Консультация для родителей 2 младшей группы «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»

Данная консультация имеет необычную форму проведения – консультация с элементами практикума. Цель данной консультации: дать родителям рекомендации по развитию речи детей четвёртого года жизни, привлечь родителей к активному участию в предлагаемых воспитателем игровых заданий.

Библиотека материалов Дум Думыча

ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»

центр дошкольного образования










КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей второй младшей группы с элементами практикума по реализации образовательной области

«Речевое развитие»

Тема: «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»

Филиал №2 «Звёздочка» МБДОУ д/с №129 г. Пензы



















Воспитатель: Шаманова Татьяна Ивановна






Пенза,

2016


Цель:

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.



Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи детей в возрасте 3-4 лет

  • Дать родителям рекомендации по развитию речи детей четвёртого года жизни

  • Привлечь родителей к активному участию в предлагаемых педагогом игровых упражнениях, направленных на развитие правильной речи у детей второй младшей группы



Форма проведения: консультация с элементами практикума


Оборудование:

  • выставка детских книг для чтения детям четвёртого года жизни

  • настольный театр «Заюшкина избушка»

  • пособия для развития мелкой моторики: застёжки, шнуровки, мелкий конструктор, трафареты, раскраски, мозаика, прищепки, счётные палочки

  • музыкальные инструменты: барабан, металлофон, маракасы

  • оборудование для игры «Пузырики»: два стакана с водой, две соломинки, стол

  • оборудование для игры «Воздушные ватки»: ватные шарики, стол, верёвочка

  • памятка для родителей «В помощь родителям. Игры для развития речи детей 3-4 лет»

  • cписок литературы для чтения детям во 2 младшей группе















(СЛАЙД) КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКУМА

НА ТЕМУ : «КАК РАЗВИВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ

РЕБЁНКА В 3-4 ГОДА»


1.Вступительное слово воспитателя.

- Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в детский сад на консультацию. Сегодня предстоит разговор о правильном развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

И семья, и детский сад выполняют свои функции и не могут заменить друг друга. Однако для полноценного развития ребёнка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка и достичь определённых результатов.

2.Объявление темы и формы проведения.

- Сегодняшняя консультация будет с элементами практикума на тему:

«Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года».


-Все мы хотим, чтобы речь детей была грамотной, внятной. Но малышам 3-4 лет сложно овладеть сразу и грамматикой речи (умением согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли.

Правильное произношение звуков идёт параллельно с развитием фонематического слуха – как слышит, так и говорит.

Ребёнок 3-4 лет не всегда регулирует своё речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи.

3. Советы родителям.

-Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие своих детей. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.


(СЛАЙД) РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :

1.Не искажайте слова, не сюсюкайте, говорите правильно и отчётливо.

Речь детей развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

2.Ошибки в речи детей исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте сына или дочь.


3.Объясняйте малышам значение новых слов, вводимых в их лексикон.


4.Поощряйте звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Как гудит машина?», «Паровоз».

(СЛАЙД)

5.Побуждайте детей к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша:


-Что ты сказал?

-Какое хочешь яблоко?

-Где лежит твоя игрушка?


6.Развивайте фонематический слух в играх «Угадай, что звучит?»,

«Кто тебя позвал?»

  • ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»

Цель игры: развивать фонематический слух.

- А сейчас вы попытаетесь определить , какой музыкальный инструмент звучит.

(Воспитатель ударяет в БАРАБАН, гремит МАРАКАСАМИ, играет на МЕТАЛЛОФОНЕ, а родители определяют звучащий музыкальный инструмент)


7. Пойте песни.

(Воспитатель предлагает родителям вспомнить любую детскую песенку и пропеть её).


8. Читайте каждый день детскую художественную литературу.

При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка,

его эмоциональное состояние.

Программой предусмотрены такие произведения для чтения детям второй младшей группы: (воспитатель демонстрирует ВЫСТАВКУ КНИГ и СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ )


Рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

-А сейчас мы ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».

(воспитатель предлагает родителям самим выбрать себе роль и показать сказку)


( СЛАЙД)

9. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали.

Например, каждый вечер обсуждайте:

-Как прошёл день?

-Что нового в садике?

Попросите малыша высказать своё мнение.




Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним:

-Какая сегодня погода?

-Какое небо? Что есть на небе?

-В какую одежду мы одеты? С чем это связано?

Можно почитать стихи. Вспомнить песенку. Покормить птиц.

Поиграть в игры.

Играйте в словесные игры по дороге в детский сад или магазин:

«Я ЗАМЕТИЛ», «НАЗОВИ ДЕТЁНЫША», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»,

«ОДИН- МНОГО», «СКАЖИ ЛАСКОВО».


(СЛАЙД)

  • ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель игры: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы слова.

Например, ДОМ- ДОМИК.

-А какие пары слов вы назовёте?


  • ИГРА «ОДИН - МНОГО»

Цель игры: упражнять детей в образовании имён существительных в форме единственного и множественного числа.

Например, МАТРЁШКА – МАТРЁШКИ.

- А какие слова вы можете назвать?


(СЛАЙД)

10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление,

творческое развитие, внимательность детей и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у малыша напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.


  • -Научите малыша рисовать на листе пальчиками.

А можно рисовать пальчиками на подносе с манкой.

  • Осваивайте с ребёнком пальчиковые игры.

Полезны для развития ловкости рук упражнения с массажным мячом,


(СДАЙД)

  • перебирание круп,

  • нанизывание макарон, деталей от киндер – сюрприза на нитку,

  • обрывание бумаги, лепка.






-А вот что в детском саду мы предлагаем детям для развития мелкой моторики: (воспитатель демонстрирует родителям выставку пособий)

  • ЗАСТЁЖКИ

  • ШНУРОВКИ

  • МОЗАИКУ

  • КОНСТРУКТОР ЛЕГО

  • РАСКРАСКИ

  • ТРАФАРЕТЫ

  • ОБВОДКИ

  • ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

  • ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ


( СЛАЙД)

11. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.

Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить малышу:

  • дуть на вертушку,

  • надувать мыльные пузыри, воздушные шары,

  • дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики,

бумажные кораблики, которые плавают по воде,

  • сдувать снежинки, листочки с ладошки.


(СЛАЙД)

  • ФИЗМИНУТКА

ИГРА «ЛОПНУЛ, ХЛОПНУЛ, ВОТ И ВСЁ!»

Цель игры: развивать длительный плавный выдох.

Как играем: предложите ребёнку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар – малыш разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос. Вы сдуваете шар – ребёнок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф».

Такое упражнение можно делать несколько раз в день.

-Поиграем!

  • ИГРА «ПУЗЫРИКИ»

Цель игры: развивать речевое дыхание.

Необходимый инвентарь: стаканы с водой, соломинки.

Как играем: предложите сыну или дочке посоревноваться – подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого будет больше пузырей, тот и победил.

-А если соломинку опустить в стакан с соком, много ли будет пузырей?

- А если взять длинную и короткую соломинки – повлияет ли это на результат?

-Поиграем!


  • ИГРА « ВОЗДУШНЫЕ ВАТКИ».

Цель игры: развивать речевое дыхание, регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: ватные шарики.

Как играем: подуть на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил.

-А можно ватный шарик сдуть в тазик, стоящий на стуле!

-Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть её на другую половину. Кто перешёл границу- тот и проиграл!

-ПОИГРАЕМ! ( ВАРИАНТ № 3)


(СЛАЙД)

12. Развивайте речевой аппарат ( подвижность языка, губ) при помощи простых упражнений.

  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель упражнения: развивать подвижность языка.

Как играем: ребёнок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык , а нижняя челюсть не помогала.

Можно выучить небольшой стихотворный текст:

(КАРТИНКА) ИЗ БАНКИ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ

И ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ,

ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,

РОТИК НУЖНО ОБЛИЗАТЬ.

-ПОИГРАЕМ!


(СЛАЙД)

  • УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»

Цель упражнения: развивать подвижность языка.

Как играем: предложите ребёнку поцокать, как лошадка. Цокать нужно

язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Можно вспомнить такое стихотворение:

(КАРТИНКА) Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ,

ПРИЧЕШУ ЕЙ ШЁРСТКУ ГЛАДКО,

ГРЕБЕШКОМ ПРИГЛАЖУ ХВОСТИК

И ВЕРХОМ ПОЕДУ В ГОСТИ.

-ПОИГРАЕМ!







-Вот в такие интересные игры можно поиграть вместе с детьми, потому что самый идеальный вариант развития речи дошкольника – это развитие через игру.



(СЛАЙД)


САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКА – ЭТО РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ



4. Подведение итогов.

- В детском саду собран обширный материал по речевому развитию:

это и ПАПКИ – ПЕРЕДВИЖКИ, и КАРТОТЕКИ ИГР, и

ПАМЯТКИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.

-Этим материалом вы, родители, всегда можете воспользоваться.

Сегодня мы раздадим вам памятку «В помощь родителям: игры для развития речи детей 3 – 4 лет» и список книг для чтения детям четвёртого года жизни.


-Уважаемые родители! Наша консультация с элементами практикума подходит к концу. Спасибо за ваше активное участие, за ваше внимание.

Нам было приятно с вами общаться! Надеемся, что всё то, о чём сегодня узнали, вам пригодится.

Желаем вам всего доброго и радости в общении с детьми!


(СЛАЙД)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!





Материалы подготовил(а): воспитатель Шаманова Татьяна Ивановна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение