2.
Актуализация знаний
|
-
Ребята, сегодня мы отправимся в гости.
А к кому вы узнаете, отгадав загадку.
Снег
на полях,
Лёд
на реках,
Вьюга
гуляет.
Когда
это бывает?
-
А что вы знаете о зиме?
-
Перечислите зимние месяцы.
-
А как вы думаете, когда начинается
зима?
-
По календарю зима начинается
1 декабря, но ученые считают началом
зимы 22декабря. Это день зимнего
солнцестояния. Солнце в этот день
низко поднимается на небе, а день самый
короткий в году. А в природе зима
каждый год наступает в разные сроки.
Первые заморозки – это еще не зима.
Заморозки сменяются теплом, снег
падает и тает несколько раз. Зима
начинается, когда температура воздуха
устанавливается ниже нуля градусов,
замерзают водоемы, земля покрывается
снегом, дни становятся короткими и
холодными.
-
Как вы считаете, наступила у нас зима
или нет?
-
Прежде, чем отправиться в путешествие,
узнаем прогноз погоды.
-
Чтобы пойти в гости к этому времени
года нам нужно подготовиться.
Повторяйте
за мной.
Пальчиковая
гимнастика с элементами кинезиологии
«Зима».
Пришла
зима,
|
Трём
ладошки друг о друга.
|
Принесла
мороз.
|
Пальцами
массажируем плечи, предплечья
|
Мёрзнут,
уши, щёки, нос.
|
Ладошкой
массажируем кончики ушей, трём щёки,
нос.
|
Ты
зимою не зевай!
|
Ладонью
прикрываем ром (зевая).
|
Шапку,
шубу надевай.
|
Ладонями
проводим по голове, по рукам.
|
Штаны,
валенки наденем.
|
Ладони
шоркают по коленям разнонаправлено.
|
Руки
в варежках согреем.
|
Круговые
движения ладонями одной руки вокруг
другой ладони.
|
И
завяжем шарфики.
|
Ладони
прикладываем друг на друга к основанию
шеи.
|
Всё!
Готова детвора.
|
Ладонями
проводим по рукам.
|
Все
на улицу — ура!
|
Большой
палец вверх (как лайк).
|
Ты
зимою не скучай,
|
Большими
пальцами показываем на себя.
|
Зимний
месяц называй!
|
Ладони
кладём на парту.
|
Декабрь,
Январь, Февраль.
|
Кулак,
ребро, ладонь
|
-
К путешествию мы готовы, но что же мы
должны узнать у зимы?
-
Цель нашего визита в гости – узнать
какие изменения в природе происходят
с приходом зимы.
-
Вспомните, какая бывает природа?
-Что
относится к неживой и к живой природе?
|
Отгадывают
загадку.
Зимой.
Высказывают
своё мнение.
Перечисляют
зимние месяцы.
Высказывают
предположения.
Слушают
информацию.
Высказывают
своё мнение.
Сообщение
синоптиков:
а)
Сегодня ясно без осадков, температура
воздуха – 170. Ветер юго-восточный.
Выполняют
упражнения за учителем.
Высказывают
своё мнение.
Дают
ответы на вопросы.
|
Слайд
2
|
3.
Работа по теме урока
|
-
А теперь - в путь! Отправляемся.
-
Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как
красиво во круг!
-
Какие изменения произошли в природе?
-
В какой природе произошли изменения?
Почему?
-
Чтобы проверить наши предположения
обратимся к учебнику. Откройте стр.
126. Найдите заголовок НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
ЗИМОЙ
Прочитайте
самостоятельно до цифры 1 на стр. 127.
Беседа
по прочитанному.
-
О каких изменениях в неживой природе
прочитали?
-
А сейчас мы проверим, как вы запомнили
зимние явления природы. Для этого вам
нужно правильно ответить на вопросы.
1.Обильное
выпадение снега называют…
2.Повышение
температуры выше нуля градусов в
холодное время года.
3.Пушистая
снежная бахрома на деревьях и проводах.
4.Появившаяся
во время оттепели вода и подтаявший
снег замерзают. На дорогах образуется
корка из льда. Это явление называется…
5.
Шуба бела - весь свет одела.
6.О
чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять
не велит».
Если
дым столбом стоит,
Под
ногами снег скрипит,
Если
мерзнут щеки, нос,
Что
на улице?… Источник:
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-moroz-dlya-detej-22-luchshih.html
7.Снегопад
при сильном ветре называется…
-
Молодцы ребятки, отгадали вы загадки.
|
Смотрят
видео.
Высказывают
своё мнение.
В
живой и неживой.
Высказывают
своё мнение.
Самостоятельное
чтение текста учебника.
Высказывают
своё мнение.
Солнце
поднимается в небе совсем невысоко,
дни стоят короткие, земля получает
мало тепла, становится холодно.
Перечисляют
зимние явления.
Снегопад.
Оттепель.
Изморозь.
Гололедица.
Снег.
Мороз.
Метель.
|
Слайд
3
|
5.
Продолжение работы по теме урока.
|
-
Что является главной героиней этой
песенки?
-
Скажите, а ёлка к какой природе будет
относиться (к неживой или живой)?
Докажите.
-
Происходят ли изменения в живой природе
с наступлением зимы? Какие?
-
Правильно с приходом зимы изменения
происходят не только в неживой природе,
но и в живой. Деревья, как и многие
животные впадают в спячку.
-
Скажите, а почему животные и растения
не замерзают зимой? Ведь у них нет ни
печки, ни отопления?
-
Действительно зимой животных согревает
тёплая пушистая шерсть и слой жира.
-
А что же согревает растения?
-
(Молодцы)!!! Растениям не даёт замёрзнуть
зимой снег. Он как тёплое пуховое
одеяло укрывает землю. Тем самым
защищая корни растений от мороза.
Ученые измерили температуру
воздуха под снегом и выяснили, что под
снегом температура выше на 17-20 градусов.
-
Пофантазируйте. Кого вы могли увидеть
в зимнем лесу?
Повторяйте
за мной.
Пальчиковая
гимнастика
Мы
тихонько в лес зайдем.
|
пальцы
шагают по столу (коленям)
|
Что
же мы увидим в нем?
|
одна
ладонь закрывает глаз, вторая — ухо
(меняем)
|
Там
деревья подрастают,
К солнцу ветки
направляют.
|
одна
рука «растет» через отверстие,
образованное пальцами другой руки
(и наоборот)
|
Тики-ти,
тики-ти,
|
два
раза ударяем ребром ладоней по
коленям, два раза — кулаками
|
Животных
мы хотим найти.
|
одна
рука — ребро, вторая рука — кулак
(и наоборот)
|
-
Каких животных мы можем встретить в
зимнем лесу?
-
О том, как зимуют некоторые животные,
мы узнаем из сообщений, подготовленных
ребятами.
-
А вот как зиму проводит заяц мы узнаем,
посмотрев видео.
-
А как зимуют рыбы?
-
Толстой ледяной коркой покрыл мороз
пруды, реки, озёра. В глубокой тишине
на речном дне спят рыбы. В самых глубоких
местах лежит в ямке сом. Широкие плоские
лещи лежат рядками без малейшего
движения.
Трудно
бывает зимой рыбам. Воздух не проходит
через лёд в воду. Рыбам становится
трудно дышать, и они могут погибнуть.
Поэтому зимой во льду проделывают
проруби. Чтобы вода в проруби быстро
не замерзала, в неё кладут пучки соломы
и сверху присыпают снегом. Через снег
и солому воздух хорошо проходит в
воду.
|
Ёлочка
Живой.
Признаки
живой природы: душат, питаются, растут,
размножаются, умирают.
Дают
ответы на вопросы.
Высказывают
предположения.
Высказывают
предположения.
Пальчиковая
гимнастика с элементами кинезиологии
«Найди животных».
(Предлагаемое
упражнение способствует развитию
мелкой моторики, синхронизации работы
полушарий головного мозга).
Дети
по очереди называют диких животных.
Видео
(животные в зимнем лесу).
Подготовленные
ученики читают сообщения «Кто как
зимует».
1.Белка.
К зиме белка утепляет своё гнездо,
которое ей служит надёжной защитой
во время сильных морозов
и непогоды. Гнездо своё белка строит
в развилках веток или в дуплах деревьев.
В морозы, когда очень холодно, белки
по лесу не бегают, в гнёзда прячутся.
А гнездо беличье называется гайно.
Шар из веток высоко на ёлках. В нём
один или два выхода, а внутри стенки
выстланы мхом. К зиме белочка делает
съестные припасы. Потешно смотреть,
как белка ищет орехи: стукнет лапкой
по веткам орешника и смотрит, какая
больше качается. Значит, на этой ветке
орехи. На еду и про запас отбирает
самые лучшие плоды. Грибы летом и
осенью белка сушит сама. Надкусит
грибок - вкусен ли? Потом наколет на
сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает,
что сотни и даже тысячи грибков белка
насушит за лето.
2.
Медведь. Прежде, чем
лечь в берлогу, путает медведь свои
следы, как заяц, петляет по бурелому,
воде, скачет вбок со следа, одним
словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь
под корнями дерева, выстилает травой,
сухим папоротником ещё до первого
снега. Ложится медведь головой к лазу,
прикрывает морду лапой и спит. В это
время он пищи не употребляет, а живёт
за счёт накопленного жира. Говорят,
что зимой в берлоге медведи сосут
лапу. На самом деле со ступней медведя
сходит старая грубая кожа, а молодая
нежная нуждается в согревании. Поэтому
медведь и облизывает подошвы горячим
языком, причмокивая в это время губами.
Вот и, кажется, что он сосёт лапу. Если
медведя разбудить, то он выходит из
берлоги голодным и в это время бывает
очень опасен. Его называют медведь –
шатун.
3.
Лиса. Охотится лиса в
сумерках или ночью за птицами, зайцами,
ежами. Подкрадывается к добыче
незаметно, неожиданно бросается на
неё и хватает острыми зубами. Любит,
как кошка, поиграть с добычей. Зимой
можно видеть, как лиса нюхает снег. На
самом деле по запаху под снегом она
выслеживает мышей, быстро роет передними
лапками снег и хватает добычу. Уничтожая
мышей, лиса приносит пользу. Во время
сильных метелей и непогоды она ищет
убежище, сворачивается клубком и
прикрывается хвостом.
4.
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв
у клестов приспособлен к питанию
семенами шишек, поэтому верхняя и
нижняя половинки клюва перекрещены.
Самец окрашен в яркий цвет, а самка –
серовато-зелёная. Эти птицы выводят
своих птенцов зимой, т.к. именно зимой
для них много корма.
5.
Синица – это ловкая подвижная
птичка. Она не улетает на зимовку в
тёплые края. Гнездо своё, обычно,
устраивает в дуплах деревьев. Ярко –
жёлтая грудка и живот этой птички
поделены пополам широкой чёрной
полосой, на голове чёрная шапочка.
Летом питается жучками, червячками,
а зимой ест всё: и крошки хлеба, и
варёные овощи. Но особенно любит
несолёное сало.
6.
Свиристели0;прилетают к нам с
севера и остаются на всю зиму. Крылья
у нее черные с яркими желтыми полосками.
На концах перьев и на голове разбросаны
красные пятнышки. Очень нарядная
птица. Поют они негромко, обычно нежно
посвистывают. За это их и прозвали
свиристелями.
Смотрят
видео.
Высказывают
предположения.
|
|