Мастер-класс на тему Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что с введением новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Материалы подготовил(а): Кузьмина Елена Николаевна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова»
Мастер-класс на тему:
«Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе.
Из опыта работы»
Автор:
Кузьмина Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Бежецк
2022
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.
Я хочу продемонстрировать один из методических приемов технологии развития критического мышления - кластер, который я использую на своих уроках. Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (около 5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
Теперь обведите одно прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть новой информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что с введением новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.
Прием кластеров универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Виды кластеров
Существуют различные виды кластеров:
планета и её спутники
блок-схемы
бумажный кластер
кластер с нумерацией слов для составления рассказа
кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
обратный кластер
грамматический кластер
Последовательность действий при создании кластера проста и логична:
1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;
2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;
3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Блок-схема
Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
Бумажный кластер
Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.
Кластер с нумерацией слов.
Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.
Арт-кластер (кластер с картинками)
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)
Сюжетный арт-кластер
Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.
Обратный кластер
Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии - как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. (Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока)
Обучение школьников приему составления кластеров
Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:
1) коллективное составление кластера вместе с учителем;
2) коллективное составление кластера учащимися;
3) составление кластера в группе;
4) создание кластера в паре;
5) индивидуальная работа школьника на уроке.
Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроках именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.
Достоинства и результаты применения этого метода
В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:
формулировать вопросы;
находить главное в большом объеме учебного материала;
устанавливать причинно-следственные и логические связи;
строить умозаключения;
переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
Применение приёма «кластер»:
Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
Деятельность интересна детям.
Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Кузьмина Елена Николаевна
Мне нравится | 0