конспект урока по теме: "Средства музыкальной выразительности»

Тема: «Средства музыкальной выразительности»
Цель: Погрузить учащихся в мир музыки, дать представление о воздействии музыки на человека средствами музыкальной выразительности.
Задачи:
 Продолжать знакомить с основными средствами музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legatto, освоению штрахов-staccato, non legato.
 Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение (совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное), развитие вокально-хоровых навыков: развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения; работа над дыханием, звуковедением.
 Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыке и музыкальному искусству своего времени; музыкальный вкуса учащихся.
Методы:
I.Перспективные (направленные на восприятие):
а) словесные (дискуссия)
б) наглядные (подготовка текста песен, презентации, аудиозаписей.)
в) практические (вокально-хоровая работа, слушание песен)
II.Гностические(когда сознания усваиваются в процессе размышления над проблемами поисковой ситуации)

Библиотека материалов Дум Думыча

Приложение


План-конспект открытого занятия

«Звуковедение»



Тема: «Средства музыкальной выразительности»

Цель: Погрузить учащихся в мир музыки, дать представление о воздействии музыки на человека средствами музыкальной выразительности.

Задачи:

  • Продолжать знакомить с основными средствами музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legatto, освоению штрахов-staccato, non legato.

  • Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение (совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное), развитие вокально-хоровых навыков: развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения; работа над дыханием, звуковедением.

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыке и музыкальному искусству своего времени; музыкальный вкуса учащихся.

Методы:

I.Перспективные (направленные на восприятие):

а) словесные (дискуссия)

б) наглядные (подготовка текста песен, презентации, аудиозаписей.)

в) практические (вокально-хоровая работа, слушание песен)

II.Гностические(когда сознания усваиваются в процессе размышления над проблемами поисковой ситуации)

а) частично-поисковые;

б) логически индуктивные0;

в) концентрические, когда знания усваиваются на новом витке осмысления;

III.Управленческие:

а) знания усваиваются под руководством учителя;

б) мотивация-создание мотивов успеха поощрения;

в) метод музыкально-художественной драматургии урока.


Музыкальный материал:

  • Песня «Школа», Л.Пароняна,

  • «Родина моя»,Д.Тухманова,

  • «Веселый лягушатник»,

  • попурри «Школьная сюита».

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • СД-проигрыватель;

  • фонограммы песен;

  • мультимедийная презентация;

  • кроссворд «Звуковедение».


Участники: учащиеся 5-6классов (25-30человек)



План занятия

  1. Психолого-педагогический настрой.

  2. Знакомство с основными штрихами звуковедения в пении

1.legato, staccatо, non legato
2. распостраненные штрихи – тенуто, акцент, портоменто.

3.Искусство рэпа

4.Вокально-хоровые упражнения

  1. Работа над песенным репертуаром

IV.Интеллектуальная игра: разгадывание кроссворда.

V. Подведение итогов.


Ожидаемый результат:


Знание основных средств музыкальной выразительности, умение исполнять разные виды звуковедения, штрихи.


Понимание специфики хорового пения, как вида искусства;

значения популярной музыки в современной культуре;

целительных возможностей вокального искусства.


Умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные

произведения;


Развитие навыков коллективного исполнительства, совместного творчества.


Ход урока:


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о средствах музыкальной выразительности, а именно-звуковедении. Выясним откуда появилось это понятие в истории музыкальной практики, рассмотрим особенности разных типов звуковедения, встретимся с солистом рэп-команды «VAL-B» (вэл-би) и, конечно же, продолжим работу над песенным репертуаром .

Слайд1.

Эпиграфом нашего занятия являются слова известного композитора, пианиста, который в совер-

шенстве владел фортепиано, но высказался так «Люби свой инструмент, но в своём тщеславии

не считай его высшим и единственным … не забудь. Что самое высокое в музыке находит своё выражение в хоре и оркестре». Р.Шуман.


Создавая хоровые произведения композиторы используют, как музыкальный инструмент- хоровой коллектив, обладающий очень яркими и самобытными красками. Для передачи образа, эмоционального содержания музыканты пользуются средствами музыкальной выразительности.

Слайд 2 Перед вами цветок – это хоровая песня, липестки изображают средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор. Это такие как- звуковедение, темп, жанр (лирические, обрядовые, исторические), ритм (марш, танцевальный), динамика (тихо, громко), тесситура (высокая-для торжественных, средняя, низкая-для задумчивых), лад (мажор, минор). С некоторыми из них мы уже знакомы.

Сегодня мы продолжим более подробный разговор о звуковедении. В звуковедении основные штрихи - legato, staccatо. Слайд3

-Что же такое штрих? Обратимся к словарю.


Учащийся зачитывает.

Штрих. Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относятся к таким словам и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке... Конечно, штрихи в музыке – совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука – голосом или на инструменте. Главные штрихи-это staccato, то есть отрывисто и legato- связано, но существуют дополнительные-акцент-это подчеркнутое исполнение, портомэнто-выразительное опевание звука(очень часто исполняется в цыганских романсах). Свои специальные штрихи есть у струнных , духовых, ударных инструментов. Например у струнных деташе (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка), col lento (коль леньо - древком смычка по струне). В вокальную музыку штрихи пришли из инструментальной музыки.

Любой штрих можно легко представить зрительно.

Вопрос: - Как вы думаете, с какими картинами можно сравнить разные штрихи?

Слайд 4 На экране изображения: орла, коней, поле цветов, капли.

Учащиеся выбирают, какие картинки могут соответствовать разным штрихам.

(Предполагаемые ответы-Legato ассоциируется с необъятными просторами, бескрайними полями, плавным полетом орла; staccato с энергией скочущих коней).

С этими штрихами важно ознакомится и, особенно, научится исполнять своим «живым» инструментом голосом, потому что без них музыкальная палитра бесцветна.


В глубокой древности, за долго до н.э. во времена зарождения музыкального искусства. Древний человек, еще не владевший речью отстукивал ладонями или подручными предметами ритм, двигаясь в такт и выкрикивая звуки, подражая животным. Это была первая музыка, основой которой был ритм. Именно ритм стал основой современной популярной музыки. Давайте сейчас вместе с вами перенесемся в пещерный век и попробуем себя в роли первобытных музыкантов, а нашими инструментами станут ладошки и парта.

(Отстукивание ритма, ритмический рисунок на проекторе.)

Только что мы с вами не просто музицировали, но и улучшали свое здоровье. Ученые психологи доказали, что коллективное отстукивание ритма способствует снятию напряжения и усталости, внутреннему обьединению людей и создает ощущение благополучия. Теперь мы с вами единая команда. Вы полны сил и готовы к дальнейшей работе.

ХХ век называют веком музыки, за огромное разнообразие музыкальных стилей и направлений, которые вторглись в жизнь всех поколений и слоев общества. Сегодня каждый человек, не зависимо от возраста, национальности, образования может найти музыку для души. Современная музыкальная культура представленна 2 сферами: традиционная классика и попульрная музыка. Обратите внимание каким многообразием представленна популярная музыка. Слайд 12 (ребята разбирают «Основные стили и направления современной популярной музыки»). 7 щ.


Я предлагаю вам послушать музыкальный отрыок и ответить мне на вопрос:

Вопрос - О каком направлении популярной музыки пойдет речь дальше?8 щ.12 слайда

(Прослушивание фрагмента песни в стиле рэп «Школа»).

Правильно, сейчас мы поговорим о рэпе. Рэп (rap, речитатив) – это популярный жанр современной вокальной музыки, получивший развитие в середине1980-х. Особенности рэпа: отсутствие мелодической линии, произнесение текста скороговоркой, четкая ритмическая основа. Хотя этот жанр часто ругают в прессе за навязчивость и агрессивность, способ быстрого говорения связывает его с поэзией. Настоящие рэперы – это поэты, буквально на ходу складывающие стихи о реальности. Рэп – это искусство, отражающее реальную жизнь молодых людей.

Сейчас свое произведение исполнит наш гость, солист рэп-команды «VAL-B» . Я знаю, что у него очень много друзей, которые любят этот стиль музыки и творят, демонстрируя свое творчество на форумах-слетах, рэп-фестивалях и хип-хоп бэтлах.


Исполнение авторской песни.


Вопрос:-Какой штрих, в основном, используется в рэпе? (staccatо, non legato)

Рэп, который так возмущает наших родителей, кроме того, что является искусством, отражающим жизнь, может послужить целительным средством для души. Доказано, что быстрый речетатив в поэтическом ритме во время прогулки, работы или танца улучшает настроение, повышает активность, избавляет от мрачных мыслей. Давайте проверим легко ли быть рэпером. Разделимся на 3 группы. За определенное время вам необходимо сочинить рэп 6-8 строчек на тему «Мои увлечения» и исполнить его.слайд 13.

Гостям я предлагаю тоже сочинить рэп на тему «Школа». При сочинении попробуйте постукивать ладонью по 4 удара, делая акцент на первом ударе и начинайте говорить, не прекращая постукивать. Обратите внимание, что главное – постоянный, четкий ритм.

Например:

(Сочинение и исполнение рэпа 5-7 минут). Во время сочинения звучит музыкальная композиция, по ее окончанию каждая команда исполнит свое произведение.

конспект урока по теме:

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА


Ответьте мне на вопрос: можно ли совместить элементы рэпа в песне? Возможно. Слайд 14 Песня «Родина моя»,Д.Тухманова, в ней рэповые интонации звучат вначале каждого куплета.

Исполнение декламационной части песни.


На каждом занятии хора есть процесс распевания - это и “разогревание” голосового

аппарата, настройки голосового аппарата на певческий режим (после разговорного), а

также служит школой овладения вокально-хоровыми навыками. В распевании мы продолжаем

приобретать разные навыки исполнения штрихов звуковедения. Слайд 15


1.ма, мэ, ми, мо, му.-на одном звуке в унисон;

2. ма, мэ, ми, мо, му.-leqatto работа над дыханием;

3. ма, мэ, ми, мо, му.-staccato с выдыхом;

4.бра,бре,бри.бро,бру-чёткое проговаривание слогов; с акцентом, используя штрих портаменто.

5. попевка «Бақа»-разными штрихами звуковедения, с различными динамическими оттенками.

Слайд 16


Вопрос: Какие штрихи звуковедения используется для выразительности в песне «Веселый лягушатник» (staccatо, портаменто. акцент) слайд 17


«Веселый лягушатник»- проговаривание текста в ритме с необходимыми штрихами; исполнение под фонограмму (1 куплет)



«Школьная сюита» слайд 18

Сегодня мы продолжим работу над попурри «Школьная сюита». В этой песне разные песни, и рассмотренные нами штрихи сделали песни, включенные в попурри яркими, по особому выразительными.

«Школьный корабль»- legato;

«Наша школьная страна»- non legato, staccatо;

«Чему учат в школе»- non legato, staccatо

«Дважды два-четыре»- non legato, staccatо;

«Мы маленькие дети»- non legato, staccatо;

«Романтики»- legato.

Исполнение «Школьной сюиты».


А сейчас, давайте, проверим насколько вы запомнили то, о чем мы с вами сегодня говорили. Я предлагаю вам разгадать кроссворд «Звуковедение», применив знания, полученные на занятии; время выполнения задания - 5 минут. Слайд 19



З







6




В












У












К



2






7


1

О











В






4






Е











Д






5


8




Е












Н











И











е







9















  1. Выразительное опевание звука;

  2. отрывистое исполнение;

  3. «подчеркнуто»;

  4. декламационный современный стиль;

  5. популярный вокальный жанр;

  6. плавное исполнение;

  7. голос – с итальянского;

  8. средство выразительности в изобразительном искусстве и музыке;

  9. певческий коллектив (произведение).


З







6 л




В








е




У








г




К



2 с





а

7 в


1 п

О

р

т

а

м

е

н

т

о



В



а



4 р


о

к



Е



к



е


а



Д



к



5 п


8 ш

л



Е



3 а

к

ц

е

н

т




Н



т



с


р




И



о



н


и




е





я


9

х

о

р












Слад 20 (с правильными ответами)


.Наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось сотрудничать с вами.

-Понравилось ли оно?

-Что нового вы узнали для себя?

-Нужна ли вам эта информация?

-Где можно применить знания, полученные на занятии?


ИТОГ.Сегодня на занятии мы познакомились с разными штрихами звуковедения. Без этих средств музыкальной выразительности песенное искусство не смогло бы донести красоту произведения слушателям. Мы с вами хотим научиться пению, которое бы радовало слушателей, чтобы наше творчество приносило удовольствие не только слушателям, но и нам; именно поэтому необходимо овладевать вокальной техникой звуковедения. Овладение этой техникой очень сложный процесс и для этого потребуется не одно занятие. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие.Я благодарю вас за активную работу и хорошее настроение.


Слайд 21 «До новых встреч!»

Материалы подготовил(а): Прошкина Алеся Станиславовна

Скачать

2019-05-07

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение