Консультация для воспитателей «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»

Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
Материалы подготовил(а): Эйласян Ольга Петровна

Библиотека материалов Дум Думыча

Моделирование,

как средство развития связной речи дошкольников




«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский 



Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.


(слайд 3)
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.


Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической.

Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто. 
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть

неполной, сокращенной, фрагментарной.


(слайд №4)
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.




(слайд №5)

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

(слайд №6)

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: 
• Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости и потери интереса к занятию;
• Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

(слайд №7)
Сущность метода моделирования. 
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.


В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: 
Предметные:

  • геометрические фигуры; (слайд №8)

  • символические изображения предметов: силуэты, контуры, пиктограмм; (слайд № 9)

  • опорные картинки; (слайд №10)

  • коллажи - это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной цепью(слайд №11)


Предметно-схематичные символы:

  • планы и условные обозначения, используемые в них: сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы (слайд № 12 ); мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы-карточки(слайд №13)

  • блок-рамка – это картинно- схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий (слайд №14);


Требования к модели: (слайд №15)
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.


(слайд №16)

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

  1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

  2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);

  3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).


(слайд № 17)
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания: 
- пересказ; 
- составление рассказов по картине; 
- описательный рассказ; 
- творческий рассказ. 


(слайд №18)
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.






Практическая часть.


Задания для педагогов:


1 группа: Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса». Метод блок-рамка.
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту. 
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка , а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)

Консультация для воспитателей «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» - Рисунок 1


2 группа: создание коллажа с помощью картинок из журнала.


3.группа(воспитатели групп раннего и младшего возраста): моделирование сказки «Колобок». Метод замещение, с помощью геометрических фигур.


4 группа: создание мнемотаблицы с помощью набора игр Воскобовича «Соты», «Чудо-крестики», «Фонарики», «МиниЛарчик» к потешке.



Материалы подготовил(а): воспитатель Эйласян Ольга Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение