конспект урока по теме: "С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Тема: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Цели урока:
 Формировать потребность в общении с музыкой.
 Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
 Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
 Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
 Обучение основам музыкальной грамоты.
 Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Музыкальный материал урока:
 С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание).
 В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока.
Беседа
-«Знакомство с деревянными духовыми инструментами».
-«Знакомство с ударными инструментами».
Знать:
-Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот;
-Сюжет симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева;
-Ударные инструменты: большой барабан, литавры.
Уметь:
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение (Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»? Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой? Какой показана Утка, «озвученная» гобоем? Что передают интонации кларнета (тема Кошки)? Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота? Что изображают удары литавр в сказке? Какие интонации звучат в конце произведения?).

Библиотека материалов Дум Думыча

6


Приложение

Конспект урока (3 класс)


Тема: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Цели урока:

  • Формировать потребность в общении с музыкой.

  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

  • Обучение основам музыкальной грамоты.

  • Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Музыкальный материал урока:

  • С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание).

  • В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Работа по теме урока.

Беседа

-«Знакомство с деревянными духовыми инструментами».

-«Знакомство с ударными инструментами».

Знать:

-Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот;

-Сюжет симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева;

-Ударные инструменты: большой барабан, литавры.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»? Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой? Какой показана Утка, «озвученная» гобоем? Что передают интонации кларнета (тема Кошки)? Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота? Что изображают удары литавр в сказке? Какие интонации звучат в конце произведения?).


Первая – стадия вызова – необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся знания, вызывать интерес, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

Вторая – стадия осмысления - получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная – стадия размышления и рефлексии – анализ процесса изучения материала, целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Технология развития критического мышления предлагает определенные стратегии. Данный урок предполагает использование двух стратегий: “слушание (чтение) с остановками” и “синквейны”. Непременное условие для использования и приема “слушание с остановками” найти оптимальные моменты в сказке для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по два или три вопроса, чтобы очевиднее стала динамика изменения предположений на основе новой порции информации. Дети предлагают свои варианты ответов, учитель кратко записывает их в таблицу. Количество колонок по усмотрению учителя.

Варианты предложений.

1

2

3

4

5

Стратегия: “чтение (слушание) с остановкой” предлагает обсуждение заглавия произведения, его содержания и проблематики.

На заключительной стадии урока – рефлексии - используется стратегия “синквейн”.

Строгие правила составления “синквейнов” таковы:

  • тема, выраженная одним словом – существительным.

  • описание темы в двух словах – прилагательные.

  • описание действия тремя словами – глаголами.

  • фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

  • одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.

 Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно предложить ребятам составить один “синквейн” на двоих, что облегчит задачу. Составленные “синквейны” обсуждаются всем классом.

Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра. Можно использовать любое знакомое произведение.

Учитель: В чьем исполнении прозвучала музыка?

Дети: Эту музыку исполнил оркестр.

Учитель: Какой это был оркестр?

Дети: Это симфонический оркестр.

Учитель: А какие оркестры вы еще вы знаете?

Дети: Оркестр народных инструментов и духовой оркестр.

Учитель: Верно, посмотрим на таблицах эти оркестры и вспомним названия некоторых инструментов.

Дети называют знакомые инструменты.

Учитель: Давайте вернемся к первой таблице, посмотрим симфонический оркестр и вспомним инструменты.

Дети называют группы оркестра и названия инструментов.

Учитель: Каждый инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк”. Эта сказка была написана в 1936 году.

О том как рождалось это произведение вспоминала Наталия Николаевна Сац: “Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я словами, он – музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом – а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента.

Мы решили, что в симфонической сказке для самых младших слушателей должны быть яркие образы с броскими характерами, непохожими один на другой”.

II. Стратегия “слушание с остановками”.

Стадия осмысления

Учитель: Ребята сказка называется “Петя и волк” как вы предполагаете, какие ещё герои могут присутствовать в этой сказке?

Варианты ответов детей.

Учитель: Скажите, о чем будет, эта сказка и как будут развиваться события?

Дети высказывают самые неожиданные предположения.

Учитель: Ребята, мы внимательно прослушаем вступление и узнаем, с какими персонажами встретимся в сказке.

После прослушивания заполняется первые две колонки: геройинструмент.

Учитель: Мы познакомились со всеми действующими лицами сказки “Петя и волк”.

Слушание начала сказки.

Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”

Здесь можно сделать первую остановку и дать ребятам возможность пофантазировать, что произойдет дальше. Ответы детей кратко записать в первую колонку.

Моменты остановок учитель выбирает по своему усмотрению. Заинтересованность детей: “А что произойдет дальше?” предполагает самые разнообразные, неожиданные и противоречивые варианты ответов, которые учитель записывает на доске в таблицу. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Ребята познакомятся с содержанием сказки, когда таблица будет полностью заполнена.

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Герой

Инструмент

1

2

3

4

5

6

Птичка

Флейта

Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”

Из лесу показался серый волк…”

Волк смотрел жадными глазами…”

В это время из леса…”

Они шли по следам волка и стреляли…”

Петя сказал: “ Не надо стрелять!”…”

Утка

Гобой

Кошка

Кларнет

Петя

Струнный квартет

Дедушка

Фагот

Волк

Валторны

Охотники

Литавры

Физминутка отдыха “Оздоровительный этюд”

III. Стадия рефлексии.

Анализ прослушанного произведения, беседа по вопросам:

  1. Какое впечатление произвел на вас Петя?

  2. Какие инструменты исполняли тему главного героя, помогали передать его характер?

  3. Какой герой вам особенно понравился и запомнился?

  4. Какой инструмент характеризует его?

Стратегия “синквейн”

Составить синквейн.

Петя птичка дедушка волк.

Например:

  1. Петя

  2. Любопытный, храбрый.

  3. Гуляет, спасает, ловит.

  4. Смелый мальчик не боится волка.

  5. Герой.

Состав оркестра: Флейта • Гобой • Кларнет (in A) • Фагот • Три валторны • Труба • Тромбон • Литавры • Треугольник • Бубен • Кастаньеты • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан • Первые скрипки • Вторые скрипки • Альты • Виолончели • Контрабасы

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;

  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;

  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;

  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;

  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;

  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;

  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Выставление оценок.

Вокально-хоровая работа.

  • В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).

Разучить и петь песню «В мире много сказок» оживленно, радостно.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание. (29 урок)




Материалы подготовил(а): Прошкина Алеся Станиславовна

Скачать

2019-05-07

Мне нравится | 1

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение