Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе ПНШ

Цель урока: Закрепление написания О и Ё (Е) после шипящих.Данный урок проводится при использовании электронного учебника по русскому языку и тренажера для 4 класса издательства Академкнига/Учебник.

Библиотека материалов Дум Думыча









МБОУ «СОШ№18»

Конспект урока по русскому языку

4 класс по программе ПНШ

Антоновская Елена Викторовна

08.12.16









































НАПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

(в корнях существительных)

Цель урока: Закрепление написания О и Ё (Е) после шипящих.

Задачи урока:

Закреплять умения

объяснять правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова.

совершенствовать навык комментированного письма;

объяснять правописание изученных орфограмм.

Формировать

регулятивные УУД:

работать с инструкцией учебника; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы

личностные и коммуникативные УУД:

оказывать интеллектуальную помощь друзьям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник 4 кл «Русский язык» программа ПНШ , ч.1 (с.142–144); электронный учебник и тренажёр; ПТ № 1., раздаточный материал -карточки, и карточка по рефлексии.

  1. Орг. момент.

Мы с вами продолжаем работать над формированием Регулятивных УУД и на уроке выполним новое учебное задание.

II. Словарное слово ДИАЛОГ (У. № 67; Т.1)

- Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Оно противоположно слову монолог и встречалось нам на уроках развития речи.

- Откройте ПТ на с. 67. №67. Прочитайте новое слово, поставьте знак ударения и подчеркните буквы требующие запоминания. Выполните задание №67.

- Над какой темой мы будем работать на уроке?

Запись даты и темы урока в рабочую тетрадь.

III. № 111направлено на формирование умения писать О или Ё/Е после шипящих в разных частях слова. Учебное задание. (Эл. Учебник)

1. Повтор правил (по ссылке эл. Учебника.).

2. Знакомство с инструкцией на с. 142, в которой указана последовательность выполнения действий.

3. Для избегания ошибок при подборе родственных слов для проверки написания прилагательных жёсткий и шёлковый поможет обсуждение действий Пети и Миши (с. 142).

При записи помним о правилах каллиграфии. Дети по желанию комментируют написание орфограмм.

Так как это первое упражнение, в котором объединены все ранее изученные правила написания гласных после шипящих в разных частях слова, желательно, чтобы перед записью того или иного словосочетания ученики устно, с опорой на инструкцию, комментировали выбор нужной буквы.

Жёлтые (цветы) – буква пропущена в корне. Подбираю родственное слово желток. Ударение перешло на другой слог и появилось чередование звуков. Следовательно, пишу букву Ё.

Чёрные (глаза) – буква пропущена в корне. Родственное слово чернеть. Ударение перешло на другой слог и появилось чередование звуков. Следовательно, пишу букву Ё.

Шёрстка – буква пропущена в корне. Родственное слово шерсть. Ударение осталось на месте, но произошло чередование звуков. Следовательно, пишу букву Ё.

Жёсткая (жестковатый) – чередование звуков в корне, пишу Ё.

Шоколад – словарное слово, ударение падает на другой слог, пишу О.

Шёлковый (шелковистый) – чередование звуков в корне, пишу Ё.

Шов (шовчик) – ударение осталось на месте, и звук в корне остался тот же – пишу О.

Расчёска (расчесать) – чередование звуков в корне, пишу Ё.

Щётка (щетина) – чередование звуков в корне, пишу Ё.

Решётка (решетчатый) – чередование звуков в корне, пишу Ё.

Шорты (шортики) – ударение осталось на месте, и звук в корне остался тот же – пишу О.

Тяжёлый (тяжесть), щёчка (щека), щёлка (щель) – чередование звуков в корне, пишу Ё.

Пиджачок – под ударением в суффиксе, следовательно, О.

Стишок – под ударением в суффиксе, следовательно, О.

Галчонок – под ударением в суффиксе, следовательно, О.

Калачом – под ударением в окончании существительного, значит, О.

Борщом – под ударением в окончании существительного, значит, О.

Ландышем – безударное окончание существительного, значит, Е.

Вывод: для чего мы выполнили данное упражнение? Оцените свою работу на полях. На шкале отметьте аккуратности, а в кружочке цветом покажите на сколько понятны вам было трудно работать с данными орфограммами.

VI. Работа с карточкой.

Цель: проверить усвоение изучаемой орфограммы.

ФИО__________________

Вставить буквы.

Ж….лтый чемодан

Обувная щ….тка

Собирать ж….луди

Деш….вые фрукты

Летние ш….рты

Железная реш….тка

Длинная ч….лка

Испытать ш….к

Мягкий подш….рсток

Ш….фер автобуса

Вкусный ш….колад

Колючий крыж….овник

Трудолюбивая пч….лка

Ш….лковый шарф

Костюм ж….кея

Выступление ж….нглёра

Щ….лкать орехи



Проверка карточки по эл. тренажёру. (тренажёр по русскому языку 4 класс издательство Академкнига) Двое детей по желанию вписывают на эл. доске нужные буквы.

Оцените свою работу. Закрасить кружочек нужным цветом. Какова цель данного задания?

V. Домашнее задание: учебник, с. 155, № 124 из раздела «Повторение пройденного» или составить текст, используя слова на изученное правило; тренажер.

VI.Итог урока.

- какие цель были на уроке?

-достигли вы этих целей?

- Запишите своё отношение к проделанной работе на карточке 2-3 предложениями.

Рефлексия:

  • Сегодня я доволен работой, так как…

  •  Не совсем доволен, потому что…

  •  Не доволен своей работой, ведь я …



Резерв.

112 Цель– повторить ранее изученные правила орфографии и пунктуации.

IV.1. После прочтения текста школьникам надо найти предложение с однородными членами, в котором не расставлены запятые, и зачитать его (это четвертое предложение). Ребята объясняют, где и почему надо поставить запятые: «Он погнал ветер через лес, через поле, через большую жёлтую канаву». Слова большую и жёлтую относятся к слову канаву, но запятую ставить не надо, так как они не являются однородными.

IV.2. Затем дети находят слова с орфограммой «беглый гласный в корне или суффиксе слова»: лягушонок (лягушонка), ветер (ветра).

IV.3. В словах рассердился («рас-», так как корень начинается с буквы С), погнал, пошли (приставка «по-», проверочное слово поиск) проверяется написание приставок.

IV.4. Слова с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: у реки (речка), смотрел (смотрит), в воде (водный), по реке (речка), морщинки (морщить), рассердился (сердится), большую (больше), в горах (горы).

Далее школьники находят глаголы с безударными личными окончаниями и объясняют выбор буквы.

Плавает (плавать) – I спр., окончание «-ет».

Отгоняет (отгонять) – I спр., окончание «-ет».

Пугает (пугать) – I спр., окончание «-ет».

В тексте также есть слова с орфограммой О–Е(Ё) после шипящих в корнях и в суффиксах:

лягушонок – в суффиксе под ударением, пишу О;

жёлтое (желток), пришёл (вышел), пчёл (пчелиный) – чередование звуков в корне, следовательно, пишу Ё.

Помимо перечисленных, в тексте повторяется написание слов с другими орфограммами: безударные окончания прилагательных, существительных и правописание НЕ с глаголами.

IV.5. После того как разобраны все орфограммы, ребята записывают текст в тетради.



Материалы подготовил(а): Антоновская Елена Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение