Конструкт урока математики по теме: Решение задач и уравнений
Цель урока: Формирование умений решать задачи с помощью уравнений.
Планируемый результат:
• Личностный: проявляют интерес к уроку математике, демонстрируют умение работать самостоятельно и фронтально.
• Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, находят и формулируют проблему, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
• Предметный: демонстрируют умение решать задачи с помощью уравнения, применяя алгоритм решения уравнений, знают взаимосвязь между компонентами и результатом арифметических действий, таблицу умножения.
Задачи:
• Воспитательная: воспитывать интерес к математике, умение работать самостоятельно и фронтально.
• Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательны УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; логические: – построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы ); развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
• Образовательная: учить детей решать задачи с помощью уравнения, применяя знания алгоритма решения уравнений, взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий, таблицы умножения.
Библиотека материалов Дум Думыча
Конструкт урока математики
по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
Дягилевой Василины Петровны
Дата: 23. 04. 14
ОУ: СОШ № 40
Класс: 3 В
Учитель: Вараксина Алла Анатольевна
Руководитель практики: Титова Наталья Фёдоровна подпись
Тема: Решение задач и уравнений
Цель урока: Формирование умений решать задачи с помощью уравнений.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют интерес к уроку математике, демонстрируют умение работать самостоятельно и фронтально.
Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, находят и формулируют проблему, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметный: демонстрируют умение решать задачи с помощью уравнения, применяя алгоритм решения уравнений, знают взаимосвязь между компонентами и результатом арифметических действий, таблицу умножения.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, умение работать самостоятельно и фронтально.
Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательны УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; логические: – построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы ); развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
Образовательная: учить детей решать задачи с помощью уравнения, применяя знания алгоритма решения уравнений, взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий, таблицы умножения.
Принципы обучения и воспитания:
Принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности, принцип диалогизации.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
По дидактическим целям:
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Средства обучения:
Демонстрационные: доска, алгоритм решения уравнений, схемы, карточки с числами и буквами.
Индивидуальные: учебник, тетрадь, ручка,сигналик.
Тип урока: урок открытия новых знаний
План урока:
Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. ( 10 мин)
Решение проблемы. (13 мин)
Первичное закрепление. (10 мин)
Физминутка. (3 мин)
Организация самостоятельной работы. ( 5 мин)
Информация о домашнем задании. ( 1 мин)
Рефлексия учебной деятельности. ( 2 мин)
Список литературы:
1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2. Учебник «Моя математика». Т.Е. Демидова, С.А. Козлова. 3 класс. Часть 2. – М.: БАЛАС, 2007 г.
3. Физминутка. Интернет – ресурс: http://www.uchportal.ru/load/47
Ход урока:
Этапы урока, задачи |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учётом формируемых УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. |
По источнику получения знаний: словесные (беседа),
|
- Здравствуйте, ребята. (Приветствуют учителя). -Садитесь. -Меня зовут Василина Петровна, и сегодня урок математики проведу у вас я. - Проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас лежат ручка, тетрадь, учебник, дневник (Проверяют готовность к уроку). -Сядьте правильно, откройте тетрадь, запиши дату 23 апреля, классная работа (записывают в тетради дату). -Кто написал руку на локоток. |
Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: повторить решение выражений, сформулировать тему и цель урока. |
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации) Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог.
|
- Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока и определить цель нашего урока проведем математический диктант. -Сейчас я буду диктовать вам выражения, а вы должны их записать в тетрадь в столбик. 1. 780 : 6 = 130 2. 9 ∙ 3 + 20 = 47 3. 10 ∙ 3+5 = 35 4. 50 : 5 – 2 = 8 5. 300 – 135 = 165
- А сейчас давайте проверим, как вы выполнили действия.
-1. 780 разделить на 6 сколько получится? (130) -Как вы нашли частное? ((600+180) : 6 = 10 + 30 = 40) -Поднимите сигнал, у кого получилось также? -2. 9 ∙ 3 + 20 = 47 Как получили ответ? 9∙ 3 = 27 27 + 20 = 47 -3. 10 ∙ 3+5 = 35 Что сделали чтобы получить ответ? 10 ∙ 3 = 30 30 + 5 = 35 -4. 50 : 5 – 2 = 8 -Как нашли ответ? 50 : 5 = 10 10 – 2 = 8 -5. 300 – 135 = 165 -Как получили ответ? -6. 180 – 120 : 2 = 120 -Как получили ответ? 120 :2 получилось 60. Из 180 вычли, 60 получилось 120.
-Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку? -Кто допустил одну, две или три ошибки, поднимите руку? (Поднимают руки). -Выполняя данный диктант, мы повторили, как нужно выполнять действия табличного случая, и действия с трёхзначными числами. -Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Что вы видите? (Числа, которые мы получили и рядом с ними слоги)
-Для того чтобы узнать тему урока, вам нужно записать слова, сопоставляя буквы с ответами, напишите слоги напротив ответов, так вы получите тему урока. -Каждый из вас сделает эту работу самостоятельно. 1. 780 : 6 = 130 за 2. 9 ∙ 3 + 20 = 47 да 3. 10 ∙ 3+5 = 35 чи 4. 50 : 5 – 2 = 8 ура 5. 300 – 135 = 165 вне
- Не забывайте, спинка прямая, локотки не свисают. - Закончили выполнение задания. -Ребята, какие слова у вас получились? -Поднимите руку у кого такой же ответ? - Сформулируйте тему урока. ( Решение задач и уравнений) -Тема нашего урока: Решение задач и уравнений -Какой результат мы получим в конце урока? Чему мы научимся? (научимся решать задачи с помощью уравнений). -Сегодня мы научимся решать задачи с помощью уравнений.
-Сейчас, мы с вами повторим решение уравнений для того чтобы научиться решать задачи с помощью уравнений. -Что нужно знать для того чтобы решить уравнение? (Алгоритм решения уравнений). -Верно, нужно знать алгоритм решения уравнений. - Перед вами пункты плана алгоритма решения уравнения, но я перепутала их, помогите восстановить последовательность алгоритма. -Для этого в парах запишите в порядке следования пункты алгоритма в строку, (Вам нужно написать только цифры) например: - Как вы думаете, что сначала нужно сделать? (прочитать уравнение) -Под каким номером стоит этот пункт? -А вы его поставите на первое место (пишу на доске) и так далее 4 цифры (Внимательно слушают). Алгоритм решения уравнений: 1. Запиши ответ 2. Вычисли неизвестный компонент 3. Прочитай уравнение, используя название компонентов 4.Сделай проверку
5. Вспомни правило нахождения неизвестного компонента
-Работаем в парах. Кому не понятно, как будем работать? -А (имена) выполните задание у доски. -Приступайте (Восстанавливают алгоритм решения уравнений). -Давайте проверим (Проверяют). - Алгоритм решения уравнений 1. Прочитай уравнение, используя название компонентов 2.Вспомни правило нахождения неизвестного компонента 3. Вычисли неизвестный компонент 4.Сделай проверку
- Прочитайте уравнение, используя название компонентов при сложении. (первое слагаемое 8 , второе слагаемое х неизвестное, значение суммы 15). - -Вспомните правило нахождения неизвестного слагаемого. Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое? (нужно из значения суммы вычесть второе слагаемое) - Записываю: х=15 - 8 - Вычислить неизвестное слагаемое. х=7 - Что сейчас необходимо сделать? (Сделать проверку). -Вы правы, нужно сделать проверку. -Как будем делать? (Подставить 7 в уравнение). -Верно. Подставьте число 7 в уравнение. -Запишите: 8+7=15 - Вычислить слева. 15=15 -Верно, решили уравнение? - Делаем вывод, правильно мы решили уравнение? (Да). -Да, я с вами согласна, молодцы. - Запишем ответ. Х = 7 -Итак, какие знания нам необходимы для того, чтобы научится решать задачи с помощью уравнений? (решения уравнения по алгоритму). -Необходимо знать, алгоритм решения уравнения, а также название компонентов, правило нахождения неизвестного компонента (Внимательно слушают) - Будем использовать тот же алгоритм для решения задач с помощью уравнений. |
Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
|
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям:
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
|
- Для того чтобы научиться решать задачи с помощью уравнений, давайте решим задачу: -Откройте учебник на странице 92 и прочитайте задачу про себя в задании №2 под буквой А. Задача: В 3 больших и нескольких маленьких корпусах турбазы живут 420 человек. Сколько человек живут в каждом большом корпусе, если в маленьких корпусах живут 180 человек?
-А сейчас прочитай (имя) задачу, а остальные внимательно слушайте и постарайтесь запомнить условие и вопрос. -Для того чтобы нам легче было решить задачу я предлагаю вам составить схему. -В каких корпусах живут люди? ( В больших и маленьких) -Сколько человек живут в корпусах турбазы? (480) -Сколько больших корпусов? (3) -Сколько человек живут в маленьких корпусах? (180) -Назовите вопрос задачи? (Сколько человек живут в каждом большом корпусе, если в маленьких корпусах живут 180 человек?)
-Можно ли на вопрос задачи ответить сразу? (нет) -Значит, какая это задача? (составная) -Что можно узнать, зная, что всего на турбазе живет 420 и в маленьких 180 (Сколько всего человек живут в 3 больших корпусах турбазы) -Каким действием это можно узнать? (вычитанием) -Прочитайте решение? ( 420 (человек) вычесть 180 (человек) получается 240 (человек) живет в 3 больших корпусах.) -Запишите первое действие с пояснением. -Ответили ли мы на вопрос задачи? (Нет) -Что можно узнать зная что в 3 больших корпусах турбазы живет 240 человек? (сколько человек живет в 1 большом корпусе турбазы) -Каким действием узнаем это? (делением) -Как найдем? (240 (ч) разделить на 3 (к) получится 80 человек живет в 1 большом корпусе) -Запишите второе действие с пояснением. -Ответили мы на вопрос задачи? (Да)
ФИЗМИНУТКА: (Презентация)
-Для того чтобы проверить задачу, давайте решим ее другим способом с помощью уравнения. -Что содержится обязательно в уравнении? (переменная х) -Чтобы решить задачу с помощью уравнения давайте еще раз прочитаем вопрос задачи? (Сколько человек живут в каждом большом корпусе, если в маленьких корпусах живут 180 человек?) -Что нам не известно? ( сколько человек живет в 1 большом корпусе) -Обозначим неизвестное число на схеме переменной х. -Сколько больших корпусов на турбазе? (3) -Как узнать, сколько всего человек в 3 больших корпусах? (нужно х умножить на 3) -Как узнать сколько всего человек на турбазе, Если известно что в маленьких корпусах 180 человек а в больших х ∙ 3 человека? -Давайте запишем, отступив 2 клеточки от 1 способа? (180 + х ∙ 3) -Прочитайте в задаче, сколько всего человек на турбазе ? (420) -Запишите в этой же строке через клеточку число 420. -Какой знак нужно подставить между выражением и числом, Если на турбазе 180 + х ∙3 или 420? -Поставьте знак равно. 180 + х ∙3 =420 -Что мы получили? (Уравнение) -Давайте решим полученное уравнение.
- Прочитайте уравнение, используя название компонентов при сложении. (первое слагаемое 180 , второе слагаемое х∙ 3 - неизвестное, значение суммы равно 420). -Вспомните правило нахождения неизвестного слагаемого. -Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое? (нужно из значения суммы вычесть второе слагаемое) - Записываю: х ∙3 = 420 - 180 - Чему оно равняется? х∙3 =240 -Какой компонент сейчас нам неизвестен? (1 множитель) -Как найти неизвестный множитель? (нужно значение произведения разделить на известный множитель) -Запишем: Х = 240 : 3 -Чему равен х? (80) Х = 80 - Что сейчас необходимо сделать? (Сделать проверку). -Как будем делать? (Подставить 80 в уравнение). -Верно. Подставьте число 80 в 1 уравнение. -Запишите: 180 + 80 ∙ 3 = 420 - Вычислить слева. -Сравним левую и правую часть. 420 = 420 -Верно, решили уравнение? (Да) - Делаем вывод, правильно мы решили уравнение? (Да). -Да, я с вами согласна, молодцы. - Запишем ответ. Х = 80 Что мы сделали, решая уравнение? (Решили задачу с помощью уравнения) -А сейчас давайте сравним ответы в разных способах решения задачи. -Они одинаковые? (Да) -Правильно ли мы решили задачу? (Да правильно решили задачу) -Каким способом мы проверили задачу? (Решая задачу с помощью уравнения) -А сейчас давайте запишем ответ задачи полно. -Как (имя) запишешь ответ? (Ответ: 80 человек живут в каждом большом корпусе) -Запишите ответ. -Ребята, каким способом удобней решать задачи? Решая по действиям или с помощью уравнения? -Решая данную задачу, мы познакомились с новым способом решения задач. |
Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
4.Первичное закрепление Задача: Закрепить полученные знания, научится применять их при решении уравнений по схеме. |
По источнику получения знаний: наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применений знаний. Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
|
-Для того чтобы научиться решать задачи с помощью уравнений, нужно знать алгоритм решения уравнения, а также название компонентов, правило нахождения неизвестного компонента. -Сейчас мы потренируемся решать уравнения, для этого посмотрите на доску перед вами схема. - Как вы думаете что изображено на схеме? Какая единица измерения указана? (метры) -Значит здесь что показано? (расстояние) -Что сделано с данным расстоянием? Что обозначают черточки (показываю указкой)? (Оно разделено на 4 части) -Что нужно найти? (чему равна 1 часть) -Давайте составим уравнение, для того чтобы найти чему равна 1 часть. - х ∙ 4 -Чему равно расстояние? 120. -Запишите в тетради х ∙ 4 и через клеточку 120. -Какой знак поставите? (равно) х ∙ 4 =120 -Прочитайте уравнение, используя название компонентов при умножении. (первый множитель неизвестный х , второй множитель 4 , значение произведения равно 120). -Какой компонент сейчас нам неизвестен? (1 множитель) -Как найти неизвестный множитель? (нужно значение произведения разделить на известный множитель) - Как записать? х=120 : 4 - Вычислить неизвестный множитель. -Чему он равен? х=30 -Выполним проверку, подставим в уравнение число 30. -Запишите: 30 ∙ 4 =120 - Вычислить слева. 120=120 -Верно, решили уравнение? (Да) - Запишите ответ. Х = 30 -Мы решили уравнение по схеме. |
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схемы; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
5.Организация самостоятельной работы Задача: проверить уровень усвоения нового материала ( как дети могут составить задачу к уравнению) |
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение) Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
-А сейчас я предлагаю вам в парах составить задачу к данной схеме и уравнению и записать ее в тетрадь. -А затем мы проверим. -На составление задачи у вас 5 минут. -Давайте проверим, какие задачи вы составили. Заслушиваем задачи. -Какая задача вам очень понравилась? -Вы молодцы, вы попробовали составить задачу к уравнению, кого мы не заслушали, вы сдадите тетради, и я проверю. |
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схемы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других. |
6. Информация о домашнем задании Задача: дать инструктаж домашнего задания |
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа). |
- Наш урок подходит к концу. Прежде чем подвести итог, откройте свои дневники, запишем домашнее задание на следующий урок:
(Записывают домашнее задание в дневниках). Отложите дневники. |
|
7. Рефлексия учебной деятельности. Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.
|
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
|
- Наш урок походит к концу, давайте подведем итоги урока. - С чем мы познакомились на уроке? ( С решением задач с помощью уравнения) - Что для этого мы повторили? (Алгоритм решения уравнений на сложение и вычитание, компоненты уравнений). - Где мы можем использовать полученные знания? - У вас на партах лежат сигналики, возьмите их. Итак, если вы:
- Ну что же, вы все сегодня большие молодцы. Мне приятно было с вами работать на уроке. Сегодня отметки поучают…..за диктант, ……..за решение задачи с помощью уравнений,……..за активную работу на уроке. - Всем спасибо за урок. Урок окончен. В конце урока, собрать тетради на проверку у 2-3 детей.
|
Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Материалы подготовил(а): Дягилева Василина Петровна
Мне нравится | 1