпа).

 Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. ( Огурцы).

Терпенье даёт уменье. ( Заплатка).

Враньё не ведет в добро.(Карасик)

Правду говорить смело – доброе дело.(Фантазеры)

А сейчас я предлагаю Вам посмотреть фрагмент мультфильма, почему я выбрала именно его скажу чуть позже

Н. Носов писал и сказки, одна из них «Бобик в гостях у Барбоса».

  Викторина.

1.Назовите имя и отчество Носова.

2.Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

3.Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?

4. Что нарвали на колхозном огороде мальчики?

5. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»?

6. Кто оказался под шляпой?

7. Как звали мальчика, который посыпал горку песком?

8.Что сделал Бобка, чтобы заплатку пришить ровно?

9. Как звали щенка, которого Мишка перевозил в чемодане?

10.Что утопили в колодце «незадачливые повара»?



VI. Итог

Часто открывая книгу, мы открываем для себя целый мир. Мир чувств, переживаний, радости, открытий. Порой, прочитанное заставляет иначе взглянуть на себя, на окружающих людей. Давайте с радостью читать новые книги и с удовольствием входить в мир фантазий.

Люблю я Носова давно.

За что? Читать его смешно!

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.



Носов-детских книг творец.

Ну, какой он молодец

Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка,

И Костя с Витей.

Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?



Дружка везли однажды в чемодане-

Пришлось стихи читать и песни петь!

А как замазку потеряли?

Я думаю, что стоит посмотреть!



Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит.

А каша из кастрюли

Всё лезет и бежит.



Советую всем Носова

Скорее прочитать,

Чтоб добрыми, весёлыми

И умными вам стать!

Я советую, друзья:

«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня - 
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь.

Вот и подошел к финишу наш литературный марафон, а к концу наш открытый урок.

Кто остался доволен своей работой на уроке покажите «класс».

По традиции бегуны- марафонцы получают медали , я благодарю вас за урок и на память вручаю эти медали

Учитель. Говорят, что будущее юного человека, его будущие «взрослые» годы во многом зависят от того, какие книги он прочитал в детстве, с какими литературными героями сдружился. Тот, кто сдружился с книгами Н.Носова, станет Человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину. Спасибо за это замечательному художнику слова, добрейшему волшебнику и другу детей!

Так писал о Николае Носове Анатолий Алексин.

Носов – детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам сумел.

Доброту и смех, и юмор

Показать всем нам хотел.





















Материалы подготовил(а): Пестерникова Лариса Петровна

Скачать

2018-11-24

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение