Конспект урока русского языка в 1 классе на тему «Ударение»

Тип урока: открытие новых знаний
Цель: совершенствовать знания о понятии « ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы, работать в паре, выполнять самооценку и контроль знаний.
Материалы подготовил(а): Василенко Светлана Юрьевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Конспект урока русского языка в 1 классе.


Тема: «Ударение».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: совершенствовать знания о понятии « ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы, работать в паре, выполнять самооценку и контроль знаний.

УУД познавательные:

Организовать деятельность детей:

  • умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике,  полученные на уроке знания;

  • по открытию случаев, когда ударение не ставится;

  • «открытию»  понятий «ударный» и « безударный» слог,  

  • постановке и формулированию проблемы,

Личностные:

  • способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);

  • развивать навыки самооценки (взаимооценки) и самоконтроля.

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

  • познавательная инициатива, контроль и самооценка.

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (парная работа), использование критериев для аргументации своего суждения,

  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • ставить ударение в словах,

  • узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,

  • узнают случаи, когда ударение не ставится,

  • выполнять задания творческого и поискового характера;

  • контролировать и оценивать работу и её результат.

Оборудование: 

  • для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

  • для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, карточки, заготовка для самооценки


ХОД УРОКА:


1. Организационный момент:

- Прозвенел звонок – 
Начинается урок.

- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.


Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.

Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою учебную деятельность, умение сотрудничать - работать в паре.


2.Минутка чистописания:

Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).

- Урок начинаем с минутки чистописания. Я произношу слова, а вы записываете только тот слог, который по счету я прошу. У вас должно получиться слово - Ударение – у кого получилось правильно и написано каллиграфически верно, засветите соседу солнышко). Взаимооценка.


3.Постановка учебной задачи:

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

Что уже знаем?

Что хотим узнать?          


Ударения еще много секретов, которые предстоит узнать.

  • Что такое ударение и его значение?

  • Как называется слог, на который падает ударение?

  • Как называются слоги, на которые не ставится ударение?

  • В каких словах ударение не ставится?

Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)


4. Открытие нового знания:

1. Работа с учебником.

Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)

А другие слоги? (безударные)

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух) 


5.Первичное закрепление.

Волшебник – ударение приглашает нас в зоопарк.

Кто был в зоопарке? Чтобы попасть в зоопарк, нужно выполнить первое задание от Ударения.

Работа в паре – поставить знак ударения в слове (замок).

-Задание одинаковое, слово одинаковое, а ответы разные? Почему? (мы произнесли слово по- разному, и от ударения зависит значение слова). Если не знаем значение идем к толковому словарю.с.138 учебника. Такие слова в русском языке называются – амографами.

Составьте свои предложения с этим словом.(стучим карандашом когда произносим с повышением голоса – ударный слог, остальные – безударные)

Вывод:

Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)

А другие слоги? (безударные)

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух)

2. Следующее задание от Ударения (нужно внимательно посмотреть на задание и сделать вывод, когда в слове ударение не ставится , ударение стоит не над каждым словом?

Как вы думаете, почему?

Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

– В эл.учебник.

В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё) Стихотворение о букве ё.( Маша и Алия) 


Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах?


Выработка алгоритма:

  1. Подчёркиваем гласные.

  2. Делим на слоги.

  3. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.

  4. Ставим ударение.

Вывод: – Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)


6.Физкультурная минутка.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по приложению (диск) русский язык 1 класс: задание - Нужно помочь лосям спуститься на землю. Попробуете помочь лосям?

Работа в тетрадях. Самостоятельная работа. Поставьте ударение, записать только нужные слова по схеме по рядам:

1ряд – ударение падает на первый слог, двусложное

2ряд- ударение падает на второй слог, двусложное

3ряд – ударение падает на второй слог, трехсложное

Свекла, шофер, малина, медведь, сорока, банты, собака, петух, дятел.

С каким, словом испытали затруднение? 

(Банты – орфоэпический словарь с.136 – эл.учебник).

Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог, на второй, на второй в трехсложных словах. Проверка по слайду. Молодцы! Со всеми заданиями справились. Лоси благодарят вас за оказанную помощь.

Ударение проверяет ваши теоретические знания. Выбери вопрос и ответь на него.

– Что такое ударение?

– Какой слог называется ударным?

Какой слог называется безударным?

– Когда в словах не ставится знак ударения?


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ударение  предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте и выберите:

1вариант (легкое) – соединить рисунок и слово (стрелки, кружки) проверка на компьютере.

2 вариант (трудное) Поставь над словами ударение.

(На костре варилась вкусная уха. У зайца два длинных уха.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

– Чем похожи предложения ?

– Чем отличаются?


9.Ударение приглашает нас посетить в зоопарке птиц, задание в учебнике с.41 упр.4 проверка по слайду.

Почему ударение стояло три раза?( еще один секрет – можно ставить ударение на все слоги и понять по смыслу где поставили верно).


10. Рефлексия деятельности.

– Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Я- узнал, понял, запомнил.

- А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?

(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)

– Оцените свою работу на уроке? 

Прилетела птичка – свиристель, как вы думаете для чего? Просигнализируйте: по принципу светофора (закрасьте у свиристели шапочку- хохолок нужным цветом)

-Молодцы!  Спасибо за урок.



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Василенко Светлана Юрьевна

Скачать

2021-05-08

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение