Консультация для воспитателей «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
Материалы подготовил(а): Эйласян Ольга Петровна
Библиотека материалов Дум Думыча
Моделирование,
как средство развития связной речи дошкольников
«Учите
ребенка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам –
он будет долго напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
(слайд
3)
Связная
речь
– это развернутое, законченное,
композиционно и грамматически оформленное,
смысловое и эмоциональное высказывание,
состоящее из ряда логически связанных
предложений.
Основная
функция связной речи
- коммуникативная. Она осуществляется
в двух формах: диалогической и
монологической.
Каждая
форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную
формулировку информации, высказывание
более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в
развертывании мысли, может быть
неполной, сокращенной, фрагментарной.
(слайд
№4)
На сегодняшний день существует
множество методик, с помощью которых
можно регулировать процесс развития
речи у детей, одной из них является метод
наглядного моделирования,
разработанный Л. А. Венгером, Д. Б.
Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
«Моделирование»
- исследование каких-либо явлений,
процессов путём построения и изучения
моделей. Моделирование своим объектом
имеет модели.
«Модель»
-
это любой образ (мысленный и условный;
изображения, описания, схема, чертёж,
график, план) какого-либо процесса или
явления (оригинала данной модели),
используемый в качестве заместителя.
В
основе метода моделирования
лежит
принцип замещения:
реальный предмет ребёнок замещает
другим предметом, его изображением,
каким – либо условным знаком.
(слайд
№5)
Особенность
и значение моделирования
заключается в том, что оно за счет
использования моделей делает наглядным
скрытые от непосредственного восприятия
свойства, связи, отношения объектов,
которые являются существенными для
понимания конкретных фактов, явлений
при формировании знаний, приобщающихся
по содержанию к понятиям.
(слайд №6)
Актуальность
использования метода наглядного
моделирования в работе с дошкольниками
состоит в том, что:
•
Использование наглядного моделирования
вызывает интерес и помогает решить
проблему утомляемости и потери интереса
к занятию;
•
Использование символической аналогии
облегчает и ускоряет процесс запоминания
и усвоения материала, формирует приемы
работы с памятью. Ведь одно из правил
укрепления памяти гласит: “Когда учишь
– записывай, рисуй схемы, диаграммы,
черти графики”;
•
Применяя графическую аналогию, мы учим
детей видеть главное, систематизировать
полученные знания.
(слайд
№7)
Сущность
метода моделирования.
В ходе использования метода наглядного
моделирования дети знакомятся с
графическим способом предоставления
информации – моделью. Далее наглядная
модель высказывания выступает в роли
плана, обеспечивающего связность и
последовательность рассказов ребенка.
В
качестве условных заместителей (элементов
модели) могут выступать символы
разнообразного характера:
Предметные:
геометрические фигуры; (слайд №8)
символические изображения предметов: силуэты, контуры, пиктограмм; (слайд № 9)
опорные картинки; (слайд №10)
коллажи - это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной цепью(слайд №11)
Предметно-схематичные символы:
планы и условные обозначения, используемые в них: сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы (слайд № 12 ); мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы-карточки(слайд №13)
блок-рамка – это картинно- схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий (слайд №14);
Требования
к модели: (слайд
№15)
-
Чётко отображать основные свойства и
отношения, которые являются объектом
познания;
-
Быть простой для восприятия и доступной
для создания действий с ней;
-
Ярко и отчётливо передавать с её помощью
те свойства и отношения, которые должны
быть освоены;
-
Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.
(слайд №16)
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).
(слайд
№ 17)
В
процессе обучения связной речи
моделирование служит средством
планирования высказывания и может быть
использовано в работе над всеми видами
связного монологического высказывания:
-
пересказ;
-
составление рассказов по картине;
-
описательный рассказ;
-
творческий рассказ.
(слайд
№18)
Постепенно овладевая всеми видами
связного высказывания с помощью
моделирования, дети учатся планировать
свою речь.
Практическая часть.
Задания для педагогов:
1
группа:
Моделирование по сказке «Кот, петух и
лиса». Метод блок-рамка.
Жили
в домике петушок и котик
(в
квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел
котик из домика на охоту.
(в
квадрате остается треугольник, круг
убирается)
А
лиса тут как тут.
(рядом
с квадратом выкладывается оранжевый
треугольник)
Схватила
лиса петушка и понесла.
(красный
треугольник помещается на оранжевый)
Лиса
несет петушка , а котик их догоняет.
(рядом
с оранжевым треугольником выкладывается
серый кружок)
Отнял
котик петушка и принес домой.
(красный
треугольник перемещаем на серый круг
и выкладываем квадрат)
(дети
по показу выполняют действия с
геометрическими фигурами)
2 группа: создание коллажа с помощью картинок из журнала.
3.группа(воспитатели групп раннего и младшего возраста): моделирование сказки «Колобок». Метод замещение, с помощью геометрических фигур.
4 группа: создание мнемотаблицы с помощью набора игр Воскобовича «Соты», «Чудо-крестики», «Фонарики», «МиниЛарчик» к потешке.
Материалы подготовил(а): воспитатель Эйласян Ольга Петровна
Мне нравится | 0