Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка

Цель работы: узнать, как проводили свободное время наши сверстники, жители посёлка в середине ХХ века.
Задачи работы:
Провести опрос, анкетирование ровесников, родителей, бабушек и дедушек;
Проанализировать материалы анкетирования и опроса;
Выяснить какие игры были наиболее любимы в середине ХХ века в нашем посёлке;
Найти информацию о детских праздниках тех лет в Тавричанке;
Дать этим играм «вторую жизнь», заинтересовать сверстников;
Создать летопись-сборник игр ХХ столетия жителей поселка Тавричанка.
Объект исследования: досуг сверстников, проживавших в Тавричанке в то время;
Предмет исследования: условия и правила проведения дворовых подвижный игр более 70лет назад в нашем посёлке.
Материалы подготовил(а): Побережная Наталья Викторовна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Оглавление


Введение………………………………………………………………………….2-3


Основная часть…………………………………………………………………...4-

Игра в жизни человека…………………………………………………………...4

Путешествие в прошлое………………………………………………………….4-5

Синтез информации из книг в библиотеке………………………………………4-5

Погружение в прошлое(краеведческий музей)………………………………….5

Исследование проблемы………………………………………………………….5

Опрос сверстников, людей старшего поколения……………………………….5-6

Анализ интервью взрослых………………………………………………………6

Знакомство с дворовыми играми………………………………………………...6

Заключение………………………………………………………..........................7

Приложения………………………………………………………………………..8-












































Введение.

Однажды, отдыхая в беседке на свежем воздухе взрослые стали вспоминать, как они в детстве проводили свой досуг и в какие игры любили играть. Они перечисляли огромное количество игр, в которые они играли во дворах, рассказывали разные весёлые и смешные истории. Они настолько были увлечены этими воспоминаниями, что незаметно для меня прошло несколько часов, которые я, вероятнее всего, провела бы за компьютерными играми. Честно признаться, о многих я даже и не слышала, а из знакомых мне оказались только прятки, догонялки, и ещё парочка игр, которым и научила меня мама.

И тут я задумалась: сейчас мои сверстники много времени проводят за телефоном и ведут малоподвижный образ жизни, а как проводили время мои сверстники-земляки, жившие на моей родине в середине ХХ века?

Решила поделилась своими мыслями на занятии кружка. Учитель поддержала меня и предложила углубиться в эту тему. В нашей жизни осталось мало живого общения, которое развивает очень важные качества: умение работать в команде, умение следовать правилам, умение общаться, ловкость, смекалку, сообразительность. Появилось желание создать игровую летопись маленьких жителей моей малой Родины.

Это история, культурное наследие нашей малой Родины. В игре мудрость, опыт, память. Это часть истории моего посёлка. Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты. Нам захотелось узнать, какие игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей? А также понять, действительно ли игры забыты и ушли из жизни современного школьника? Как можно их вернуть?

Где проводили свой досуг ровесники в начале, середине прошлого столетия, в какие игры они играли, чем увлекались, найти информацию о детских праздниках в посёлке Тавричанка.

Решили собрать и изучить информацию о досуге детей, живших в посёлке Тавричанка в те годы.

Цель работы: узнать, как проводили свободное время наши сверстники, жители посёлка в середине ХХ века.

Задачи работы:

Провести опрос, анкетирование ровесников, родителей, бабушек и дедушек;

Проанализировать материалы анкетирования и опроса;

Выяснить какие игры были наиболее любимы в середине ХХ века в нашем посёлке;

Найти информацию о детских праздниках тех лет в Тавричанке;

Дать этим играм «вторую жизнь», заинтересовать сверстников;

Создать летопись-сборник игр ХХ столетия жителей поселка Тавричанка.

Объект исследования: досуг сверстников, проживавших в Тавричанке в то время;

Предмет исследования: условия и правила проведения дворовых подвижный игр более 70лет назад в нашем посёлке.

Методы исследования:

Знакомство со специальной литературой, информацией в сети по данной теме;

«Погружение» в атмосферу прошлого (посещение краеведческого музея посёлка Тавричанка)

Изучение и анализ фотографий Тавричанки и её жителей в 50-х годах 20-го столетия

Социологический опрос (интервью и анкетирование);

Анализ результатов опроса и анкетирования;

Эксперимент (разучивание игр прошлых лет с моими сверстниками).

Актуальность темы:

Детство - важный период в жизни каждого человека. Оно связано с семьёй, играми, учёбой, мечтами. Именно поэтому в данной работе хотим изучить наследие наших предков - богатейший мир народной игры и ее влияние на развитие детей. Очень важно, на наш взгляд, возродить и сохранить традиции игр наших сверстников более 70 лет назад.

Гипотеза исследования: могут ли быть интересными современным детям игры, в которые играли наши сверстники в середине ХХ века. Более 70 лет назад.

Теоретическая и практическая значимость работы: изученный материал значительно расширил представление о значении игры, представление о жизни земляков в середине ХХ века. Данная работа может быть использована на уроках физической культуры, а также может пригодиться, играя на улице, на переменках, в жизни каждого ребёнка – отвлечь его от телефонов и планшетов.

Список использованной литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Володченко В.В., Юмашев В. Выходи играть во двор. - М.: Мол. гвардия, 1984.

Описание игр http://www.kis-brys.ru

http://copypast.ru/2011/03/27/nashi_detskie_igry.html

http://www.libo.ru/libo8577.html

История возникновения игр

http://www.km.ru/referats/333994-narodnye-igry-istoriya-vozniknoveniya-sotsialnaya-sushchnost-vidy#





































Основная часть

Игра в жизни человека.

Что такое игра.

Существует много определений слову «игра».

Всем нам известная википедия говорит, что ИГРА — это тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка.

История игры.

Наиболее простые из игр зародились еще в глубокой древности и напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Детская борьба-возня и др.).

Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

Русские народные игры имеют давнюю историю. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.

Благодаря играм человек общается, обучается, приобретает качества, которые нужны ему для жизни в обществе. Мы играем в игры – потому что они дарят нам положительные эмоции.

Назначение игры

Главное назначение игры - развитие человека, раскрытие его творческого, поведения.

Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший заряд бодрости. Все функции игры объединяются главной целью - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

Путешествие в прошлое

Как окунуться в прошлое? Конечно в первую очередь это книги! В школьной библиотеке нашлось несколько источников. Вот, что мы узнали, прочитав их.

На протяжении веков семья являлась хранительницей народных традиций. Испокон веков детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Воспитание ребенка включало в себя три основных составляющих: семейно-родственное воспитание, самовоспитание и общественное воспитание. В первый год жизни ребенка большое внимание уделялось его физическому развитию, сохранению здоровья. Малыша с первых дней закаливали. Особую роль в оздоровлении детей играла баня. Наши предки считали, что воспитывать детей нужно «ровно», без унижения и оскорбления. Часто бабушка именовала малыша по имени-отчеству, спрашивала совета, беседовала с ним на серьёзные темы. Важнейшее место занимало нравственное, духовное и трудовое воспитание.

Семьи раньше были большие. Старшие дети непременно участвовали в воспитании младших. Помогая родителям, они рано приобретали навыки и опыт воспитания. Кроме того, у них формировалась ответственность по отношению к младшим в семье. Младшие же дети, в свою очередь, получали пример и обязанности перед старшими. Такая форма семейного воспитания закладывала в детях очень важные и на сегодняшний день устои: забота о ближнем, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность, самостоятельность.

Огромное место уделялось трудовому воспитанию. Но любовь к работе, труду, ремеслу прививалась постепенно, не назиданиями и наставлениями, а исключительно собственным примером. Наблюдая за родителями, за старшими братьями и сестрами ребёнок незаметно овладевал традиционным набором умений и навыков, соответствующих его возрасту, силам, здоровью. Ребятишки с 6-7 лет ухаживали за домашней птицей, вместе с дедушкой и бабушкой следили за порядком в доме и на подворье. В этом возрасте мальчики и девочки воспитывались еще вместе, и не было различия в их занятиях и мелких поручениях. Воспитанием детей занималась не только семья, но и общество. Испокон веков существовали негласные правила и нормы поведения. Главным из них было уважительное обращение к старшим. А уважение к матери - это первое, чему учили с самого раннего детства.  «Общество» зорко следило за поведением детей, подавало пример и спрашивало за нарушения по всей строгости. Любой взрослый человек, а тем более пожилой, мог сделать замечание, пожурить за проступок. Об этом сразу же становилось известно родителям. Свободного времени в будни у детей было не очень много. Гулять отпускали лишь тогда, когда домашняя работа была выполнена. Но зато в праздники, которых раньше было гораздо больше, чем сейчас, существовал запрет на работу. Поэтому дети собирались на «полянки», «лужки» в теплое время года, на «посиделки», «вечерки», «игрища»- в холодное. .Исторические книги и фотографии помогли представить, как проводили время наши сверстники, жители посёлка в середине ХХ века. (приложение фотоматериалы)

На занятии кружка мы с ребятами посетили школьный поселковый краеведческий музей.

Посещение музея, интересный рассказ экскурсовода помогли «окунуться» в прошлое моих земляков.

На занятии кружка мы с ребятами посетили школьный поселковый краеведческий музей. Первое упоминание о деревне Тавричанке находим в статистике 1902 года. В тот год Приморское переселенческое управление отвело под селение Таврическое 4201 десятину земли, из расчета на 230 душ. И 15 семей уже тогда поселились, 60 мужчин и 37 женщин. При полном, кстати, отсутствии лошадей, коров, свиней и другой подобной живности. Очевидно, это и были те самые рыбаки, выехавшие из Таврической губернии Мариупольского уезда села Кирилловка. Приехали с целым вагоном своих снастей, но ячеи оказались не того размера, а заниматься сельским хозяйством они и не собирались. Это одна группа первых переселенцев. По воспоминаниям старожила Тавричанки шахтера Еремина, в том же 1902 году и тоже из Таврической губернии восемь семей поселились на мысе Речном.В Тавричанке, как в любом развитом населенном пункте Приморья, была уже к тому времени одноклассная школа (два года обучения) - деревянный рубленый дом, размером 5 на 8. Школа появилась в 1909 году, старожил Еремин помнил и первую учительницу, Ольгу Сергеевну Терещенко. В 1913 году на смену ей пришел преподаватель с полным педагогическим образованием Артамон Викторович Погибко.И еще один факт нашей местной истории. В то время казачий поселок Чичаговский - ближайший от Тавричанки населенный пункт - находился в 12 верстах. А железнодорожная станция Надеждинская в 15 верстах. Вывод: прежде чем казаки осели прямо напротив станции, они дважды, а то и трижды меняли место жительства. В 40-х годах в Тавричанке было проведено электричество. В 1956 году заложена шахта №5. В 1958 году создана автоколонна, парк автомашин насчитывал тогда всего 20 автомобилей. В 1960 году заложен Дом культуры, который начал работать через три года. В Доме культуры сейчас и существует краеведческий музей (приложение фотоматериалы).

Посещение музея, интересный рассказ экскурсовода помогли «окунуться» в прошлое моих земляков. Представить и увидеть жизнь, быт, праздники моего любимого посёлка.

Побывали в музее в памятную дату. 2 февраля- день воинской славы России. Дата. напоминающая нам о великом подвиге. В этот день победой нашей армии завершилась Сталинградская битва. Возложили цветы к памятнику героям-шахтерам. Много узнали о подвиге нашего народа во времена ВОВ. Экскурсия превратилась в настоящее «погружение» в прошлое нашей страны, нашего посёлка.

Исследование проблемы

Анкетирование сверстников

Чтобы посмотреть, как проводят свой досуг наши сверстники, провели анкетирование: 32 учеников 2 классов нашей школы ( в приложении анкета 1, результаты в таблице 1).

Анализ опроса среди сверстников, который показывает, как они проводят своё свободное время. Из анкеты видно:

1.Не все дети умеют хорошо и правильно организовать своё свободное время.

2.Мало гуляют, предпочитая планшет, телефон, телевизор.

3.Список игр, которые называли ребята, получился большим. Поэтому можно сделать вывод, что наши сверстники знают названия дворовых игр, но во дворе используют лишь несколько.

4.По ответам детей о любимых играх их родителей можно предположить, что родители редко рассказывают о своем детстве и любимых играх.

Интервью с родителями, бабушами и дедушками.

Для этого были опрошены мои родители, бабушки, дедушки, родители детей нашего класса и случайные мамы и папы, гуляющие с детьми на площадке. Были опрошены 24 взрослых земляка ( в приложении анкета 2, результаты в таблице 2).

Анализ интервью взрослых, который показывает, как они проводили своё свободное время, когда были в моём возрасте. Вывод:

1.Почти все взрослые и пожилые люди много времени проводили во дворе на свежем воздухе.

2.Взрослые знают больше названий дворовых игр. Они перечислили 24 игры.

3.Мои земляки в середине ХХ века много двигались, так как большая часть названных игр – это подвижные игры.

4.Отметили, что взрослые с трудом отвечали, во что играют их дети во дворе.

После проведения социологического опроса и изучения литературы создали список игр, которые были популярными в ответах всех участников опроса и интервью. И те, которые смогли найти сами.

Знакомство с дворовыми играми

Задумали познакомить с забытыми дворовыми играми своих одноклассников и учеников из своей параллели. Отобрали несколько игр. При выборе игр учитывали то, что играть мы будем в школе во время перемены и то, что участников будет много.

Вот эти игры(приложение таблица 3)

Тише едешь – дальше будешь.

Шишки, желуди, орехи.

Жмурки.

Фанты.

Собачки.

Море волнуется

Вышибалы.

Знакомство с играми проходило в несколько этапов:

Знакомство с правилами игр.

Игра в эти игры всем классом.

Небольшой опрос одноклассников, чтобы определить понравились ли им игры. Всего в играх участвовало 22 человека. После игр все они заполнили анкету (в приложении анкета 4 и результаты опроса в таблице 4). Из опроса видно, что нашим сверстникам детские игры понравились, и ребята готовы продолжить знакомство с ними.

А значит, гипотеза подтвердилась.









Заключение

Результаты исследования

Выяснили, какие игры были популярны раньше и во что играют современные дети.

Еще больше узнали о дворовых играх, об их истории, о пользе игр в развитии ребенка

Познакомилась с новыми, неизвестными мне играми и научила этим играм своих одноклассников.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что дворовые игры наших родителей будут интересны современным мальчикам и девочкам.

В дальнейшем планируем продолжить знакомство с забытыми дворовыми играми, чтобы играть в них со своими друзьями.

Вывод.

Игра-это часть истории, культурное наследие нашей малой Родины. В игре мудрость, опыт, память. Некоторые игры были со временем забыты. Остались самые интересные и популярные. Наша работа поможет сохранить память народа для современных людей, а может и для потомков. Игры наших сверстников более 70 –и лет назад актуальны и сейчас. Пришли к выводу, что игры, в которые играли наши родители, деды и прадеды является культурным наследием, историческим прошлым нашего посёлка. Собрание игр, которое мы с друзьями будем пополнять и дальше, станет одной из страниц истории нашего посёлка и полезным пособием способствующим живому общению.

Список литературы.

  1. Детские подвижные игры народов СССР: / Сост. А. В. Канеман. – М.,1989

  2. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М., 1990

  3. Даниил Эльконин. Психология игры, 1978

  4. Бруннер Дж. Хрестоматия по игре.- М., 1976

  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987.

Володченко В.В., Юмашев В. Выходи играть во двор. - М.: Мол. гвардия, 1984.

Описание игр http://www.kis-brys.ru

http://copypast.ru/2011/03/27/nashi_detskie_igry.html

http://www.libo.ru/libo8577.html

История возникновения игр

http://www.km.ru/referats/333994-narodnye-igry-istoriya-vozniknoveniya-sotsialnaya-sushchnost-vidy#





















Приложения.


Анкета 1

Вопросы к опросу детей.

  1. Как ты обычно проводишь свободное время? ________________________

  2. Как часто и долго ты играешь в компьютер? _________________________

  3. Какие компьютерные игры ты знаешь?_______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие не компьютерные игры ты знаешь? ____________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Играешь ли ты в игры, когда гуляешь во дворе? _______________________

  2. Какие игры ты предпочитаешь во дворе? _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Любимые игры твоих родителей? ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 1 (к анкете 1).


п/п

Вопросы

Ответы (чел.)

1.

Как ты обычно проводишь свободное время?

33

31

27

13

13

12

8

планшет/ телефон/ телевизор

играю дома

гуляю

отдыхаю дома

сижу с младшими/ помогаю маме

Творчество

читаю

2.

Ты любишь играть в компьютерные игры и почему?

98

25

3

1

62

13

2

Люблю

Не люблю

Не очень

Нет компьютера

Интересно/ весело/ круто

Вредные/ не развивают/ нет пользы

Нет игр

3.

Какие компьютерные игры ты знаешь?

(59 игр)

68

52

20

10

9

49


Майнкрафт

Фортнайт/ ГТА /стрелялки

роблокс

гонки

Анжела и Том

Назвали 3 и более игр


4.

Какие не компьютерные игры ты знаешь? (63 игры)

56

45

43





Салки/ догонялки

Прятки

Спортивные игры





5.

В какие игры ты любишь играть во дворе?

(36 игр)

58

39

24

23

10

18


Салки/ догонялки

Прятки

футбол

Игра в снежки

Игры с предметами (скакалка, мяч)

Назвали 3 и более игр


7.

Любимые игры твоих родителей? (31 игра)

69

18

18





Не знаю

Салки/ догонялки

прятки






Анкета 2 (интервьюирование родителей).


  1. Часто ли в детстве Вы играли во дворе с друзьями? ____________________

  2. В какие игры Вы играли? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ещё Вы проводили свой досуг? __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Во что играют Ваши дети на улице? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 2 (к анкете 2).


п/п

Вопросы

Ответы (чел.)

1.

Часто ли в детстве Вы играли во дворе с друзьями?

72

2






Каждый день

Редко






2.

В какие игры Вы играли?

23

6

25

24

24

21

23

Прятки

Догонялки

футбол

Классики

Казаки-разбойники

Лапта

Вышибалы

3.

Как ещё Вы проводили свой досуг?

33

32

30

22




Кружки, секции

Библиотека

Помощь родителям

Походы




4.

Во что играют Ваши дети на улице?








23

21

27

17

15

14


Катание на горке

Догонялки

Прятки

Катание на велосипеде

Играют на д/площадках

Гуляют








Таблица 3. «Детские дворовые игры»


п/п

Название игры

п/п

Название игры

1

«Прятки»

16

«Футбол»

2

«Резиночка»

17

«Цепи кованые (разрывные)»

3

«Сломанный телефон», «Телефон»

18

«Волейбол», «Картошка»

4

«Казаки-разбойники»

19

«Колечко-колечко»

5

«Снайпер»

20

«Вышибалы»

6

«Классики»

21

«Дочки-матери»

7

«Я знаю 5 названий…»

22

«Войнушки-стрелялки»

8

«Съедобное-несъедобное»

23

«Выше ноги от земли»

9

«12 палочек»

24

«Зарница»

10

«Тише едешь…»

25

«Пионербол»

11

«Штандер-стоп»

26

«Жмурки»

12

«Краски»

27

«Лапта»

13

«Пятнашки»

28

«Море волнуется раз»

14

«Тише едешь – дальше будешь…»

29

«Лягушка»

15

«Я садовником родился…»

30

«Собачки»


Анкета 4.

Анкетирование детей (после знакомства с играми)

  1. Понравилось ли тебе играть в игры? (обведи ответ)

А). Да Б). Нет

  1. Какая игра тебе больше всего понравилась? (можно написать несколько) __________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Хотел (а) ли бы ты продолжить знакомство с детскими играми? (обведи ответ)

А). Да Б). Нет


Таблица 4 (к анкете 4 )


  1. Понравилось ли тебе играть в забытые игры? А). Да – 25 чел. Б). Нет – 2 чел.

  2. Какая игра тебе больше всего понравилась?

Название игры

Кол-во человек

Жмурки

16 ч.

Тише едешь…

20 ч

Шишки, жёлуди, орехи

22 ч.

Собачки

21 ч.

Фанты

19 ч.


3. Хотел (а) ли бы ты продолжить знакомство с забытыми играми?


А). Да – 22 чел. Б). Нет – 0.





ФОТОМАТЕРИАЛЫ.



Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 1




























Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 2







Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 3
Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 4
Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 5
Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 6
Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 7
Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 8
Краеведческая конференция школьников «Люблю тебя, мой край родной» с. Тавричанка - Рисунок 9

17


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Побережная Наталья Викторовна

Скачать

2022-04-25

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение