Конспект внеклассного занятия по экологическому воспитанию в начальной школе «Живи, Земля!»🌍

Обратите внимание:
Классный уголок экологии и безопасности (плакаты и шаблоны)
Авторские материалы-разработки Дум Думыча для ДОУ и начальной школыa


Цель: формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.
-научить школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять окружающую среду;
-дать представление о влиянии позитивных и негативных поступков людей к окружающей среде.
Материалы подготовил(а): Бережнова Елена Сергеевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Конспект внеклассного занятия по экологическому воспитанию

«Живи, Земля!» в начальной школе

Бережновой Елены Сергеевны,

воспитателя школы-интерната


Цель: формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.

Задачи:

Образовательные

  • научить школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять окружающую среду;

  • дать представление о влияние позитивных и негативных поступков людей к окружающей среде.

Развивающие

  • привить начальные экологические навыки и умения;

  • развивать речь воспитанников: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;

  • создать условия для осознания потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании.

Воспитательные

  • воспитывать у воспитанников стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

  • бережное отношение и любовь к окружающему миру.



Дидактические техники:

  1. Методы: объяснительно-иллюстративные, проблемного обучения, стимулирования и мотивации

  2. Приёмы: «Пожелание», воспитательная игра, анализ ситуаций

  3. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование и наглядность:

мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, аудиоматериал, раздаточный материал.


Этапы занятия

I. Организационный

момент. Психологический настрой

Задачи:

- Способствовать созданию благоприятного эмоционального настроя к продуктивной работе;

-организация максимальной готовности к занятию.

слайд

Учебная деятельность

Предполагаемые ответы воспитанников

1

Добрый вечер, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

Дорогие ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поприветствуйте их улыбками!

Усаживайтесь удобнее, давайте покажем, как мы умеем общаться, думать, рассуждать.



Но сначала повторим правила поведения на занятии.

  • Скажите, как нужно вести себя во время занятия?

  • Как мы отвечаем на вопросы?

  • Какой ответ мы даем на вопросы?

  1. Во время занятия нужно вести себя культурно, тихо, слушать внимательно

  2. Отвечать на вопросы только с поднятием руки.

  3. На вопросы давать полный и ясный ответ


II. Основная часть занятия.

  1. 1.Сообщение темы занятия:

Актуализация опорных знаний

Задачи: определить тему и цели занятия.

3

Сегодня мы приготовили для вас сюрприз. Он спрятан вот в этом сундучке.

«Этот предмет0;

-стоит на одной ноге, но не гриб;

-можно увидеть страны, города, но не телевизор».




В сундучке спрятан глобус

4

-Ребята, а вы знаете, что такое глобус?


Глобус — это модель нашей планеты Земля, маленькая копия земного шара

-Какого цвета глобус?

-Почему больше голубого?


Глобус голубого и зеленого цвета Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Поэтому на глобусе синего и голубого цветов больше всего.

Чем же отличается планета Земля от других планет?

Жизнь на земле есть потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам.

5

Давайте представим, что Планета Земля пришла к нам сегодня в гости и предлагает нам обсудить некоторые очень важные вопросы.

А чему они будут посвящены, вы узнаете, посмотрев мультфильм.

мультфильм «Мальчик и земля».


6

Мультфильм «Мальчик и Земля»


7

  • Скажите, о чем этот мультфильм?



В нем говорится о том, что все мы живем на планете Земля и должны ее беречь.



  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Мы будем говорить о планете Земля и о том, как ей помочь выжить



8





Правильно, наша беседа будет посвящена проблеме, которая касается каждого из нас: сохранение жизни на планете Земля.

Также мы вспомним, что такое «экология», повторим экологические правила поведения и подумаем, чем именно вы сможете помочь нашему дому.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Живи, земля!»


2.Актуализация ранее полученных и усвоение новых знаний


Коррекционно-развивающая цель:

коррекция мыслительных операций анализа и синтеза, умение извлекать информацию через выявление особенностей объектов, обобщать и делать выводы на основе анализа

Методы:

Объяснение, наблюдение, демонстрация,

проблемное обучение,

ИКТ (для повышения мотивации обучения), активные методы самостоятельной работы учащихся с дополнительным материалом в виде карточек-заданий


Методы стимулирования: похвала

9

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи.



10

Что же это- экология?

Прочтите:

Экология — наука, которая изучает влияние живых организмов друг на друга и на окружающую среду.

Повтори _________


11

  • Давайте вспомним с вами, что такое природа?

Правильно, ребята, Природа - это весь мир, который окружает нас: земля и вода, солнце и небо, воздух и камни, растения и животные.

Человек тоже часть природы, но природа оказалась беззащитной перед людьми, которые не относятся к ней с должной бережливостью. В результате изменяется климат, гибнут реки, животные, растения, уменьшаются природные ресурсы.

Природа – это леса, реки, животные, растения.

Природа – это все, что нас окружает.


12

В переводе с греческого слово «экология» означает «наука о доме».
Задумайтесь – «наука о доме»!


13

Планета Земля добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, Земля предлагает посмотреть

видеофильм о некоторых экологических проблемах.







14

  • О каких экологических проблемах говорится в этом фильме?


В этом фильме говорится о пожарах, вырубке лесов, загрязнении воздуха, воды, земли, гибели животных, растений


Да, кажется, Земля хочет нам сказать, что на планете создалась тяжелая экологическая обстановка, от которой страдают все — и растения, и животные, и, конечно, люди.





Наверняка вы думаете, что портят экологию нехорошие взрослые люди. А вы, дети, ничего изменить не можете. Да, безусловно, взрослые люди управляют заводами и фабриками, которые производят вредные выбросы в воду и атмосферу планеты, водят автомобили, загрязняющие воздух, удобряют поля ядовитыми средствами. Видимо в детстве их не научили любить и беречь природу.




Ну а вы, ребята, не вредите природе?

  • Вот скажите, всегда ли вы выбрасываете упаковку от конфет или мороженого в урну? (Слушаем ответы) А ведь многие упаковки сделаны с добавлением пластиков, которые не разлагаются в природе, а значит — загрязняют ее.

  • Вы никогда не ломаете ветки кустов или деревьев просто так, для игры или от скуки? (Слушаем ответы) Неудачно сломанная ветка может привести к гибели всего растения.

  • А сами, по своей инициативе, без указания взрослого, вы когда-нибудь сажали деревья? Расчищали ручейки? Убирали мусор на улице? (Слушаем ответы)

  • Вы не ловите жуков, ящериц, бабочек?

Вот и получается, что все мы пользуемся дарами природы – едим, дышим воздухом, пьем воду. Но ничем ей не помогаем.




Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

            В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что богатства планеты безграничны, а почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также, что вредных живых созданий надо уничтожать. Но эти люди ошибаются. Природа живет по своим законам. Эти законы не в силах отменить или изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их, уважать и использовать.

Каковы же законы экологии? Наверное, они очень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их? Давайте попробуем понять самые главные из них.


Экологическая игра «Паутина жизни».

15

Наша гостья планета Земля предлагает поиграть в экологическую игру «Паутина жизни».


Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка или нитка.


Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Игра «Паутина жизни»

Сейчас я раздам вам карточки с названием объектов природы (Лес, , воздух, Человек, травоядные птицы, хищные птицы, травоядные животные, хищные животные)

Человек связан со всеми этими объектами природы: (клубок передается от объекта к объекту, плетется паутина связей).Лес связан с человеком –дает пищу и древесину, в нем живут животные и птицы, травоядные питаются растениями леса, хищники питаются другими животными и птицами, растения леса очищают воздух, лес влияет на климат, а климат на вид растений, которые растут в лесу и на животный мир данного леса.

Мы сплели маленький кусочек паутины жизни, а теперь давайте представим, что произойдет, если целое звено исчезнет. Например, вырубка лесов может привести к тому, что  растительный мир леса исчезнет.  Затем погибнут сначала травоядные животные и птицы, затем хищные животные и птицы, так как без леса им негде жить и нечем писаться. Если погибнет лес, может измениться климат. Кроме того, лес очищает воздух, без него станет меньше кислорода и пострадает все живое, в том числе люди.



Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера?  


В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении.


16

Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.



17

И мы можем озвучить Первый закон экологии: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. А вам мы предлагаем прочитать стихи об этом законе




1-й. Мы не гости на планете

                    И земля - наш дом,

                    Будет в нём светло и чисто,

                    Если мы спасём:

                    И прозрачные озёра, и кедровый бор,

                    И цветных полей узоры и речной простор.

2-й. Все-все, все на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны

3-й. Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.

4-й. Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

5-й. Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.

6-й. Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.

7-й. А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется.

8-й. Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это мы, дети, запомнить должны



18




19




20










21


Второй закон экологии – Всё должно куда-то деваться.

Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной формы в другую. Действие этого закона – одна из главных причин кризиса окружающей среды.

Представьте себе, как выглядел бы обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы, и он был завален мусором, вся мебель в нем сломана, а еда испортилась, вода грязная и дышать нечем? Хорошо было бы жить в таком доме?

Вспомните, что планета Земля тоже наш большой общий дом и все, что мы выбрасываем, в конце концов, должно где-то скапливаться.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее, например полиэтилен, пластмассы.

Так как эти вещества ядовиты, то они приводят к различным серьёзным заболеваниям всех живых существ.

И главное здесь - бережное обращение, разумное использование и повторная переработка.

И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи.

Готовясь к этому занятию, мы с вами смастерили игру. Что для этого использовали?





Я думаю, что в таком доме жить не просто плохо, а опасно для здоровья и даже жизни











Мы использовали оставшуюся от ремонта потолочную плитку и крышки от бутылок.

Игра «Если вдруг…»

22

Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы опишите их последствия. Например: если вдруг люди уничтожат всех комаров и мошек, то погибнет много рыб, птиц, других насекомых, для которых они служат кормом.




Продолжите теперь вы:

1).Если вдруг вырубят все леса на земле …

То постепенно из воздуха исчезнет кислород, и все живое на планете погибнет.


2) Если вдруг все заводы по переработке мусора закроются…


То вся планета покроется мусором, вредные вещества от его гниения отравят природу


3) Если вдруг люди уничтожат все цветы на Земле ...


То погибнут многие насекомые, не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека, а еще уйдет красота, которая так радует нас.


Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. А чтобы не причинить вреда природе, люди должны ее изучать и знать.


Физминутка

Игра «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

23

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Я знаю…». Становитесь в круг. Я буду вам бросать мяч и называть объект природы. Вы говорите: Я знаю пять названий и перечисляете, затем возвращаете мяч воспитателю.


Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

Звери - лось, лиса, волк, заяц, олень

Птицы- сорока, ворона, воробей, орел, сова

Насекомые - бабочка, муха, комар, стрекоза, жук

Рыбы – карась, сом, селедка, акула, щука

Цветы-роза, тюльпан, ромашка, одуванчик, астра

Деревья – дуб, сосна, береза, ива, ель

Кустарники – смородина, малина, ежевика, крыжовник, шиповник

Овощи – помидор, огурец, капуста, свекла, морковь

Домашние животные – корова, свинья, коза, овца, кролик

Деловая ситуация. «Экологический рейд»


24

Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба – экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашей станице и вы проводите свой первый рейд. Мы подобрали фотоситуации, какие вы могли бы встретить, а вы расскажите как бы исправили нарушение?


25

*Мусорные свалки на улицах станицы. Наказал бы работников администрации за то, что плохо следят за порядком.


26

* Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки. Провел беседу, предложил посадить дерево, цветы, убрать мусор.


27

* Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравейники и птичьи гнезда. Оштрафовал бы родителей, чтобы они воспитывали своих детей.



  • Объясни, почему +++ решил, что в данном случае нарушен экологический закон?

*В природе все важны и мы не должны никого убивать.


28

*На пляжах оставляют мусор, битое стекло. Оштрафовал бы нарушителей.



  • Объясни, почему +++ решил, что в данном случае нарушен экологический закон?

*О битое стекло могут пораниться животные и люди.

Стекло, нагреваясь на солнце, может вызвать пожар.

*Мусор, особенно из пластика-бутылки, разные пакеты и упаковки - загрязняют землю, потому что они не перегнивают.



29

* Осенью повсюду сжигают листья и мусор. Оштрафовал бы поджигателей.

  • Объясни, почему +++ решил, что в данном случае нарушен экологический закон?

* Листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. Поэтому их запрещается сжигать, их нужно вывозить или закапывать, они перегниют, и будет удобрение.


3.Обобщение темы

30

Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Сегодня мы говорили о некоторых основных законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Послушайте строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя...


О чём говорит здесь поэт?




Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?


















- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.



Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе


III. Итог занятия.

31

Давайте подведем итоги. Скажите

  • Как называлось наше занятие?


  • О каких экологических проблемах вы сегодня узнали?








Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся.

А сейчас каждый из вас пусть предложит один вариант того, что он может сделать для нашей Планеты Земля.

  1. Я не буду рвать растения просто так, ломать ветки, а еще я буду сажать деревья и цветы;

  2. Я буду разводить и ухаживать за комнатными растениями, они очищают воздух;

  3. Я буду экономить электроэнергию, выключая свет, когда он не нужен;

  4. Я буду экономить воду, например, выключая, когда чистишь зубы;

  5. Я не буду бросать мусор, где попало (а только в урну);

  6. Я буду беречь книги, тетради, карандаши;

  7. Я не буду обижать животных, насекомых, птиц;

  8. Я буду бережно относиться к вещам, мебели; использовать бросовый материал второй раз.

Наше занятие называлось «Живи, земля»


Мы узнали о загрязнении воды, воздуха, земли вредными веществами и мусором.

Мы узнали, что нельзя уничтожать никаких живых существ, даже если они кажутся ненужными, потому что все связано друг с другом.


32

Спасибо ребята. Наша гостья планета Земля и Мы довольны вашей работой. Сегодня особенно активными были….








Материалы подготовил(а): воспитатель Бережнова Елена Сергеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение