План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания. Конспект открытого урока.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу. Пусть нам всем принесёт радость общение друг с другом.

Девиз урока:

Окружающий нас мир

Интересно познавать,

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

П. Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадки:

- Колючий клубок

Под елкой прилег. (Еж)

- Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

- Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

- Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- О ком говорится в этих загадках? (О животных)

- Ребята, я предлагаю вам проверить свои знания о животных.

Ответьте на вопросы «Да - нет». «Да» - если утверждение верное, «Нет» - если утверждение неверное.

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 8 ног.

3. С помощью жабр рыбы дышат.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле.

6. Улитки и кальмары относятся к группе иглокожих.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.

8. У птиц есть зубы.

9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

10. Пиявка - позвоночное животное.

Самопроверка.

Ш. Самоопределение к деятельности.

- Сейчас мы отправимся с вами в лес. А вы послушайте сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь. (Инсценировка сказки.)

IV.Постановка темы и цели урока.

-Перед вами группа животных. (рысь, жираф, верблюд, полярный медведь).

- Назовите их. На какие группы вы их можете разделить? (Одни питаются растениями, а другие -животными.)

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных? (По способу питания)

- Над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных)

- Правильно. Узнаем, чем питаются разные животные.

-Прочитайте тему урока. («Кто что ест?».)

-Какую цель поставим перед собой?

- Узнаем, чем питаются разные животные?

V. Актуализация опорных знаний и осуществление первого пробного действия

1. Рассмотрим, как животные питаются.

- Рассмотрите группы животных, и попробуйте сами дать название каждой группе.

- Как называется группа животных, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы)? (Растительноядные)

- Как называется группа животных, которые питаются пищей животного происхождения? (Хищники)

- Как называется группа животных, основную пищу которых составляют насекомые, сороконожки и черви? (Насекомоядные)

- Как называется группа животных, употребляющих как растительную, так и животную пищу? (Всеядные)

Вывод: Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому ещё называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.

Демонстрация схемы:

Животные

План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 1
План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 2
План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 3
План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 4

растительноядные несекомоядные хищники всеядные


2. Закрепим ваши знания. Выполните задание в тетради (№ 1, с. 55).

Коллективная проверка.

VI. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

VII. Открытие нового знания.

  • Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. Определите, кто здесь лишний?

Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» - медведь).

- Почему медведь оказался лишним? Обратите внимание на стрелки. Капустой питаются слизни, слизнями- жабы.

- Учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Первичное закрепление знания.

  • Работа с учебником.

Учащиеся открывают учебник с. 94 и рассматривают иллюстрацию «Цепи питания».

- Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)

- В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

(1 звено – растения. Ведь только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды; 2 звено – растительноядные животные; 3 звено – насекомоядные или хищные животные.)

Вывод: что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Работа в паре.

  • Попробуем составить цепь питания лисицы

  • У вас на партах есть картинки, из которых надо составить 2 цепи питания лисы.

Проверка

  • Самостоятельная работа в тетради с.56, №4

  • Самопроверка по эталону.

VIII. Решение экологических задач для учёных экологов.

1. Работа в парах.

- Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в парах, опираясь на цепи питания, которые составили.

Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например:если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо.)

Вывод: В природе существует своё хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

2. Как вы думаете, как животные приспосабливаются к добыванию пищи, к защите от врагов.

Чтение вслух текста учебника с.95-96

 -Как приспособились хищники к добыванию пищи?

(Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

- Как приспособились животные защищаться от хищников?

(Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)


Работа в тетради с. 57 №5 Объяснение детей.

Обсуждение результата работы.


IХ .Обобщение изученного

- Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

- Какую цель ставили? (Узнаем, чем питаются разные животные?)

- Добились ли этой цели? Что узнали?

- На какие группы делятся животные по способу питания?

- Как связаны животные между собой?

- Кто может ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)



Х. Итог урока. Рефлексия.


- Как оцените свою работу? Заполните листы самооценки.

Знаю особенности питания животных

Знаю, что такое цепи питания

Умею моделировать цепи питания

План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 5


План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 6


План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс - Рисунок 7


ХI.Домашнее задание.

  1. Учебник с.94-96(ответить на вопросы)

  2. Рабочая тетрадь, с.56,№3,4

Спасибо всем за активную работу

Материалы подготовил(а):

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение