Этапы
занятия
I.
Организационный
момент.
Психологический настрой
Задачи:
-
Способствовать созданию благоприятного
эмоционального настроя к продуктивной
работе;
-организация
максимальной готовности к занятию.
|
слайд
|
Учебная
деятельность
|
Предполагаемые
ответы воспитанников
|
1
|
Добрый
вечер, уважаемые гости! Добрый день,
ребята!
Дорогие
ребята! Посмотрите, сколько у нас
сегодня гостей! Поприветствуйте их
улыбками!
Усаживайтесь
удобнее, давайте покажем, как мы умеем
общаться, думать, рассуждать.
|
|
|
Но
сначала повторим правила поведения
на занятии.
Скажите,
как нужно вести себя во время занятия?
Как
мы отвечаем на вопросы?
Какой
ответ мы даем на вопросы?
|
Во
время занятия нужно вести себя
культурно, тихо, слушать внимательно
Отвечать
на вопросы только с поднятием руки.
На
вопросы давать полный и ясный ответ
|
II.
Основная часть занятия.
1.Сообщение
темы занятия:
Актуализация
опорных знаний
Задачи:
определить тему и цели занятия.
|
3
|
Сегодня
мы приготовили для вас сюрприз. Он
спрятан вот в этом сундучке.
«Этот
предмет0;
-стоит
на одной ноге, но не гриб;
-можно
увидеть страны, города, но не телевизор».
|
В
сундучке спрятан глобус
|
4
|
-Ребята,
а вы знаете, что такое глобус?
|
Глобус
— это модель нашей планеты Земля,
маленькая копия земного шара
|
-Какого
цвета глобус?
-Почему
больше голубого?
|
Глобус
голубого и зеленого цвета Большая
часть поверхности Земли покрыта водой.
Поэтому на глобусе синего и голубого
цветов больше всего.
|
Чем
же отличается планета Земля от других
планет?
|
Жизнь
на земле есть потому, что на нашей
планете есть вода, воздух, тепло — эти
условия нужны всем живым существам.
|
5
|
Давайте
представим, что Планета Земля пришла
к нам сегодня в гости и предлагает нам
обсудить некоторые очень важные
вопросы.
А
чему они будут посвящены, вы узнаете,
посмотрев мультфильм.
|
мультфильм
«Мальчик и земля».
|
6
|
Мультфильм «Мальчик
и Земля»
|
|
7
|
|
В
нем говорится о том, что все мы живем
на планете Земля и должны ее беречь.
|
|
|
Мы
будем говорить о планете Земля и о
том, как ей помочь выжить
|
|
8
|
Правильно,
наша беседа будет посвящена проблеме,
которая касается каждого из нас:
сохранение жизни на планете Земля.
Также
мы вспомним, что такое «экология»,
повторим экологические правила
поведения и подумаем, чем именно вы
сможете помочь нашему дому.
Итак,
тема нашего сегодняшнего разговора
«Живи, земля!»
|
|
2.Актуализация
ранее полученных и усвоение новых
знаний
Коррекционно-развивающая
цель:
коррекция
мыслительных операций анализа и
синтеза, умение извлекать информацию
через выявление особенностей объектов,
обобщать и делать выводы на основе
анализа
Методы:
Объяснение,
наблюдение, демонстрация,
проблемное
обучение,
ИКТ
(для повышения мотивации обучения),
активные методы самостоятельной
работы учащихся с дополнительным
материалом в виде карточек-заданий
Методы
стимулирования:
похвала
|
9
|
Давайте
окинем мысленным взором нашу голубую
планету! Ныне она уже не кажется нам
огромной и бесконечной, скорее хрупкой
и беззащитной. Сегодня ее здоровье,
ее жизнь в опасности. Она нуждается в
скорой экологической помощи.
|
|
10
|
Что
же это- экология?
Прочтите:
Экология
— наука, которая изучает влияние живых
организмов друг на друга и на окружающую
среду.
Повтори
_________
|
|
11
|
Правильно,
ребята, Природа - это весь мир, который
окружает нас: земля и вода, солнце и
небо, воздух и камни, растения и
животные.
Человек
тоже часть природы, но природа оказалась
беззащитной перед людьми, которые не
относятся к ней с должной бережливостью.
В результате изменяется климат, гибнут
реки, животные, растения, уменьшаются
природные ресурсы.
|
Природа
– это леса, реки, животные, растения.
Природа
– это все, что нас окружает.
|
12
|
В
переводе с греческого слово «экология»
означает «наука о доме».
Задумайтесь
– «наука о доме»!
|
|
13
|
Планета
Земля добра к нам. Она помогает нам
жить. А как мы, люди, относимся к ней,
к своей планете? Бережём ли мы её?
– Для
того чтобы ответить на этот вопрос,
Земля предлагает посмотреть
видеофильм
о некоторых экологических проблемах.
|
|
14
|
|
В
этом фильме говорится о пожарах,
вырубке лесов, загрязнении воздуха,
воды, земли, гибели животных, растений
|
|
Да,
кажется, Земля хочет нам сказать, что
на планете создалась
тяжелая экологическая обстановка, от
которой страдают все — и растения, и
животные, и, конечно, люди.
|
|
|
|
Наверняка
вы думаете, что портят экологию
нехорошие взрослые люди. А вы, дети,
ничего изменить не можете. Да, безусловно,
взрослые люди управляют заводами и
фабриками, которые производят вредные
выбросы в воду и атмосферу планеты,
водят автомобили, загрязняющие воздух,
удобряют поля ядовитыми средствами.
Видимо в детстве их не научили любить
и беречь природу.
|
|
|
|
Ну
а вы, ребята, не вредите природе?
Вот
скажите, всегда ли вы выбрасываете
упаковку от конфет или мороженого в
урну? (Слушаем ответы) А ведь многие
упаковки сделаны с добавлением
пластиков, которые не разлагаются в
природе, а значит — загрязняют ее.
Вы
никогда не ломаете ветки кустов или
деревьев просто так, для игры или от
скуки? (Слушаем ответы) Неудачно
сломанная ветка может привести к
гибели всего растения.
А
сами, по своей инициативе, без указания
взрослого, вы когда-нибудь сажали
деревья? Расчищали ручейки? Убирали
мусор на улице? (Слушаем ответы)
Вы
не ловите жуков, ящериц, бабочек?
Вот
и получается, что все мы пользуемся
дарами природы – едим, дышим воздухом,
пьем воду. Но ничем ей не помогаем.
|
|
|
|
Входя
в нашу собственную квартиру, мы вытираем
ноги или снимаем обувь. Никому не
придёт в голову, сняв ботинки, поставить
их на стол. Мы стараемся не ссориться
с нашими близкими, поддерживаем мир
в семье.
В
общепланетном доме, на лоне природы,
люди ведут себя как хулиганы. Они часто
думают, что богатства планеты
безграничны, а почва, вода и воздух
самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли,
а также, что вредных живых созданий
надо уничтожать. Но эти люди ошибаются.
Природа живет по своим законам. Эти
законы не в силах отменить или изменить
ни одно правительство мира. Мы можем
только учитывать их, уважать и
использовать.
Каковы
же законы экологии? Наверное, они очень
сложные, раз человек до сих пор не
научился соблюдать их? Давайте попробуем
понять самые главные из них.
|
|
Экологическая
игра «Паутина жизни».
|
15
|
Наша
гостья планета Земля предлагает
поиграть в экологическую игру «Паутина
жизни».
|
|
Цель:
экологические связи с природой,
взаимодействие организмов и компонентов
неживой природы, антропогенное
воздействие на природу.
Оборудование:
веревка или нитка.
|
|
Участники
встают в круг и постепенно разматывают
клубок, оставляя у себя в руках часть
веревки, т.е. получается подобие
паутины. Ведущий, создавая экосистему,
называет детей (можно раздать карточки)
разными компонентами этой экосистемы
(живые + неживые) после создания
экосистемы. Ведущий рассказывает
легенду (здесь будет стройка, лесоповал,
осушение болота и т.п.). Компоненты от
этого гибнут по очереди, соответственно
происходит ослабление и нарушение
связей.
Игра
«Паутина жизни»
Сейчас
я раздам вам карточки с названием
объектов природы (Лес,
, воздух, Человек, травоядные птицы,
хищные птицы, травоядные животные,
хищные животные)
Человек
связан со всеми этими объектами
природы: (клубок передается от объекта
к объекту, плетется паутина связей).Лес
связан с человеком –дает пищу и
древесину, в нем живут животные и
птицы, травоядные питаются растениями
леса, хищники питаются другими животными
и птицами, растения леса очищают
воздух, лес влияет на климат, а климат
на вид растений, которые растут в лесу
и на животный мир данного леса.
Мы
сплели маленький кусочек паутины
жизни, а теперь давайте представим,
что произойдет, если целое звено
исчезнет. Например, вырубка лесов
может привести к тому, что растительный
мир леса исчезнет. Затем погибнут
сначала травоядные животные и птицы,
затем хищные животные и птицы, так как
без леса им негде жить и нечем писаться.
Если погибнет лес, может измениться
климат. Кроме того, лес очищает воздух,
без него станет меньше кислорода и
пострадает все живое, в том числе люди.
|
|
|
Ребята,
какой вывод можно сделать из приведенного
примера?
|
В
природе все находится в тесной
взаимосвязи и нуждается в бережном
отношении.
|
|
16
|
Мы
крепко-накрепко связаны с растениями
и животными. Уничтожим птиц – насекомые
съедят всю зелень – у людей не будет
возможности есть плоды, овощи. Так
всегда происходит в природе: исчез
один – заболел другой – погиб третий.
|
|
|
17
|
И
мы можем озвучить Первый закон экологии:
«Всё связано со всем». Действие этого
закона мы уже видели на наших примерах.
А вам мы предлагаем прочитать стихи
об этом законе
|
|
|
|
1-й.
Мы не гости на планете
И
земля - наш дом,
Будет
в нём светло и чисто,
Если
мы спасём:
И
прозрачные озёра, и кедровый бор,
И
цветных полей узоры и речной простор.
2-й.
Все-все, все на свете друг другу
нужны
И мошки не меньше нужны, чем
слоны
3-й.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И
даже без хищников злых и свирепых.
4-й.
Нужны все на свете, нужны все
подряд,
Кто делает мед, и кто делает
яд.
5-й.
Плохие дела у кошки без мышки,
У
мышки без кошки не лучше делишки.
6-й.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы
все-таки очень друг другу нужны.
7-й.
А если нам кто-нибудь лишним
покажется
То это, конечно, ошибкой
окажется.
8-й.
Все-все, все на свете друг другу
нужны,
И это мы, дети, запомнить
должны
|
|
|
18
19
20
21
|
Второй
закон экологии – Всё должно куда-то
деваться.
Ничто
не исчезает бесследно, то или иное
вещество просто перемещается с места
на место, переходит из одной формы в
другую. Действие этого закона – одна
из главных причин кризиса окружающей
среды.
Представьте
себе, как выглядел бы обычный дом, если
бы из него не выбрасывались отходы, и
он был завален мусором, вся мебель в
нем сломана, а еда испортилась, вода
грязная и дышать нечем? Хорошо было
бы жить в таком доме?
Вспомните,
что планета Земля тоже наш большой
общий дом и все, что мы выбрасываем, в
конце концов, должно где-то скапливаться.
Вопреки
этому закону человек создал (и продолжает
создавать) химические соединения,
которые, попадая в природную среду,
не разлагаются, накапливаются и
загрязняют ее, например полиэтилен,
пластмассы.
Так
как эти вещества ядовиты, то они
приводят к различным серьёзным
заболеваниям всех живых существ.
И
главное здесь - бережное обращение,
разумное использование и повторная
переработка.
И
пока ученые решают эту проблему,
творческие люди, народные умельцы
мастерят из них различные сувениры,
поделки, нужные в быту вещи.
Готовясь
к этому занятию, мы с вами смастерили
игру. Что для этого использовали?
|
Я
думаю, что в таком доме жить не просто
плохо, а опасно для здоровья и даже
жизни
Мы
использовали оставшуюся от ремонта
потолочную плитку и крышки от бутылок.
|
Игра
«Если вдруг…»
|
22
|
Я
предлагаю вам задуматься обо всем
услышанном и поиграть в игру «Если
вдруг…». Условия этой игры таковы: я
вам буду давать начало ситуаций, а вы
опишите их последствия. Например: если
вдруг люди уничтожат всех комаров и
мошек, то погибнет много рыб, птиц,
других насекомых, для которых они
служат кормом.
|
|
|
|
Продолжите
теперь вы:
1).Если
вдруг вырубят все леса на земле …
|
То
постепенно из воздуха исчезнет
кислород, и все живое на планете
погибнет.
|
|
2)
Если вдруг все заводы по переработке
мусора закроются…
|
То
вся планета покроется мусором, вредные
вещества от его гниения отравят природу
|
|
3)
Если вдруг люди уничтожат все цветы
на Земле ...
|
То
погибнут многие насекомые, не станет
меда, очень ценного продукта для
здоровья человека, а еще уйдет красота,
которая так радует нас.
|
|
Да,
ребята, из нашей игры мы видим, что в
природе все взаимосвязано и одно
зависит от другого. А чтобы не причинить
вреда природе, люди должны ее изучать
и знать.
|
|
Физминутка
Игра
«Я знаю…»
Цель:
Формировать умение называть несколько
предметов объекта одного вида.
Развивать
умение объединять предметы по общему
признаку.
|
23
|
Давайте
немного отдохнем и поиграем в игру «Я
знаю…». Становитесь в круг. Я буду вам
бросать мяч и называть объект природы.
Вы говорите: Я знаю пять названий и
перечисляете, затем возвращаете мяч
воспитателю.
Игровые
действия:
Дети становятся в круг,
в центре – ведущий с мячом. Ведущий
бросает мяч и называет класс объектов
природы (птицы, деревья, цветы, животные,
растения, насекомые, рыбы). Ребёнок,
поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5
названий цветов» и перечисляет и
возвращает мяч ведущему. Второму
ребёнку ведущий бросает мяч и говорит:
«Птицы» и так далее.
|
Звери
-
лось, лиса, волк, заяц, олень
Птицы-
сорока, ворона, воробей, орел, сова
Насекомые
- бабочка, муха, комар, стрекоза, жук
Рыбы
– карась, сом, селедка, акула, щука
Цветы-роза,
тюльпан, ромашка, одуванчик, астра
Деревья
– дуб, сосна, береза, ива, ель
Кустарники
– смородина, малина, ежевика, крыжовник,
шиповник
Овощи
– помидор, огурец, капуста, свекла,
морковь
Домашние
животные – корова, свинья, коза, овца,
кролик
|
Деловая
ситуация. «Экологический рейд»
|
24
|
Сегодня
мы выслушали много тревожной информации.
Нужно принимать срочные меры по
спасению нашей планеты. Во многих
странах появилась новая служба –
экологическая полиция. Представьте
себе, что вас назначили экологическими
полицейскими в нашей станице и вы
проводите свой первый рейд. Мы подобрали
фотоситуации, какие вы могли бы
встретить, а вы расскажите как бы
исправили нарушение?
|
|
25
|
*Мусорные
свалки на улицах станицы. Наказал бы
работников администрации за то, что
плохо следят за порядком.
|
|
26
|
*
Дети сдирают кору с деревьев, ломают
ветки. Провел беседу, предложил посадить
дерево, цветы, убрать мусор.
|
|
27
|
*
Дети убивают жуков, бабочек, птиц,
разоряют муравейники и птичьи гнезда.
Оштрафовал бы родителей, чтобы они
воспитывали своих детей.
|
|
|
*В
природе все важны и мы не должны никого
убивать.
|
|
28
|
*На
пляжах оставляют мусор, битое стекло.
Оштрафовал бы нарушителей.
|
|
|
*О
битое стекло могут пораниться животные
и люди.
Стекло,
нагреваясь на солнце, может вызвать
пожар.
*Мусор,
особенно из пластика-бутылки, разные
пакеты и упаковки - загрязняют землю,
потому что они не перегнивают.
|
|
|
29
|
* Осенью повсюду
сжигают листья и мусор. Оштрафовал бы
поджигателей.
*
Листья, сгорая, отравляют воздух,
вызывая болезни людей. Поэтому их
запрещается сжигать, их нужно вывозить
или закапывать, они перегниют, и
будет удобрение.
|
|
3.Обобщение
темы
|
30
|
Заключительная
беседа «Убивай зверей внутри себя».
Сегодня
мы говорили о некоторых основных
законах экологии. Знание и выполнение
этих законов – важнейший признак
экологической культуры. Но этого не
достаточно. Нужна ещё и экология души.
Послушайте строки поэта Евгения
Евтушенко (читает).
Берегите
эти земли, эти воды,
Даже малую
былиночку любя!
Берегите всех зверей
внутри Природы,
Убивайте лишь зверей
внутри себя...
О
чём говорит здесь поэт?
Поэт
призывает убивать зверей внутри себя.
Что это за звери?
|
-
Что нужно беречь природу.
-
Что нельзя убивать зверей.
-
Что нужно любить самую маленькую
былиночку и букашку
-
Это жадность, зависть, глупость, злоба,
хитрость, трусость, лесть, подлость,
бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
-
Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть
в человеке.
-Это
то, что мешает человеку полюбить
другого человека и весь мир.
|
|
|
Мне
кажется, вы все правы. Звери внутри
нас – это плохие качества характера,
которые мешают нам полюбить другого
человека, полюбить мир, полюбить
природу.
И
мы должны постоянно истреблять этих
зверей в своём сердце. Тогда и наши
экологические знания и умения пойдут
на пользу природе
|
|
III.
Итог
занятия.
|
31
|
Давайте
подведем итоги. Скажите
Дорогие
ребята! Территория нашей школы очень
маленькая, но все начинается с малого.
Чистота начинается с нас самих, с
нашего отношения к окружающей среде,
с того места, где мы живём, работаем,
учимся.
А
сейчас каждый из вас пусть предложит
один вариант того, что он может сделать
для нашей Планеты Земля.
Я не буду
рвать растения просто так, ломать
ветки, а еще я буду сажать
деревья и цветы;
Я буду
разводить и ухаживать за комнатными
растениями, они очищают воздух;
Я буду
экономить электроэнергию, выключая
свет, когда он не нужен;
Я буду
экономить воду, например, выключая,
когда чистишь зубы;
Я не буду
бросать мусор, где попало (а только в
урну);
Я буду беречь
книги, тетради, карандаши;
Я не буду
обижать
животных, насекомых, птиц;
Я
буду бережно
относиться к вещам, мебели; использовать
бросовый материал второй раз.
|
Наше
занятие называлось «Живи, земля»
Мы
узнали о загрязнении воды, воздуха,
земли вредными веществами и мусором.
Мы
узнали, что нельзя уничтожать никаких
живых существ, даже если они кажутся
ненужными, потому что все связано друг
с другом.
|
|
32
|
Спасибо
ребята. Наша гостья планета Земля и
Мы довольны вашей работой. Сегодня
особенно активными были….
|
|