Методическая разработка внеклассного занятия ко Дню птиц: «У каждой пташки свои замашки»

🦅🦉🦆Методическая разработка занятия способствует обобщению знаний о жизни птиц, может использоваться воспитателями подготовительных групп, учителями начальных классов во внеурочной деятельности, библиотекарями в работе с детьми. Рекомендуется провести занятие накануне Международного дня птиц, который отмечается 1 апреля.
Материалы подготовил(а): Ларина Алла Геннадьевна.

Библиотека материалов Дум Думыча


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

«Детский сад № 6 «Колобок» г. Вольска Саратовской области»




Методическая разработка

внеклассного занятия ко Дню птиц:


«У каждой пташки свои замашки»



Методическая разработка внеклассного занятия ко Дню птиц: «У каждой пташки свои замашки» - Рисунок 1



Автор: Ларина Алла Геннадьевна




г. Вольск

2020г.

Аннотация

Методическая разработка занятия способствует обобщению знаний о жизни птиц, может использоваться воспитателями подготовительных групп, учителями начальных классов во внеурочной деятельности, библиотекарями в работе с детьми. Рекомендуется провести занятие накануне Международного дня птиц.

Разработка состоит из следующих разделов:

Пояснительная записка

Методические советы по проведению занятия

Ход проведения занятия

Литература

Приложение


Пояснительная записка

Цель: расширить и обобщить знания детей о птицах, их поведении и жизни в природе, о значении в жизни человека.

Задачи

Образовательная Обобщить знания детей о птицах, их поведении в природе, в жизни человека.

Развивающая Развивать познавательный интерес, наблюдательность, активность детей.

Воспитательная Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, формировать эстетическое восприятие природы родного края.

Тип занятия: обобщение.

Форма проведения: познавательно-игровая.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, иллюстративный.

Возраст: 6-9 лет.

Оборудование: рисунки или иллюстрации птиц, карточки с заданиями для конкурсов, плакаты с надписями о пользе птиц, книги и журналы о птицах, книга П. С. Козлова «Записки натуралиста», Красная Книга Саратовской области.

Методические советы по проведению занятия

Вовлекать детей в игровую деятельность, учить мыслить, не торопить с ответом, развивать желание самостоятельно работать с книгой, журналом, оказывать взаимопомощь. Мероприятие можно провести с детьми среднего возраста с использованием QR-кодов.


Подготовка к мероприятию: сбор материала по теме, выпуск буклетов, изготовление карточек с заданиями, плакатов.

  1. Птицы – часть природы, без которых ее красота была бы неполной!

  2. Там, где хорошо птицам, хорошо и другим обитателям природы, а значит, и человеку…

  3. Без птиц невозможно представить планету Земля.

  4. Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!

  5. Без птиц никогда бы не было хорошего урожая.

  6. Птицы преображают природу своими яркими краскам, звучной песней.

Содержание методической разработки

I ВСТУПЛЕНИЕ

Библиотекарь: Утром ранним весенним

Гости прибыли с юга

И от птичьего пенья

Оживилась округа

Сразу столько влюбленных,

Столько свиста и звона,

Что лесок обнаженный

Стал казаться зеленым… («Добрый день» А. Яшин)


1 апреля отмечается Международный день птиц. На Земле существует свыше 10 000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним.

В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они – неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни в народном календаре напрямую связаны с прилётом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днём весеннего равноденствия пекли «жаворонков». В честь появления первых грачей в середине марта  - день Святого Герасима получил название «грачевника». По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики».

Ученые-орнитологи предупреждают: если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа. Поэтому всем, кто неравнодушен к природе, надо помогать птицам, беречь их, заботиться о них. Мы с вами - любители природы, поэтому и собрались на праздник «У каждой пташки свои замашки»

А сначала проверим, насколько хорошо вы знаете птиц, вам нужно закончить стихотворение названием птицы. (Стихи Виталия Сибирцева)

  1. По весне весь наш посёлок

Дружно встретил новосёла.

Всем другим домам на зависть

Свил гнездо на нашем… аист.

  1. Над степями в небе синем

Хищник гордый и красивый.
Красота и мощь не меркнут
И вблизи прекрасен…
беркут.

  1. Прыг, да скок, ну, что за птица,

Все на месте не сидится,
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет…
воробей.

  1. Примостился на забор

Разудалый птичий хор.
Под душевный шум берёз,

Песнь выводит певчий… дрозд.

5. Слышен стук в лесу недаром,
Это голос санитара.
Ствол проверил, все уладил,

Помогает лесу… дятел.
6. В небе чистом, как страниц,
Пролетают плавно птицы.
Над просторами полей
Клин красавцев…
журавлей.

  1. Птичку трудно, я скажу вам,

Не узнать с подобным клювом.
Приглядитесь, клюв не прост,
Им владеет только…
клёст.
8. Все понять я не могу,
Там и тут звучит: Ку-ку.
Лес прошел я до опушки,
Где ж ты спряталась,… кукушка?
9. Стая птиц белее мела
Отдохнуть на пруд присела,
Дивно видеть на воде
Грациозных …
лебедей!
10. Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам…
синица.

11. Сколотили мы скворечник
Птицам, мы должны беречь их.
Ну когда же наконец,
В нем поселится…
скворец.
12. На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев…
снегирей!

13. Нелегко, увы, в грозу,
Поохотиться в лесу,
Для ворчания слова
Не найдет никак…
сова.
14. Под закат багровый солнца
Трелью звонкой песня льется.
А певец среди ветвей —

Голосистый… соловей.
15. Птица в пестром оперенье,

С длинным клювом, загляденье!
Хохолок, взор прикуёт,

На тропе сидит… удод.

16. Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать…
грачей.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Вопрос – ответ. «Угадай птицу»

- Большая птица на высоких ногах, с длиной гибкой шеей, длинным прямым и острым клювом. Оперение белое, только крупные маховые перья крыла и прикрывающие их перья плеча чисто черного цвета, ноги и клюв красные. Самка и самец окрашены одинаково и отличаются только размерами. [7] (Аист. Журнал МУРАВЕЙНИК №7 2006 стр. 24 рассказывает о том, как выводят и ухаживают за птенцами аисты.)

- В небесах его почти не видно, а слышно за версту. А поет чаще в воздухе, усиленно трепеща крылышками. Набирает высоту и снова зависает, щедро рассыпаю по лугам и полям, то переливные трели, то звон неземных колокольчиков, то будто бы шорох рассыпающихся стеклянных бусиков. Его уже совсем не видно, так высоко он забрался, к самым облакам, а песня – вот она, почти не прерывается. [4] (Жаворонок. Журнал МУРАВЕЙНИК №4 2010 стр. 4 рассказывает о голосе маленькой в строгом оперении птички с весны и до осени.)

- Эти птицы устраивают свои гнезда рядом с жильем человека: в сенях, на чердаках, а бывает и в жилом помещении. Свои глиняные полупиалы они лепят при помощи собственной слюны, для прочности вплетают в гнездо арматуру из корешков или тонкой травы. Детскую постель выстилают перьями, шерстью, и бытует мнение, что своих детенышей они связывают конским волосом, чтобы не выпали из гнезда. [3] (Ласточки. Журнал МУРАВЕЙНИК №7 2010 с.4 знакомит с этой замечательной птицей, пользующейся покровительством людей во всех странах мира.)


2. «А знаете ли вы?»

- Сколько лет живет птица?

Трудно ответить на этот вопрос. Можно только посчитать, если птицу окольцевали. Но чем крупнее птица, тем меньше она живет. В зоопарках были случаи, когда птицы жили до 65 лет. В природе птицы живут по-разному. [6] Подробнее об этом можно прочитать в журнале МУРАВЕЙНИК № 11 2009 стр. 3 .


- Сколько едят птицы?

Бытует мнение, что птица ест очень мало, отсюда видимо, и сравнение: «ест, как птичка». Оказывается, каждая птица за 25 минут зимой в одном зоопарке склевала около 100 всевозможных зерен. Зимой потребность в пище у птиц возрастает, как правило, в 2 раза. А летом птицам надо заботиться о своем потомстве.


- Какие существуют приметы и пословицы, связанные с птицам?

Воробьи в пыли купаются к …(дождю)

Синичка с утра начинает пищать …(к холоду)

Ласточки низко летают… (к дождю)


  1. «Рассказы натуралиста»

Много десятилетий своей жизни отдал изучению края натуралист, автор книги "Записки натуралиста" Павел Сергеевич Козлов, оставивший о себе память у многих поколений вольских школьников. В своей книге он рассказывает об открытиях, сделанных во время наблюдений за жизнью птиц. И вот для вас вопросы из книги П. С. Козлова.


- Зачем наблюдать и изучать птиц?

«Птицы помогали и помогают авиации. Авиация же, в свою очередь, помогает нам лучше познать птиц, пути их полета и кочевок, скорость и высоту полета и ряд других моментов их жизни, а вместе с тем – лучше охранять их от неблагоприятных условий и врагов». [2]

- Чем отличаются между собой оседлые, перелетные, кочующие птицы? Назовите представителей этих групп.

«Оседлые круглый год живут примерно в одних и тех же местах. К ним можно отнести голубей-сизяков, домового и полевого воробья, сороку, тетерева, глухаря, филина, местами ворону, галку, частично дятлов, синиц.

Перелетные птицы только в период гнездования оставляют свою родину и отлетают на зимовье, причем всегда летят в определенные места, определенными путями и направлениями. Грачи зимуют на Украине или Северном Кавказе, горлицы – в Северной Африке, ласточки – в Южной Африке и Индии. Многие гуси, утки, лебеди зимуют на побережье Каспия.

У кочующих птиц нет строго определенных мест зимовок и путей или направлений полета. Где есть подходящие корма и необходимые условия для жизни, там и остаются жить и зимовать, если кормов становится мало, то они перекочевывают в другие районы. К кочующим можно отнести соек, снегирей, пуночек, клестов, кедровок, дятлов, синиц». [2]

- Что вынуждает птиц объединяться в стаи и чем это полезно для них?

«Жизнь стаями помогает птицам избегать многих опасностей. В стаях есть старые, опытные птицы. Они помогают остальным ориентироваться в местности, в новой природной обстановке, найти места более безопасны. Благодаря взаимопомощи всегда легче и бороться за свое существование: вовремя обнаружить врага, предупредить его нападение и отогнать от гнезда. У гусей и журавлей есть свои сторожа и разведчики». [2]


4. «Красная книга»

В Красную книгу Саратовской области занесено 337 птиц. Предлагаем вам угадать некоторых из них.

1. Невозможно оставаться спокойным при встрече с этой птицей: пронзительный взгляд большущих глаз, устрашающе оттопыренные «уши» из пучков перьев, острый черный клюв. Вот-вот спрыгнет с дерева, вцепится острыми когтями. Охотится ночью на средних и мелких млекопитающих – от зайцев до мышевидных и насекомоядных. Обитатель лесов, оврагов, иногда болот. ( Филин)

Методическая разработка внеклассного занятия ко Дню птиц: «У каждой пташки свои замашки» - Рисунок 2

2. Исчезающий вид. На голове красное пятно, часть головы и шеи, хвост и верх крыльев черные. Птица серого цвета. Еще снег не растаял, а они уже курлычут в вышине. Очень осторожные птицы. Гнезда их – куча хвороста на земле или утоптанном камыше, а иногда и пучок сухой травы прямо на болотной кочке. ( Журавль серый)

Методическая разработка внеклассного занятия ко Дню птиц: «У каждой пташки свои замашки» - Рисунок 3

3. Крупная большеголовая хищная птица с длинными крыльями. В нашем крае обитает в смешанных лесах с обширными полянами и вырубками и большой численностью змей. Гнезда - на деревьях. В кладке бывает только одно, редко - два яйца. Питается в основном змеями, ящерицами, редко - лягушками. Пуглива и недоверчива. (Змееяд)

Методическая разработка внеклассного занятия ко Дню птиц: «У каждой пташки свои замашки» - Рисунок 4

5. «Птичьи профессии»

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам? Соедините стрелками признаки и названия птиц.

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Ответ: птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).


6. Птицы в литературе.

А вспомните ли сказки с главными героями – птицами?

  1. Мальчишка Нильс совсем малюткой стал

И с птицами какими-то летал.

А вот с какими, догадайтесь сами!

Ведь он летал, конечно же, с …(гусями)

  1. Какую птицу девочка спасла,

И та её на спинке унесла

Подальше от ненужных женихов,

В далёкий край, где множество цветов? (Ласточка)

  1. Колдунья обладала страшной силой.

Элизы братьев мигом превратила

В птиц диких, а сестрица их спасла.

Рубашки из крапивы кому она сплела? (Диким лебедям)

  1. Соломенный Страшила «мудрый»

Шёл с Элли в город Изумрудный.

Птица с ним летела к трону.

Кагги Кар была…(ворона)

  1. Лиса зайчишку прогнала,

Его жилище заняла.

От слез, чтоб заяц не опух.

Лису прогнал с косой…(петух)

  1. Лягушка в дальний путь пустилась

И ртом за прутик ухватилась.

Не отдыхая ни минутки,

Несли на юг лягушку…(утки) 

  1. На птичьем дворе был изгоем ребёнок,

И все его звали лишь «гадкий утёнок».

Потом в камыши он от горя забился…

Подрос и в кого он тогда превратился? (Лебедь)

  1. Раненая уточка в полынье жила.

От лисы она спасалась, как могла.

Мамин-Сибиряк о птице рассказал…

Как он эту уточку ласково назвал? (Серая шейка) 

  1. Галчонок из деревни Простоквашино

Умел «Кто там?» серьёзно спрашивать.

Зовут его как, вспоминай-ка!

А имя простое – галчонок…(Хватайка)


7. Самостоятельная работа

Прочитать из предложенных библиотекарем книг о природе (В. Бианки, Г. Скребицкий, М. Пришвин, К.Паустовский…) и журналов «Свирелька», «Свирель» сведения о птицах. Рассказать о насколько слов о прочитанном всему классу.

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экология – наука, которая учит защищать и охранять природу. Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведется большая работа по охране природы. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Некоторых осталось совсем мало. Их занесли в Красную книгу. Конечно, многие меры охраны могут осуществить только специалисты. А сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь…

Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Предлагаем вам посмотреть и почитать книги о жизни птиц, чтобы больше узнать о тех, кто нуждается в нашей помощи.

Литература

  1. Енбахтова, Л.П. Страницы орнитолога // Педсовет. – 2004. - №11. – С. 12

  2. Козлов, П. С. Записки натуралиста // Саратовское книжное издательство. – 1959. – 215с.

  3. Коренев, П. Ласточка – касаточка // Муравейник. – 2010. - №7. – С.4-7

  4. Кучеренко, С. Небесный вокалист // Муравейник. – 2010. - №2010. – С.4-8

  5. Образцова, Л. Н. Наши пернатые друзья // ШИК. – 2012. – №2. – С.2-3

  6. Руковский, Н. Долго ли живут птицы? // Муравейник. – 2009. - №11. – С.3-6

  7. Руковский, Н. Жизнь белого аиста // Муравейник. – 2006. - №7. – С.24-26


Приложения

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Викторина «ПЕРНАТЫЙ НАРОДЕЦ»

Самый лучший пернатый певец России? (Соловей)

О верности этих птиц слагаются песни? (Лебеди)

Главная птица Австралии? (Страус)

Город в России, носящий имя птицы? (Орел)

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)

Какая птица и почему выводит птенцов зимой? (Клест, много семян шишек, чем питаются птенцы.)

Какие хищные птицы используются человеком для охоты? (Сокол, беркут)

Почему птицы не склёвывают насекомых, имеющих яркую окраску? (Эта окраска предупреждает о ядовитости.)

Чем вылупляющийся птенец пробивает скорлупу яйца? (Специальным твердым наростом на клюве.)

Почему птицы, попав в глубокий колодец, не могут вылетать из него? (Птицы не могут лететь вверх по прямой линии.)

По каким признакам мы узнаем водоплавающую птицу? (По перепонке на лапах.)

От чего чаще всего гибнут птицы в полете? (От столкновения с линиями электропередачи, телевизионными вышками, маяками, самолётами.)

Сколько всего видов птиц на Земле? (8500)

Как переводится «пеликан» с греческого? (Мешок)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла 15см)

Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

Как различить старого и молодого грача по их клювам? (У молодых клюв черный, у старых грязно-белый)

Какая лесная птица резко меняет весной цвет своего оперения? (Белая куропатка)

Материалы подготовил(а): воспитатель Ларина Алла Геннадьевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение