Механизм формирования нравственных качеств у дошкольников (хозяйственно-бытовой труд)

Консультация для родителей.
Цель – рекомендации по формированию нравственных качеств у дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда. Определить средства и способы организации хозяйственно-бытового труда детей. Предложить рекомендации по формированию нравственных качеств у детей в процессе хозяйственно-бытового труда.
Материалы подготовил(а): Вулех Татьяна Васильевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Консультация для родителей на тему «Хозяйственно-бытовой труд, как механизм формирования нравственных качеств у дошкольников ».



Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

1- собственной трудовой деятельности детей;

2- ознакомления с трудом взрослых;

3- художественных средств.

Выделим содержание некоторых видов трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

Самообслуживание – это первый вид труда, который осваивает ребенок. Трудовые действия в данном случае направлены на обслуживание самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд – это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

Участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни.

Поскольку хозяйственно-бытовой труд – труд будничный, однообразный, требующий терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля, нужно создавать оптимальные условия для выполнения трудовых действий, поддерживать у детей положительно-эмоциональное отношение к этому виду труда. Самым приемлемым для малышей является совместный труд с взрослыми, поскольку они еще не выделяют труд из других видов деятельности, превращают его в игру. В совместном же труде с взрослыми малыши видят пример рационально организованной работы, легче овладевают трудовыми умениями, ощущают себя настоящими помощниками, начинают понимать значимость своего труда. Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан ребёнок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Особое влияние на формирование у детей трудолюбия оказывает труд взрослых в семье. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от детей при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.

Руководство трудовой деятельностью детей осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей, с опорой на уже сформированные элементы самостоятельности, умения выполнять какие-либо трудовые действия.

Итак, трудовая деятельность ребёнка должна быть разумно организована, в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.









Материалы подготовил(а): Вулех Татьяна Васильевна

Скачать

2021-01-16

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение