Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности»
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Библиотека материалов Дум Думыча
Консультация для воспитателей
«Организация самостоятельной двигательной активности»
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Помимо организованных видов деятельности по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность, так как она имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого. Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты:
Личный двигательный опыт ребенка
Степень развития самостоятельности
Пол
Самочувствие
Интерес
Время суток
Климатические и гигиенические условия
Наличие физкультурно-игровой среды
Показателями успешности хорошо организованной самостоятельной двигательной деятельности являются:
Достаточный объем двигательной активности (по шагомеру)
Продолжительность
Разнообразие использованных двигательных умений
Хорошее настроение
Положительные отношения между детьми
Достаточное количество речевых реакций
Наблюдая за детьми, можно выделить 3 уровня такой активности.
Дети с низким уровнем развития самостоятельной двигательной деятельности могут активно выполнять физические упражнения только вместе с взрослым. У них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. Решению этой задачи помогут следующие приемы:
Выполнение упражнения вместе с взрослым
Самостоятельное выполнение после показа
Расстановка с ребенком необходимых пособий, снарядов вызывая у него желание их опробовать
Особые задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с мячиком
Дети со средним уровнем развития самостоятельной двигательной активности способны выполнять знакомые движения в знакомой обстановке при условии напоминания, узнавания ситуаций по расположению пособий. Такие дети готовы действовать не только по одному, но и вдвоем, и маленькой подгруппой. Эти дети с удовольствием помогут разложить пособия, предложат другим детям побегать и попрыгать с ними.
Дети с высоким уровнем проявления самостоятельности в двигательной деятельности умеют уже самостоятельно выбирать, расставлять пособия, выполнять освоенные движения в незнакомой обстановке и с новым оборудованием. У этих детей ярко выражена потребность в оценке своих действий взрослым: «Посмотрите, как я умею!» Такие дети с удовольствием вступают в общение с взрослым.
Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность детей может физкультурно-игровая среда. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.
В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:
Интересов
Пола
Уровня двигательной активности
Двигательного опыта
Степени самостоятельности
Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов.
Дети в самостоятельной деятельности очень любят бегать. Однако чрезмерно продолжительный бег ведет к перевозбуждению нервной системы, переутомлению. Задача взрослого в этом случае подсказать детям, что еще можно делать кроме бега.
Важное условие успешной организации самостоятельной двигательной деятельности детей – это выделение для этого специального времени в режиме дня. Наиболее подходяще время для этого:
Утренний прием
До и между занятиями
На прогулке
После сна в вечернее время
Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:
Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать необходимую помощь
Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения
Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность
Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту
Менять расположение пособий
При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним
Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес
Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их
Использовать специфические приемы руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".
• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.
Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Материалы подготовил(а): Кирсанова Светлана Валерьевна
Мне нравится | 0