Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Как петух лису обманул"

Цель: помочь учащимся осознать идею произведения: не все можно решить силой

Основные образовательные задачи:
1. Познакомить учащихся с содержанием произведения «Как петух лису обманул»
2. Учить ориентироваться в тексте через выборочное чтение
3. Учить достигать понимания текста на уровне содержания и смысла
4. Формировать умение отвечать на вопросы, сопереживать героям сказки
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки беглого и выразительного чтения
2. Развивать умение давать элементарную характеристику героев
3. Развивать антиципацию (умение предполагать, предвосхищать содержание текста)
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Воспитывать умение слушать другого

Библиотека материалов Дум Думыча

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент.








I. Постановка темы и цели урока.





















1)формулировка темы











2)формулировка задач







III. Подготовка к восприятию нового текста





















IV. Первичное чтение текста.








Физминутка.











V.Проверка первичного восприятия






VI. Перечитывание текста учениками с анализом фактического материала.























VII. Обобщающая беседа.






















VIII. творческое задание.

Чтение по ролям.










Составление диафильма.





















IX . Итог урока.




Рефлексия.




X. Домашнее задание

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Здравствуйте, ребята!

Послушайте, пожалуйста, где встречаются эти строчки:

Жили-были
Старик и старуха...

Ребята, что это такое (так начинаются русские народные сказки)
- А как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)

Ребята, вот вы уже много сказок в этом разделе прочитали, а кто были главные герои этих сказок?(животные)

- Каких животных - героев сказок вы знаете?

(На доске прикреплены картинки с изображением животных – героев сказок на доску прикрепляются таблички с характеристиками героев).

- Какой по характеру в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая)

- Волк? (Злой, глупый, простоватый)

- Медведь? (Медлительный, неуклюжий, сильный)

- Петух? (Гордый, задиристый, удалой)

- Заяц? (Трусливый, робкий, хвастливый)

- Еж? (Хозяйственный, трудолюбивый, надежный)

- Кого вам напоминают эти животные?(людей)

Значит какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

Ребята, вы уже прочитали много русских сказок, африканскую сказку читали, эстонскую…). А Сегодня на уроке мы рассмотрим, как еще другой народ рассказывает о характерах, поступках героев и оценивает их.

– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?

ЗЛОЧАБТМВНИЖЯ

А Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

Петух, как, обманул, лису.(на доске)

(“Как петух лису обманул”)

Ребята, давайте попробуем с помощью опорных слов сформулировать задачи нашего урока.

Познакомимся…

Будем учиться …

Ребята, давайте откроем учебник на странице 43. Прочитаем заглавие .Можно ли по нему определить кто будут главными героями сказки?(петух и лиса)

Ребята, мы с вами уже называли какими качествами чаще всего обладают персонажи в русских сказок о житных. Нас интересуют Петух и лиса(обращаемся к опоре). Как вы думаете эти персонажи латышской сказки будут наделены такими же качествами как и персонажи русских сказок или они будут отличаться? Мнения наши разошлись. Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать о чем же говориться в данной сказке.

Давайте попробуем предположить как будут развиваться события, в этом нам поможет иллюстрация в учебнике. Давайте посмотрим: какой новый персонаж появился на картинке?(мужик) Что он делает?(замахивается на лису палкой)

- Что интересного находите в изображении лисы? - Что указывает на то, что она ругается?(взгляд у лисы сердитый, злой, зубы оскалены) - Как вы думаете, из-за чего у мужика с лисой вышла ссора?(из-за Петуха) - Что можно сказать о петухе?

Ребята, как вы думаете, как же будут развиваться события? Как вы думаете, как у петуха получилось лису обмануть?

Давайте проверим свои предположения и прочтем сказку.

Ребята, давайте проверим, кто уже сумел более точнее предугадать развитие событий. Я сейчас буду читать сказку, а вы следите за мной внимательно.

Поднимите руки те, кто сумел точно передать, как будут развиваться события. Ребята, вот видите, одного заглавия и иллюстрации не всегда хватает для точного предугадывания. Поэтому всегда необходимо внимательно читать.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Кто главные герои сказки? Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Почему? Кто вам симпатичен? - Почему лиса не дружит с человеком? (потому что из-за него она упустила петуха) - - Ребята, кто на ваш взгляд виноват в том что лиса упустила петуха?(мужик, петух и сама лиса) У нас возникла проблема: наши мнения разошлись. И для того, чтобы решить эту проблему я предлагаю еще раз внимательно прочитать сказку. Маша читай сказку, а все остальные внимательно следят ( читают назначенные мною дети)

- Найдите и прочитайте, каким был петух? (задира и забияка) Как вы понимаете слово забияка?(это тот кто любит затевать драки и ссоры) - Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”? (много раз дрался) - Ребята, найдите отрывок из сказки, где говорится, что Петух был не только большим скандалистом, но был еще и изрядно труслив. - Почему же старуха прогнала петуха? (потому что он много набедокурил) - Каким образом петух попал в лапы к лисе, прочитайте этот отрывок?

Ребята, у нас было такое мнения, что петух виноват в том, что лиса его упустила.

- А что же сделал Петух (поддразнивал лису, и из-за этого лиса начала ругаться с мужиком) - Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”? (очень сильно ругаться стала) - Какое качество помогло Петуху в этом? (хитрость)

- Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью? - В какой момент жизни особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни, когда враг сильнее тебя) - Ребята, почему лиса послушала петуха? (она глупая, очень негодовала, что мужик не своего петуха хочет у нее забрать)

Мешал ли мужик лисе утащить петуха? Почему так считаешь?

Ребята, так давайте сделаем вывод кто же виноват, в том, что лиса упустила петуха?(сама лиса, она позволила себя обхитрить) Почему петуху удалось провести и одурачить лису?

Чему нас с вами учит эта сказка? (не все можно решить силой, нужно думать, решать проблемы не кулаками, а словами. Часто слово сильнее кулака и силы)

– Ребята перед чтением мы с вами предположили, что герои латышской сказки будут наделены теми же качествами, что и в русских сказках. Какой был петух в русских сказках(гордый, задиристый, удалой) а в сегодняшней сказке он какой?(задиристый, хитрый, сообразительный).А какими качествами обычно лиса наделена?(хитрая, коварная, лживая). А у нас какая? (глупая, сварливая, обидчивая)

Ребята, откройте рабочие тетради на стр.43 и выполним задание 2. Каким ты представляешь себе петуха из латышской сказки: Внешность и характер (по столбикам)

Кривоглазый Задира кривобокий Драчун Потрепанный Находчивый взъерошенный Смекалистый …

Молодцы, ребята! Справились с заданием. И я предлагаю вам еще одно не менее интересное. Это задание поможет нам побывать немного артистами, сейчас мы будем читать отрывок из сказки «Как петух лису обманул» по ролям. Найдите слова : «А в ту пору старухин сосед…» и заканчивается отрывок : «Глянула - а его и след простыл»

Оценивание(для меня) :1) при чтении постараться как можно ближе передать характер героя, его состояние. Лиса- сварливая, недовольная; Петух –задиристый, хитрый, испуганный ). Слова соседа(мужика) должны звучать уверенно, требовательно. 2) Без ошибок находить свои слова и вовремя их читать.3) стараемся читать целыми словами.

Ребята, вот в книжке представлена только одна иллюстрация, а вам бы наверняка хотелось бы больше! А еще больше вам бы, наверняка, хотелось мультфильм посмотреть? А давайте сами попробуем создать свой мультфильм но так, чтобы глядя на них, было понятно, о чем сказка. Но для этого нам нужно знать, что же изобразить на каждом кадре и сколько их у нас получится. Посмотрите, подумайте, сколько надо нарисовать картин, чтобы по ним была понятна вся сказка, и о чем буде каждая картина. У кого сколько получилось? Что мы изобразим на 1-ом кадре ?(двор, старухин дом, гордо закинувший голову петух… Что изобразим на 2-ом?(старуха выгоняет петуха)Что будет на 3-ем кадре? (лиса схватила петуха) А что на 4-ом?(ссора лисы с мужиком) Что на 5-ом изобразим? (лиса остается одна). Так сколько кадров у нас получилось(5).

Давайте составим рассказ к каждой картине, что бы я изобразил. Вася, что у мы изобразим на 1-ой (рассказывает) – после этого вывешиваю иллюстрацию. Но внизу каждого нашего кадра (картины) нужно разместить титры, т.е слова которые помогут еще лучше понять что изображено на иллюстрации. Посмотрите внимательно и выберите из текста такие главные слова, чтобы они кратко и ясно описывали нашу картину (после помещаю свою запись)- и так выполняю работу с каждой иллюстрацией.

С какой сказкой познакомились сегодня на уроке? – Чему учит эта сказка?

– Выберите и дополните одно из предложений: Мне на уроке было интересно… Мне на уроке было трудно… Урок заставил меня задуматься о том, что…

– Подготовить пересказ сказки от имени петуха.






























Конспект урока

по литературному чтению




Тема. Как петух лису обманул.

(латышская сказка)

Цель: помочь учащимся осознать идею произведения: не все можно решить силой


Основные образовательные задачи:

  1. Познакомить учащихся с содержанием произведения «Как петух лису обманул»

  2. Учить ориентироваться в тексте через выборочное чтение

  3. Учить достигать понимания текста на уровне содержания и смысла

  4. Формировать умение отвечать на вопросы, сопереживать героям сказки

Развивающие задачи:

  1. Развивать навыки беглого и выразительного чтения

  2. Развивать умение давать элементарную характеристику героев

  3. Развивать антиципацию (умение предполагать, предвосхищать содержание текста)

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Воспитывать умение слушать другого




Материалы подготовил(а): Прозванова Зинаида Егоровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение