Конспект урока по русскому языку на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи»

Цель данного урока: развить умения различать и характеризовать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру

Библиотека материалов Дум Думыча

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру

Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

Цели:

развитие умений различать и характеризовать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1

Звучит запись “Голоса птиц”.

- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на прогулку. Послушайте, как поют птицы. Куда мы пришли?

- Что же мы возьмём в дорогу? На партах у вас всё готово.

- И хорошее настроение! Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Нам, пожалуй, в путь пора, садитесь!

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа».

Введение в раздел.

1. – Решите лингвистическую «задачу».

Присоединить (

Конспект урока по русскому языку на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи» - Рисунок 1
) + слагаемое (
Конспект урока по русскому языку на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи» - Рисунок 2
) + 1-я буква алфавита +
писатель (
Конспект урока по русскому языку на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи» - Рисунок 3
) +
сонный (
Конспект урока по русскому языку на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи» - Рисунок 4
) +
знакомое (
Конспект урока по русскому языку на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи» - Рисунок 5
).

Что получилось? (При + лаг+ а + тель + н + ое.)

Назовите полностью эту часть речи. Приведите примеры.

-Да, ребята, мы с вами повторим всё, что знаем об имени прилагательном как о части речи.

- И, одновременно с этим, мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.


1 3 3

Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек - немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения).

4. Блиц - опрос.

Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).

Имя прилагательное обозначает предмет (нет).

Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).

Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

Имя прилагательное имеет постоянный род (нет).

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).

Род, число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).

-Сформулируйте проблемный вопрос сегодняшнего урока, о чём ещё не проговорили.

Актуализация и углубление изученного.

  1. Минутка чистописания

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы

Дети делят так:

Один ученик у доски

-  Объясните свои действия.  (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

2. Словарно-орфографическая работа (слайд 3,4)

Игра «Угадай слово».

-Ребята, внимательно послушайте загадки, узнайте о ком идёт речь. Запишите эти слова в тетради, подчеркните орфограммы.

( слова отгадки появляются по щелчку (слайд)). Один ученик у доски.

1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

2. Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (дятел)

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)

4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья- белобока, зовут её …… (сорока)

5. Спинка зелёненькая, животик жёлтенький.

Черненькая шапочка и жёлтая полоска шарфика. (синица)

- Какая часть речи помогла описать цвет, форму, повадки птиц?

-Какие орфограммы подчеркнули? (тот, кто у доски -объясняет)

-А какие это птицы? (зимующие)

-Встречаются ли они в Оренбургских лесах? (Да)

Воспитательный момент.

-Ребята, сейчас зима и птицам очень тяжело. Как мы должны им помочь? (Делать кормушки, кормить птиц ) (слайд 5)

- Правильно! Чтобы птицам было легче пережить морозы, мы с вами будем насыпать в кормушки зёрна.

Ребята, акция «Тепло твоих рук» продолжается всю зиму, поэтому не забывайте о наших певчих друзьях.

  1. Игра «Подари предмету признак». Работа по цепочке.

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.

Пока учащиеся работают, звучит музыка: Чайковский «Времена года»

1 группа – заяц

2 группа – снегирь

3 группа – ель

Каждый представитель группы зачитывает слова. (Оцениваю работы групп, где больше слов придумано)

- Молодцы, ребята! Все группы справились с заданием.

4. Работа с учебником

Упр. 200 – на основе наблюдения осмысливается роль имён прилагательных в тексте.

Вывод после наблюдений.

Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


III. Развитие умений.

  1. 4 5 6 1 3

Физминутка.

-Давайте пофантазируем и представим, что мы превращаемся в деревья. Кто в тонкую березку, кто в могучий дуб, кто в яблоньку. Подумайте, в какое дерево вы хотели бы превратиться. Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки. Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колышутся. Вот ветер сильнее и наши пальцы, как листочки задрожали на ветру. Ветер затихает, ветки чуть покачиваются. Мы красивые, сильные деревья. Мы тянемся к солнышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми. Машем листочками небу, облакам, солнечным лучам. А теперь медленно опускаем руки и продолжаем занятия.

  1. Тексты для работы в группах.

Текст 1.

Морской ветерок звенит в ветвях сосен. На лесных полянках тихо. Только синие колокольчики покачиваются на тонких стебельках.

Текст 2.

Отсюда сквозь сосны видно серое небо и синее море. Далеко-далеко на волнах прыгает черная точка. Это рабочая лодка.

Задание: найди в тексте прилагательные, уберите их. Что получилось?

С какой целью автор использует имена прилагательные?

(Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

На доску помещается карточка: Точность описания

  1. Игра «Кто это? Что это?»

Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.

Хитрая, рыжая, пушистая – … лиса

Косолапый, белый, неуклюжий – … медведь

Морозный, ясный, зимний – … день

Полевой, садовый, лесной – … цветок

Чистая, прозрачная, питьевая – … вода

  1. Работа в группах.

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Текст 1. Мальчики оделись и вышли во двор. Был мягкий и мглистый день. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли в инее розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

Текст 2. Мальчики оделись и вышли во двор. Был день. Солнце невысоко висело над длинными, похожими на поля, облаками. В саду стояли в инее деревья. Тени на снегу были пропитаны тем же светом.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)

- На какой из своих вопросов вы получили ответ?

На доску помещается карточка: Красота описания

  1. Дифференцированное задание.

Перед вами текст.

Прочитайте его.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

- Какая часть речи пропущена?

- Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Выполняйте, задание в тетради.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  1. Развитие читательских умений

-Есть просто храм, есть храм науки. А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки, навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток. Не оскверняй ее святынь.

-Проблемный вопрос: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Об отношениях между человеком и лесом. Оно подтверждает значимость леса в жизни человека).

-Творческое задание: Разработайте в группах по два правила поведения в лесу. Начните так: Вступая в храм природы, клянусь…

-Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

-Как называется наука о нашем общем доме? (Экология). Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа.

Если ты что-то взял от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц зимой, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках «Любимые уголки природы».

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



IV. Итог урока.


4 4

Вежливый, старательный, скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

- Напишите в тетради своё мнение об уроке, используя имена прилагательные. Каким для вас был сегодняшний урок русского языка.

Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное - знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое - знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце - знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь – ка себе это!

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?


Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«Красивая», «любимая».

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало.

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.





V. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 55.

2. Перечитать стихотворение Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» (учебник «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»), ч. II).






Материалы подготовил(а): Камышанова Елена Андреевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение