Культура психологического здоровья детей (основы педагогической психогигиены)

Повышение психологической культуры. Оценка психологического здоровья. Гигиена здоровья.
Материалы подготовил(а): Ильина Вера Александровна.

Библиотека материалов Дум Думыча



«Культура здоровья»

«Основы педагогической психогигиены.»



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Взаимосвязь  психогигиены  с  другими  науками…………………….3

  2. Комплексная  оценка  психического  здоровья  и  его  критерии............7

  3. Причины  нервнопсихических  нарушений  у  детей  раннего  возраста………………..10

  4. Список использованной литературы……………..……..……………..18






























 1. Взаимосвязь  психогигиены  с  другими  науками.

Здоровье человека понятие сложное и многогранное, оно включает в себя физиологические и психологические аспекты. Доказано, что от эмоционального состояния человека во многом зависит его физиологическое состояние и здоровье в целом, поэтому поддержание в норме физиологического и психического состояния, соблюдение норм и требований гигиены – залог здоровъя человека.

Психогигиена - это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена, как отрасль науки граничит со многими другими научными направлениями: психологией, медициной, социологией, педагогикой, и рассматривает влияние внешней среды на внутреннее состояние человека. В рамках психогигиены разработаны мероприятия и рекомендации, способствующие сохранению психического здоровья человека, поддержанию душевного равновесия и нормализации межличностного и общественного взаимодействия [4].

Исторически возникновение психогигиены связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков , И. П. Мережковский, И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний.

В послевоенные годы при Всемирной организации здравоохранения был уже создан отдел психического здоровья. К концу ХХ века психогигиена во все большей степени стала ориентироваться на решение социальных и экологических проблем, которые стали оказывать существенное влияние на психическое здоровье.

Важной целью психогигиены стала помощь, позволяющая людям избегать воздействий, опасных для психического здоровья, справляться с трудностями, которых не удается избежать. В ее задачи входило также воспитание гуманного отношения к людям, страдающим психическими заболеваниями; к людям, попадающим в разного рода зависимости (алкогольные, лекарственные, наркотические и т. п.), находящимся в стрессовых условиях работы и т. п. Для эффективного решения этих проблем требуется глубокое взаимодействие психогигиены с другими дисциплинами, таким образом, психогигиена как наука имеет тесную связь с медико-биологическими и психолого-педагогическими науками [12].

Для разработки психогигиенических рекомендаций используются знания по физиологии ВНД, психологии, педагогики, гигиены детей и подростков и др.
Психология как наука изучает закономерности психического развития человека на разных этапах ее индивидуальной жизни или онтогенеза.Онтогенез человека - целостный процесс, выражающийся в разных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). В онтогенезе психическое развитие неразрывно связано с созреванием организма, с развитием нервной системы, ее функций. Нормальное функционирование нервной системы - необходимое условие полноценного психического развития индивида.

Зная особенности развития нервной системы в различные возрастные периоды, а также типологическое характеристику высшей нервной деятельности, можно более рационально организовывать и проводить гигиенические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.

Психическое развитие индивида в детстве происходит в условиях обучения и воспитания. Но, чтобы успешно учить и воспитывать детей, нужно уметь выявлять, знать их возрастные и индивидуальные особенности, умственные, эмоциональные, волевые качества и недостатки, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Необходимо, чтобы педагог был чутким психологом, который умел бы увидеть, "подсмотреть", что делается в душе ребенка.

Психогигиена тесно связана с психологией здоровья. Понятие "психология здоровья" значительно шире, чем психогигиена Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических В круг ее интересов входят следующие проблемы: создание условий для индивидуального развития личности, обеспечение психологической адаптации личности в обществе, что предполагает развитие личностных качеств; самореализация и всестороннее совершенствование человека, повышение качества жизни, в том числе предоставление психологической помощи при завершении жизненного пути.

Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должны одежды основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации режима дня, труда и отдыха Эти вопросы рассматривает гигиена детей и подростков, что приводит тесную связь с психогигиены.
Воспитание - это активное и целенаправленное и систематическое воздействие взрослых на психическое и физическое развитие детей. Целью воспитания является формирование мировоззрения, развитие характера и воли, привычек и вкусов, всестороннее гармоничное развитие, укрепление здоровья и подготовка к труду. Только в том случае, когда педагоги и воспитатели имеют знания по основам психогигиены, они могут в процессе воспитания учитывать, развивать и совершенствовать умственные и интеллектуальные способности детей, не нанося при этом вреда их психическому здоровью [4].

Вопросы психогигиены воспитания, школьного обучения и умственного труда учащихся освещены в научных трудах педагогов, врачей, психологов. В частности В. В. Ковалевым разработан возрастной подход к психогигиены, который исследователь определил как "психогигиены детского возраста" и отметил, что "психогигиена детского возраста тесно смыкается с педагогикой, находясь на границе между ней и медициной". Основываясь на этом положении можно утверждать, что психогигиена детского возраста - один из специальных разделов педагогики, благодаря которому осуществляется объединение целостного познания человека, в том числе ребенка, аспектов ее здорового развития, становления и совершенствования.

Взаимосвязь школьного обучения с состоянием психического здоровья, а также индивидуальный подход к детям с отклонениями в поведении были освещены В. М. Астапов, Г. М. Жаворонков, М. И. Буянов, В. Ю. Каганом, В. К. Кузьминой и др.

Много внимания уделяли построении учебно-воспитательного процесса согласно возрастным психофизиологическими особенностями детей выдающиеся русские и советские педагога К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, А. Я. Савченко и др.
К. Д. Ушинский в классическом труде "Человек как предмет воспитания" подчеркивал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношения, то она должна сначала узнать ее также во всех отношениях". Обращаясь к педагогам и воспитателям, он нацеливал их на изучение законов тех психических явлений, которыми можно управлять и применять в зависимости от обстоятельств, которые сложатся. Большое внимание обеспечению психического здоровья учащихся начальной школы уделял великий педагог В. А. Сухомлинский. При этом он подчеркивал эмоционально-волевой готовности к обучению, в частности умении управлять своим поведением, направлять ее на решение учебных задач. Обучение для ребенка является источником положительных эмоций, что позволяет найти свое место среди сверстников, поддерживать уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции связаны с самой учебной деятельностью, ее процессом и полученным результатам. "Ребенок, - писал В. А. Сухомлинский, - лучше воспринимает, осмысливает и запоминает знания тогда, когда она их переживает. Без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, удивления, удовольствия, радости, уверенности и других положительных переживаний невозможно успешное обучение" [12].

В отдельных вопросах, в частности формировании, сохранении и укреплении психического здоровья индивида, психогигиена связана с интегративной наукой - валеологией, предметом которой является индивидуальное здоровье здорового человека.

2. Комплексная  оценка  психического  здоровья  и  его  критерии.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Учитывая, что психическая деятельность - это совокупность биологических и социальных процессов, здоровой принято определять личность, у которой гармонично развиваются физические и творческие силы, делающие его полноценным, работоспособным и активным членом общества [13].

В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего являются ключевыми. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

¾                      осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

¾                      чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

¾                      критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

¾                      соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

¾                      способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

¾                      способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

¾                 способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [2].

Особого внимания среди признаков психического здоровья заслуживает критерий психического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с разных сторон (познавательного, эмоционального, волевого). От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев).

Уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешнее воздействие имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии - только у психически здорового, т.е. уравновешенного человека мы наблюдаем проявления:

- относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;

- высокое индивидуальная приспособленность организма к привычным колебаниям внешней среды;

- способность поддерживать привычное комфортное самоощущение, морфо-функциональное сохранения органов и систем [13].

Важно заметить, что каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. И идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека является более перспективной. Таким образом, мы пришли к заключению, что в научной литературе чаще перечисляются такие критерии психического здоровья:

- свойства личности: оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, этичность (честность, совестливость, тактичность и др.), адекватный уровень требований (притязаний), чувство обязанности, уверенность в себе, неуязвимость к обидам (умение избавляться от обид), трудолюбие (не ленивость), независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпимость, самоуважение, самоконтроль;

- психические состояния: эмоциональная устойчивость (самообладание); зрелость чувств, соответственно возрасту; владение негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободный естественное проявление чувств и эмоции, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия;

- психические процессы: максимальное приближение субъективных образе к объектам действительности, отражающие (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя, способность к логической обработки информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение использовать интеллект), знание себя; дисциплина разум (управление мыслями);

- особое значение придается степени интегрированности, ее гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (добра, справедливости, любви, красоты и др.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности;

- самоуправление - здоровая личность характеризуется выраженной целенаправленностью (получением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой;

- социальное здоровье личности находит отражение в таких характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и социальной среды; направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении [15].

По большому счету, психическое здоровье зависит от  состояния нашего тела,  психики и социального окружения. Для взрослых базовыми условиями хорошего самочувствия являются здоровая нервная система и спокойная доброжелательная обстановка.

Для детей нужны дополнительные условия:   присутствие родителей;  внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка; больше самостоятельности и независимости.

Для укрепления психического здоровья необходимы многосекторальные действия, в которые вовлечены различные государственные сектора и неправительственные или местные организации. Основное внимание необходимо уделять укреплению психического здоровья на протяжении всей жизни с тем, чтобы обеспечить здоровый жизненный старт для детей и предотвратить психические расстройства в зрелости и старости.




 

3. Причины  нервно-психических  нарушений  у  детей  раннего  возраста.

Нервно-психический статус является важным показателем здоровья ребенка в раннем возрасте и оказывает прямое влияние на его физическое здоровье и развитие. Даже минимальные неврологические отклонения у детей раннего возраста могут являться предвестниками разнообразных по тяжести церебральных нарушений, проявляющихся на отдаленных стадиях развития.

Клиническая картина невротических расстройств у детей отличается определенным своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптомов, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических расстройств. Очерченные формы «общих неврозов» в связи с этим могут быть диагностированы лишь с 8-12-ти лет. До этого возраста у детей преобладают так называемые «моносимптомные» невротические расстройства (соответствующие системным неврозам или неврозам органов у взрослых). К ним относят невротический энурез и энкопрез, невротические тики, заикание и другие невротические расстройства. Среди общих неврозов у детей выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондричесий невроз, невроз страха [1].

Развивающиеся мозговые дисфункции требуют своевременной коррекции, поскольку в последующем могут стать необратимыми. Частота перинатальной патологии в общей популяции превышает 15-20% и продолжает расти. Есть основания предполагать, что процент здоровых детей при рождении к 2015 году сократится до 15-20, а новорожденных с врожденными заболеваниями увеличится до 35.

Одной из причин нервно-психических  нарушений  у  детей  раннего  возраста является употребление опиоидов во время беремености, что может воздействовать на будущего ребенка на уровне прогенеза, а их прием матерью во время беременности ведет к прямому токсическому поражению плода. Распространенность наркотического поражения плода на сегодня велика и имеет стойкую тенденцию к повышению. По данным зарубежных исследователей, до 17 % женщин во время беременности, хотя бы нерегулярно, принимали наркотические вещества; при токсикологическом скрининге среди новорожденных, положительный результат имеют до 3,6 % детей, причем у части из них отсутствовали какие-либо данные о приеме наркотиков матерью. В Украине имеются лишь выборочные статистические данные о распространенности использования психоактивных веществ беременными женщинами, однако значимость проблемы общепризнанна  [9].

Наиболее выраженно страдает от воздействия опиоидов головной мозг ребенка. Внутриутробно перенесенное воздействие опиоидов ведет к задержке нервно-психического развития ребенка, которая заключается, преимущественно, в нарушениях речевого развития и индивидуально-социального поведения.  У детей раннего возраста, внутриутробно перенесших опиоидную интоксикацию, имеются изменения функционального состояния головного мозга, выявляемые при проведении электроэнцефалографии.  Прогнозирование нервно-психического развития детей раннего возраста, внутриутробно перенесших воздействие опиоидов, возможно на основании клинико-анамнестических признаков на первом году жизни.

Среди детей, внутриутробно перенесших воздействие опиоидов, нормальное нервно-психическое развитие (дальше НПР) имеют 23,2%, пограничное нервно-психическое развитие - 35,7%, задержку нервно-психического развития - 41,1%. Коэффициент психического развития у таких детей составляет 82,0 ± 1,24%. Для их электроэнцефалограммы характерны признаки задержки морфофункционального созревания головного мозга в виде большей представленности медленно волновой активности в теменных, заднее лобных и центральных отведениях.

По данным ВОЗ, 20% детей страдают нервно-психическими расстройствами, которые в 65-80% случаев носят гипоксически-ишемический характер.  При анализе научной литературы по данному вопросу, нас заинтересовало исследование группы ученых. Под их наблюдением с рождения до 3 лет жизни были 614 детей. Проводилось комплексное соматическое, неврологическое и нейрофизиологическое обследование  [13].

Причинами перинатального поражения нервной системы и патологического течения беременности были  - 11,7%, фетоплацентарная недостаточность - 44,29%, заболевания матери - соматические (анемия, хронический , хронический тонзиллит, варикозное расширение вен, гипертоническая болезнь) - 38,25%, гинекологические (кольпит, эрозия шейки матки, ) - 6,19%, венерические (сифилис, гонорея, трихомониаз) - 2,44%, острые респираторные - 15,96%, эндокринные (сахарный диабет, диффузное увеличение щитовидной железы, ожирение) - 4,23%, неврологические (церебральный арахноидит, эпилепсия, аномалии сосудов мозга) - 1,7% заболевания. Наблюдения в период родов: отмечались нарушение родовой деятельности (83,71%), обвитие пуповиной (6,18%), аномалия родов (4,6%), акушерские пособия (1,79%). Посредством операции кесарева сечения родились 29 (4,72%) детей. Вредные привычки имелись у 23 (3,74%) матерей. Одинокие матери составили 7,32%. Нежеланными были 17 (2,77%) детей  [5].

Генетическая программа НПР ребенка реализуется в условиях постоянной смены средовых факторов. Соответствующее биологическому НПР выявлено у 22,1% детей. Преобладала задержка НПР на 1 эпикризный срок (84,7%) по 1-2 (66,6%), реже 3-4 (33,4%) анализаторам. Значительным было число детей с задержкой НПР на 2 эпикризных срока (76%) по 1-2, 3-4 (23,6%) и более (14%) анализаторам, на 3 эпикризных срока (22%) по 1-2 (38,9%), 3-4 (11,1%) и более (50%) анализаторам. У 2,2% детей имелось отставание в развитии на 4-5 эпикризных срока по 1-2 (5,9%), 4 и более (91,4%) анализаторам.

Моторный коэффициент у 50% детей приближался к 50%, а у 25% был ниже, что представляло высокую степень риска формирования ограничения жизнедеятельности (инвалидность с детства) у 37 детей. Даже в условиях своевременной патогенетической терапии 69% детей не достигали биологического уровня НПР. Более того, частые соматические заболевания, появление эпилептических припадков углубляли имеющуюся задержку НПР. В лучшем случае отставание в развитии на один эпикризный срок в первом полугодии жизни удерживалось до конца года, но у 8,1% детей оно предшествовало дебюту фебрильных и аффективно-респираторных припадков. У 13% детей с месячного возраста отмечалась задержка НПР на 2 эпикризных срока, она заключалась в изменениях зрительных, слуховых, ориентировочных реакций, общих движений, низком эмоциональном профиле. Как показал анализ социальных факторов, отклонения в развитии ребенка усугубляются такими факторами, как неполная семья, асоциальный статус семьи, вредные привычки и молодой возраст матери  [10].

Нарушения НПР взаимосвязаны с перенесенной ребенком хронической и сочетанной гипоксией. Прямая зависимость имеется и с клинической картиной ГИЭ. Так, при синдроме вегетативно-висцеральных нарушений задержка НПР составляет 1 эпикризный срок по 1-2 анализаторам, при гипертензивно-гидроцефальном и эпилептическом синдромах - 1-3 эпикризных срока более чем по 2 анализаторам. При формировании детского церебрального паралича (ДЦП) рано диагностируется задержка на 3-4 эпикризных срока по 5-7 анализаторам.

Таким образом, патологический процесс, обусловленный перинатальной гипоксией ЦНС, после рождения ребенка продолжается, проявляясь различной симптоматикой - как неврологической, так и со стороны других органов и систем. Только у 22% детей уровень НПР соответствовал возрастным нормативам, но и они не могут быть отнесены к абсолютной норме и рассматриваются нами как 2-я группа здоровья. Отсроченность появления клинических признаков повреждения, волнообразность течения процесса объясняются не только мозаичностью созревания отдельных структур мозга, но и задержкой нейроонтогенеза с нарушением течения пластических структурных перестроек на всех уровнях. В первую очередь это касается детей, у которых антенатальный период протекал на фоне хронической гипоксии. Как показывают результаты ряда исследований [2-5], изменения в головном мозге становятся необратимыми и вряд ли могут быть полностью компенсированы. Они определены как дизонтогенетические и наиболее выражены у детей с ДЦП. В анализаторных системах мозга создается состояние «закрытости», что способствует депривации и дальнейшему углублению нарушений [7].

Невротические расстройства у детей раннего возраста чаще всего вызываются разлукой с матерью, переездом на новую квартиру, испугом, рождением сиблинга, особыми методами воспитания, закаливания и т. д. У детей раннего возраста с явлениями шизотипического дизонтогенеза в качестве психотравмирующих факторов могут оказываться и совершенно неожиданные индивидуально значимые вещи и ситуации (переодевание матери, новая игрушка, незнакомое слово и т. д.).

Среди клинических проявлений невротических расстройств в раннем возрасте чаще других встречаются следующие:

  • астеновегетативный синдром - нарушение сна, аппетита, капризность, раздражительность, запоры или поносы, иногда нарушение терморегуляции;

  • анаклитическая депрессия - специфическое расстройство при разлуке с матерью, когда у ребенка вслед за протестной реакцией наступает адинамия, анорексия, безразличие к окружающему, вплоть до необратимой остановки в развитии;

  • невротическая депрессия - возникает в условиях эмоциональной депривации и характеризуется плаксивостью, капризностью, нарушениями сна, анорексией или булимией, иногда с регрессом поведения и утратой ранее приобретенных навыков;

  • синдром навязчивости - когда на первом году жизни отмечаются элементарные двигательные навязчивости в виде сосания кулачков, тряпочек, белья, реже морганий и разнообразных раскачиваний; на 2-3-м году жизни - простые ритуальные действия;

  • истериоформные проявления - крики, визжание, бурные рыдания с падением на пол и т. п. как способ достижения желаемого;

  • страхи - возникают после падений, неожиданных и громких звуков, появления незнакомых людей и животных, окатывания водой, устрашающих рассказов, угроз, скандалов, запугиваний;

  • ночные страхи - возникают в виде приступов ночью, чаще в просоночном состоянии, когда аффект страха сопровождается двигательным возбуждением по типу оборонительных движений, гипнагогическими галлюцинациями, являющимися продолжением сновидений;

  • аффективно-респираторные приступы - возникают у детей от 1 года до 3-4-х лет в связи с недовольством, обидой, гневом, во время бурного плача в виде кратковременного состояния с тоническим напряжением мышц, запрокидыванием головы и остановкой дыхания. На высоте более длительного приступа с выключением сознания имеют место отдельные клонические судорожные подергивания  [11].

К психогенным заболеваниям относят психические нарушения,

возникновение которых обусловлено воздействием психотравмирующих факторов, определяющих клинику и динамику нарушений. В основе психогений лежит несоответствие индивидуальной психобиологической реактивности и средовых воздействий, которое вызывает состояние отрицательного эффекта. Эта реакция, выступающая поначалу как защитно-приспособительная, при истощении защитных механизмов переходит на уровень патологического реагирования - как правило, на уровень невротического регистра в виде патологических реакций, состояний и патологического психогенного развития психики.

Для раннего детского возраста наиболее характерны соматовегетативные, двигательные, эмоциональные и поведенческие психогенные нарушения. К числу наиболее частых соматовегетативных расстройств младенчества и первых лет жизни относятся: нарушения пищевого поведения, снижение массы тела, анорексия, нарушение функции отдельных органов и систем (расстройства дыхания, переходящие в неврологические симптомы, кишечные колики, энурез, энкопрез и др.).

В рамках двигательной сферы психогенные нарушения чаще всего могут быть представлены тиками, яктацией, двигательной расторможенностью, заиканием, элективным и тотальным мутизмом. Эмоциональные психогенные нарушения в раннем детстве проявляются в виде разнообразных страхов.

Фобические психогенные расстройства могут быть представлены в форме как невротических, так и психотических реакций, например, страха в виде ночных кошмаров с сужением сознания и амнезией переживаний, двигательным возбуждением; в младенчестве - это ночные реакции паники и младенческие крики. Другим типом эмоциональных психогенных расстройств в первые годы жизни являются депрессивные состояния в виде депрессивной «реакции горя», соматизированной депрессии (с частыми ОРЗ, кожным диатезом, со снижением массы тела и т. п.) и депривационной депрессии с двигательными стереотипами или субступором [14].




 





Список использованной литературы

  1. Барашнев, Ю.И. Перинатальная неврология / Ю.И. Барашнев. - М: Триада-Х, 2001. - 640 с

  2. Журба, Л. Т. Синдром гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста / Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, Т.Н. Строганова и др. // Медицинская консультация. - 2001. - № 3. - С 26-41.

  3. Коцур Н.І. Психогігієна: Навчальний посібник для вузів/ Н.І. Коцур ; Н. І. Коцур, Л. С. Гармаш.0; Переяслав-Хмельницький: Книги-ХХІ, 2006.

  4. Лукашевич, И.П. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ / И.П. Лукашевич, М.Н. Фишман, Р.И. Мачинская // Физиология человека. - 1998. - Т. 24, № 1. - 16-20.

  5. Нервно-психическое развитие, как показатель состояния здоровья детей раннего возраста / К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Э.Л. Фрухт и др. // Педиатрия. - 1990. - № 1. - 99-100.

  6. Пальчик, А.Б. Клинико-электроэнцефалографическая характеристика опиатного абстинентного синдрома у новорожденных / А.Б. Пальчик, З.Г. Назджанова, И.Н. Волгина и др. // Педиатрия. - 2001. - № 3. - 29-34.

  7. Характеристика физического, нервно-психического и соматического развития детей от больных алкоголизмом родителей / Н.В. Иванова, Г. Мамуров, Н.Б. Куприенко и др. // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 1993. - Т. 93, № 2. - 62-63.

  8. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы  // Журнал неврологии и психиатрии. -

  9. Петрухин А.С. Перинатальная неврология. Педиатрия 1997; 5: 36-38.

  10. Сайт Всемирной организации здравоохранения

Материалы подготовил(а): Ильина Вера Александровна

Скачать

2021-01-10

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение