Главная | Конкурсы и олимпиады Подать заявку, скачать задания, внести ответы, скачать награды с подарками |
Правила участия |
Задания онлайн |
Библиотека | Календарь событий |
Контакты |
Скачивание сейчас станет доступно...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Оплата сейчас станет доступна...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Скачивание сейчас начнется...
Не забудьте поделиться материалом в социальных сетях с Вашими коллегами
<
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
- ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL ABC.
2. ГРАФИЧЕСКОЕ ОКНО. 2.1. РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМ ОКНОМ
3. МОДУЛЬ GRAPH. 3.1. КОМАНДЫ МОДУЛЯ GRAPHABC. 3.2 ЦВЕТА
4. РАБОТА С ПЕРОМ. 4.1. СТИЛИ ПЕРА
5. РАБОТА С КИСТЬЮ. 5.1. СТИЛИ КИСТИ
6. РАБОТА С ТЕКСТОМ. 6.1. СТИЛЬ ШРИФТА
7. ПРИМЕРЫ ГОТОВЫХ ПРОГРАММ
8. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Библиотека материалов Дум Думыча
Автор:
Матюшкина Мария Михайловна
учитель информатики
Аннотация
В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение.
Изучение программирования в рамках школьного курса информатики, особенно на начальных этапах, как правило, сопряжено с трудностью восприятия материала учащимися. При преподавании программирования учитель особенно остро сталкивается с необходимостью поиска, разработки и использования соответствующих методических приемов.
Не всегда ученик может решить все проблемы сам. Он может найти решение в учебнике, в справочной и дополнительной литературе, спросить у учителя или у товарища. Данное методическое пособие послужит учащимся как дополнительный источник информации.
Материал, который размещается в работе, даёт конкретные методические рекомендации па развитию логического мышления при изучении темы “Графические возможности языка программирования Pascal ABC”.
Данное методическое пособие адресуется учителям средних школ и студентам педагогических ВУЗов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL ABC.....…5
2. ГРАФИЧЕСКОЕ ОКНО……………………………………………………………6
2.1. Работа с графическим окном………………...………..……….7
3. МОДУЛЬ GRAPH…………………………………………………………………..8
3.1. КОМАНДЫ МОДУЛЯ GRAPHABC………………………………….….8
3.2 ЦВЕТА……………………………………………………………………...10
4. РАБОТА С ПЕРОМ………………………………………………………………..11
4.1. СТИЛИ ПЕРА…………………………………………………………….11
5. РАБОТА С КИСТЬЮ……………………………………………………………...12
5.1. СТИЛИ КИСТИ…………………………………………………………..12
6. РАБОТА С ТЕКСТОМ…………………………………………………………….13
6.1. СТИЛЬ ШРИФТА…………………………………………………………13
7. Примеры готовых программ……………………………………………15
8. Задания для самостоятельного решения………………………...22
Заключение…………………………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………27
ОТВЕТЫ НА Задания для самостоятельного решения…………...28
Введение
Кто учит других, тот обучает сам себя не только потому, что повторением он укрепляет свои знания, но и потому, что получает возможность глубже проникнуть в предмет.
Я.И. Коменский
Все современные языки программирования включают в себя поддержку графики. Поэтому необходимо при изучении темы программирования включать в тему раздел «Графические возможности языка программирования», данный раздел позволяет сделать изучение программирования эмоционально привлекательным, расширить спектр решаемых задач.
Язык Pascal относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю, воспитывает дисциплину структурного программирования. Поэтому изучение языков программирования лучше начинать именно с изучения Pascal ABC.
Часто мы слышим от школьников, что Паскаль - это скучно и неинтересно. Что можно сказать в ответ? Про это отлично сказано в книге С. Немнюгина, Л. Перколаба "Изучаем PASCAL".
"Программирование можно сравнить с огромной страной, полной чудес, сюрпризов, замечательных находок и даже... опасностей! Начинающий пользователь или опытный «геймер» — победитель виртуальных чудовищ не всегда знает, что, овладев даже основами программирования, он может заставить компьютер рисовать картинки, немногим уступающие по красоте шедеврам игровой компьютерной графики, или исполнять мелодию, подмигивая при этом световыми индикаторами своей клавиатуры. Ну а чем не замечательная перспектива — решение сложной программистской задачи, решение, которое смог найти именно ты и никто другой, и вот уже твою программу «скачивают» через Интернет сотни и тысячи пользователей, передавая друг другу имя ее создателя!"
Ну что же, если вы готовы в поисках интересного и неожиданного преодолевать трудности, мо добро пожаловать в путешествие по стране графических возможностей программирования!
1. Общие сведения о языке программирования
Pascal ABC
П аскаль (англ. Pascal) — высокоуровневый язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, широко применяется в промышленном программировании, обучении программированию в высшей школе, является базой для большого числа других языков.
Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.
Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68. Он был опубликован в 1970 году Виртом как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.
Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию. Результат этой работы — язык Модула-2.
Система имеет явные достоинства:
Простой синтаксис языка
Небольшое число базовых понятий
Программы на Паскале достаточно легко читаемы
Достаточно низкие аппаратные и системные требования, как самого компилятора, так и программ, написанных на Паскале
Универсальность языка. Язык Паскаль применим для решения практически всех задач программирования
Поддержка структурного программирования, программирования "сверху-вниз", а также объектно-ориентированного программирования.
2. Графическое окно
При работе в графическом режиме изображение на экране строится из точек – пикселей. Каждый пиксель (точка) характеризуется координатами и цветом.
Количество точек, с помощью которых на экране монитора можно построить изображение, называется его разрешающей способностью (разрешением).
Разрешение монитора может задаваться выражением Х и Y, где X – количество пикселей на экране по горизонтали, а Y – по вертикали.
Например, известны следующие разрешения мониторов:
320 х 200; 640 х 480; 800 х 600; 1024 х 768; 1280 х 1024 и т. д.
Даже при самом маленьком разрешении монитора изображение в графическом режиме формируется с помощью 64 000 (320 200) графических элементов. Из такого количества «строительных кирпичиков» можно построить довольно сложную картинку.
В среде программирования Pascal ABC изображения можно формировать из простых геометрических фигур (графических примитивов), например, точек, отрезков, прямоугольников, окружностей, эллипсов. Положение и размеры геометрического объекта задаются координатами его точек. Поскольку минимальным элементам изображения является пиксель, в качестве координат используют порядковый номер пикселей по горизонтали и вертикали.
Рисование осуществляется в графическом окне. Началом отсчёта является левый верхний угол экрана. Значения координаты Х отсчитывается слева направо, а значения координаты У – сверху вниз.
Координаты пикселя принимают только целочисленные значения.
Координаты пикселя принимают значения, ограниченные нулём и размерами графического окна.
Возможность рисовать одновременно в нескольких окнах отсутствуют.
По умолчанию окно занимает весь экран монитора.
2.1. Работа с графическим окном
Модуль Graph содержит множество различных процедур и функции, предназначенных для работы с графическим окном: устанавливает заголовки графического окна, закрашивает окно в различные цвета. Основные команды, применяемые к графическому окну, представлены в таблце.
Команда |
Назначение
|
SetWindowLeft (l: integer) |
Устанавливает отступ графического окна от левого края экрана в пикселях |
SetWindowTop (t: integer) |
Устанавливает отступ графического окна от верхнего края экрана в пикселях |
SetWindowCaption (s: string) |
Устанавливает заголовок графического окна |
SetWindowTitle (s: string) |
Устанавливает заголовок графического окна |
SetWindowSize (w, h: integer) |
Устанавливает размеры клиентской части графического окна в пикселях |
SetWindowPos (l, t: integer) |
Устанавливает отступ графического окна от левого верхнего края экрана в пикселях |
ClearWindow |
Очищает графическое окно белым цветом |
ClearWindow (c: Color) |
Очищает графическое окно цветом color |
Пример 1.
3. Модуль Graph
Р исование различных геометрических фигур осуществляется с помощью специальных стандартных команд (процедур), которые хранятся в библиотечном модуле GraphABC. Библиотека (модуль) Graph содержит константы, процедуры и функции для управления графическим режимом работы монитора.
Эту библиотеку подключают в разделе описаний с помощью зарезервированного слова Uses.
Program dom;
Uses GraphAbc; {подключение модуля GraphAbc}
Begin
…
Команды модуля GraphABC
В модуле GraphABC определен ряд команд для рисования в графическом окне различных фигур от простой точки до замкнутых фигур.
Команда
|
Назначение |
SetPixel(х, у, color: integer); |
Закрашивает один пиксель с координатами (х, у) цветом color. |
MoveTo(х, у: integer); |
Передвигает невидимое перо к точке с координатами (х, у); работает в паре с LineTo (х, у). |
LineTo(х, у: integer); |
Рисует отрезок от текущего положения пера до точки (х, у); координаты пера при этом также становятся равными (х, у). |
Line(xl, yl, х2, у2: integer); |
Рисует отрезок с началом в точке (x1, у1) и концом в точке (х2, у2). |
Circle(х, у, r: integer); |
Рисует окружность с центром в точке (х, у) и радиусом r. |
Ellipse(xl, yl, x2, у2: integer); |
Рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами противоположных вершин (xl, yl) и (х2, у2). |
Rectangle (xl, yl, х2, у2 : integer); |
Рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (xl, yl) и (х2, у2). |
TextOut(x,у: integer; s: string); |
Выводит строку s в позицию (х, у) (точка (х, у) задает верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст из строки s). |
FloodFill(x,y,color: integer); |
Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (х, у). |
FillRect (xl, yl, x2, y2 : integer); |
Заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (xl, yl) и (х2, у2), цветом текущей кисти. |
Пример 2.
R ectangle (x1, y1, x2, y2); - рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1, y1) и (x2, y2).
3.2 Цвета
По умолчанию все объекты создаются чётным цветом. Для создания цветных рисунков можно использовать различные цвета, которые задаются символическими константами:
clBlack – черный
clPurple – фиолетовый
clWhite – белый
clMaroon – темно-красный
clRed – красный
clNavy – темно-синий
clGreen – зеленый
clBrown – коричневый
clBlue – синий
clSkyBlue – голубой
clYellow – желтый
clCream – кремовый
clAqua – бирюзовый
clOlive – оливковый
clFuchsia – сиреневый
clTeal – сине-зеленый
clGray – темно-серый
clLime – ярко-зеленый
clMoneyGreen – цвет зеленых денег
clLtGray – светло-серый
clDkGray – темно-темно - серый
clMedGray – серый
clSilver – серебряный
Цвет также можно задать с помощью палитры RGB. Для этого вместо color пишется rgb (r, g, b): где r, g, b - числа от 0 до 255 (r - красный, g – зелёный, b - синий). Например: сиреневый цвет (200, 162, 200);
индиго (75, 0, 130);
оранжевый (255, 175, 0);
травяной (93, 161, 48);
вишнёвый (145, 30, 66);
Установка цвета действует на те объекты, которые выводятся после ее вызова, но не меняет цвет линий и символов, выведенных на экран ранее.
4. Работа с пером
Перо используется для рисования фигур, в которых замкнутая область не заливается, а является прозрачной. Для контура этих фигур, можно устанавливать цвет, ширину и стиль, используя следующие команды:
Команда |
Назначение |
SetPenColor (с: Color) |
Устанавливает цвет текущего пера |
SetPenWidth (Width: integer) |
Устанавливает ширину текущего пера |
SetPenStyle (style: DashStyle) |
Устанавливает стиль текущего пера |
4.1. Стили пера
Pascal ABC позволяет вычерчивать линии самого различного стиля, используя следующие константы:
Константа |
Тип пера |
psSolid |
Сплошное (по умолчанию) |
psDash |
Штриховое |
psDot |
Пунктирное |
psDashDot |
Штрихпунктирное |
psDashDotDot |
Альтернативное штрих - пунктирное |
psClear |
Прозрачное |
Пример 3.
5. Работа с кистью
В отличие от пера, при рисовании объектов кистью, заливка распространяется и на замкнутую область. Для кисти можно установить цвет контура и заливки внуренней области (контур и заливка будут одного цвета), а также можно установить стиль контура фигуры, используя команды, представленные в таблице:
Команда |
Назначение |
SetBrushColor (с: Color) |
Устанавливает цвет текущей кисти |
SetBrushStyle (bs: BrushStyleType) |
Устанавливает стиль текущей кисти |
5.1. Стили кисти
Заливка замкнутых областей может быть как залита одном цветом, так и заштрихована различными способами.
Константа |
Стиль кисти |
bsSolid |
Сплошная (по умолчанию) |
bsClear |
Прозрачная |
bsHorizontal |
Горизонтальные линии |
bsVertical |
Вертикальные линии |
bsBDiagonal |
Диагональные линии |
bsFDiagonal |
Диагональные линии |
bsCross |
Перекрёстные вертикальные и горизонтальные линии |
bsDiagCross |
Перекрёстные вертикальные и горизонтальные линии по диагонали |
П ример 4.
6. работа с текстом
При работе с изображениями в среде Pascal AВC удобно все данные вводить и выводить в графическом окне. В графическом режиме стандартные процедуры вывода Write и Writeln не работают. Совмещать работу с текстом и графикой в одном окне можно, используя команду:
TextOut (х, у: integer; s: string); |
Выводит строку s в позицию (х, у) (точка (х, у) и задаёт верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст) |
Работая с текстом, можно использовать следующие команды:
Команда
|
Назначение |
SetFontSize (size: integer) |
Устанавливает размер текущего шрифта в пикселях
|
SetFontColor (с: Color) |
Устанавливает цвет текущего шрифта
|
SetFontStyle (fs: integer) |
Устанавливает стиль текущего шрифта |
6.1. Стиль шрифта
Как и при работе в текстовом
редакторе, в Pascal
ABC
также возможно изменять стиль шрифта,
используя следующие константы:
Константа
|
Стиль шрифта |
fsNormal |
обычный |
fsBold |
жирный |
fsItalic |
наклонный |
fsBoldItalic |
жирный наклонный |
fsUnderline |
подчеркнутый |
fsBoldUnderline |
жирный подчеркнутый |
fsItalicUnderline |
наклонный подчеркнутый |
fsBoldItalicUnderline |
жирный наклонный подчеркнутый |
Пример 5.
7. Примеры готовых программ
П ример 6. Написать программу, которая выведет на экран монитора отрезок красного цвета, соединяющий две точки с координатами (150,400) и (300,100).
Program Linii;
Uses GraphAbc; // подключение модуля GraphAbc
Begin
SetWindowSize(500,500); // установка размеров графического окна
SetPenColor(clRed); // установка цвета пера (красный)
Line(150,400,300,100); // рисует линию
End.
Пример 7. Написать программу, которая нарисует прямоугольник и окружность, закрасит и подпишет их.
Program okrugh;
Uses GraphAbc; // подключение модуля GraphAbc
Begin
SetWindowSize (500,300); // установка размера окна (500, 300)
SetPenWidth(5); //установка толщины пера
SetPenColor (clFuchsia); //установка синего цвета пера
SetBrushColor(clSkyBlue); //установка цвета кисти для заливки
Rectangle(20,20,200,100); // рисует прямоугольник
SetBrushColor(clGreen); //установка цвета кисти для заливки
Circle(280,60,40); //рисует круг
SetFontColor(clRed); //цвет шрифта
SetFontSize(10); //размер текста в пикселях
SetBrushColor(clWhite); //установка цвета кисти для заливки текста
TextOut(30,120,'Прямоугольник'); //выводит слово «прямоугольник»
TextOut(280,120,'Круг'); // выводит слово «круг»
E nd.
Пример 8. Составить программу, которая нарисует отрезок, прямоугольник, треугольник, окружность и выводит надпись «Геометрические фигуры».
Program L;
uses GraphAbc;
Begin
SetWindowsize(640,480); {устанавливает размеры графического окна в пикселях}
ClearWindow(clYellow); {устанавливает желтый цвет фона}
SetPenColor(clBlue);{устанавливает синий цвет пера}
SetPenWidth(10); {устанавливает ширину пера}
Line(250,250,300,100); {рисует линию}
Line (100,270,200,350); {рисует треугольник}
Line (200,350,300,270);
Line (300,270,100,270);
FloodFill(175,300,clgreen); {Закрашивает треугольник}
Setpencolor(clGreen); {устанавливает зеленый цвет пера}
SetPenWidth(5); {устанавливает ширину пера}
Rectangle(30,30,230,130);{рисует прямоугольник}
FloodFill(50,100,clSilver);
Setpencolor (clNavy); {устанавливает красный цвет пера}
Circle(460,260,70); {рисует окружность};
FloodFill(460,260,clSkyBlue);
SetFontStyle(fsbold); {устанавливает стиль шрифта}
SetFontSize(18); {устанавливает размер шрифта}
SetFontColor(clFuchsia); {устанавливает оливковый цвет шрифта}
TextOut(300,30,'Геометрические фигуры'); {делает надпись}
End.
Пример 9. Составить программу, которая нарисует скворечник.
Program skvorech;
Uses GraphAbc; // подключение модуля GraphAbc
Begin
SetWindowSize (500,300); // установка размеров графического окна
SetPenWidth(2); //установка толщины пера
SetPenColor (clFuchsia ) ; //установка сиреневого цвета пера
SetBrushColor(clBrown ); //установка цвета кисти для заливки
Rectangle(20,120,200,200);
SetBrushColor(clYellow);
Circle(110,160,10);
Line(20,120,110,50); // рисует линию
Line(110,50,200,120);
FloodFill(45,115,clGreen); // заливка крыши
E nd.
Пример 10. Написать программу, которая нарисует гусеницу.
program Gusinica;
uses GraphABC; // подключение модуля GraphAbc
begin
SetWindowWidth(800); // установка ширины графического окна
SetWindowHeight(460); // установка высоты графического окна
SetBrushColor(clGreen); //установка цвета кисти для заливки
circle(0,200,30); //рисует окружность
SetBrushColor(clMoneyGreen);
circle(50,200,30);
SetBrushColor(clGreen);
circle(110,200,30);
SetBrushColor(clMoneyGreen);
circle(170,200,30);
SetBrushColor(clGreen);
circle(230,200,30);
SetBrushColor(clMoneyGreen);
circle(290,200,30);
SetBrushColor(clGreen); //установка цвета кисти для заливки
circle(350,200,30);
//голова
SetBrushColor(clMoneyGreen);
circle(419,190,40);
//глазки
S etBrushColor(clblue);
circle(410,170,4);
circle(430,170,4);
//носик
SetBrushColor(clblack);
SetPenWidth(3); //установка толщины пера
circle(418,190,5);
//ротик
SetBrushColor(clRed);
circle(415,210,4);
circle(420,215,4);
circle(425,210,4);
SetBrushColor(clblack);
//ушки
Line(400,115,410,152);
Line(440,115,430,152);
circle(400,110,6);
circle(440,110,6);
end.
Пример 11. Написать программу, которая нарисует следующий рисунок.
Program tank;
Uses GraphAbc; // подключение модуля GraphAbc
Begin
SetWindowSize (500,300); // установка размеров графического окна
SetPenWidth(5); //установка толщины пера
SetPenColor (clblack) ; // установка цвета пера (чёрный)
Rectangle(200,0,300,50);
Rectangle(150,50,350,100);
Rectangle(50,100,450,200);
SetBrushColor(cllime); //установка цвета кисти для заливки
SetPenWidth(2); //установка толщины пера
SetPenColor (clblack) ; // установка цвета пера (чёрный)
Circle(100,150,48);
Circle(250,150,48);
Circle(400,150,48);
End.
Пример 12. Написать программу, которая нарисует котика.
P rogram kotik;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize (700,500);
SetPenWidth(3);
SetPenColor (clblack) ;
Circle(80,350,30);
Circle(200,300,100);
Circle(200,300,60);
Circle(200,145,58);
Circle(200,180,10);
Circle(175,130,15);
Circle(225,130,15);
Circle(175,130,7);
Circle(225,130,7);
line(210,180,300,160);
line(210,180,300,180);
line(210,180,300,200);
line(190,180,100,160);
line(190,180,100,180);
line(190,180,100,200);
line(155,70,140,110);
line(140,110,175,110); line(220,110,255,110);
line(175,110,155,70); line(255,110,235,70);
line(235,70,220,110); End.
Пример 13. Написать программу, которая нарисует фигурку.
P rogram Figurka;
uses GraphABC;
begin
SetWindowSize(500,500); //задаём размер графического окна SetPenWidth(3); //устанавливаем стиль пера
SetBrushColor(clFuchsia); //устанавливаем цвет кисти
Circle(225,160,50); //рисуем окружность
Line(225,160,225,180); //рисуем линии
Line(210,190,240,190); Line(225,210,225,250);
Line(100,100,200,260);
Line(200,260,400,260); Line(210,350,200,480);
Line(240,350,250,480);
Rectangle(200,230,250,350); //рисуем прямоугольник
SetBrushColor(clLime);
FillRect(0,480,500,500); //рисуем закрашенный прямоугольник
SetBrushColor(clWhite);
Circle(205,150,10);
Circle(245,150,10);
end.
Пример 13. Составить программу, которая нарисует дом.
Program Domik;
uses graphABC; //подключение модуля graphABC
begin
SetWindowWidth(800); //ширина окна программы
SetWindowHeight(600); //высота окна программы
SetFontStyle(fsBold); //жирный стиль шрифта
SetFontSize(18); //размер шрифта
SetFontColor(clRed); //цвет шрифта
TextOut(100,100,'Домик'); //текст
Rectangle(200,300,600,600); //дом
Circle(400,225,40); //круг
SetBrushColor(clAqua); //цвет заливки окна
FillRect(300,400,500,500); //процедура заливки окна
Rectangle(300,400,500,500); //окно
Line(400,400,400,500); //окно
Line(300,450,500,450); //окно
Line(200,300,400,150); //крыша
Line(400,150,600,300); //крыша
Line(480,210,480,160); //труба
Line(480,160,520,160); //труба
Line(520,160,520,240); //труба
end.
Пример 14. Составить программу для рисования следующей картинки.
P rogram mordochka;
uses GraphAbc;
begin
SetPenWidth (2);
circle (300,200,90);
SetBrushColor (clBlack);
circle (300,200,25);
circle (250,160,10);
circle (350,160,10);
circle (300,50,15);
line (280,250,320,250);
line (300,60,220,155);
line (300,60,375,150);
end.
8 . Задания для самостоятельного решения
Задание 1. Написать программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 2. Написать программу, которая нарисует ракету.
Задание 3. Написать программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 4. Составить программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 5. Составить программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 6. Составить программу, которая нарисует дискету.
Задание 7. Составить программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 8. Написать программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 9. Составить программу, которая нарисует следующий рисунок.
Задание 10. Составить программу для рисования улитки.
Задание 11. Составить программу для рисования следующей картинки.
Задание 12. Составить программу для рисования снеговика.
Заключение
Таким образом, модуль Graph содержит обширный набор процедур и функций, позволяющий управлять графическим режимом работы экрана: создавать разнообразные графические изображения и выводить на экран текстовые надписи.
Язык Pascal поможет начать изучать программирование. Приложение Pascal ABC будет удобно в использовании школьникам и студентам младших курсов при обучении. Приложение Pascal ABC позволяет плавно перейти от использования простейших программ к событийному, компонентному и объектно-ориентированному программированию. Большое количество принципов в приложении специально упрощены для возможности легко изучить язык, не имея базовых знаний, и помогут использовать те же возможности, что и в полном изложении, но с меньшими усилиями.
Особенностями языка Pascal, является строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Язык Pascal относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю, воспитывает дисциплину структурного программирования. Начинающему программисту целесообразно начать изучение языка среды именно с этого пакета. На сегодняшний день Pascal практически повсеместно применяется как учебный язык программирования.
После изучения этого языка программирования намного легче перейти к изучению других более серьёзных и сложных языков программирования, таких как Borland C++, , .
Мои ученики понимают, что изучая информатику, можно развить свои способности, а это им позволит быть более успешным в профессии, в продолжение образования и во взрослой жизни.
Я стараюсь работать так, чтобы ребятам было комфортно у меня учиться. И данное методическое пособие поможет сделать процесс обучения данной темы более успешным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белкин, А.Р., Шумов, С.И. Анализ и оценка традиционных и нетрадиционных механизмов получения и обобщения новых знаний. Региональная программа / А.Р. Белкин, С.И. Шумов // Информатика и образование. – 1994. – № 6.
Бурцева, Г. А. Графика в обучении программированию / Г.А. Бурцева // Информатика и образование. – 2002. – № 6.
Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учебник / М.П. Лапчик. – М.: Академия, 2003. – 624 с.
Окулов, С.М. Основы программирования: 3-е изд. / С.М. Окулов – M.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 310 с.
Программирование на языке Паскаль. Задачник / под ред. О.Ф. Усковой. – Спб.: "Питер". – 2002. – 334с.
Симонович, С. Специальная информатика: универсальный курс / С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс, 2000. – 480 с.
Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика / А.Ю. Уваров. – М.: УРАО, 1999. – 220 с.
Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для образовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 394 с.
Забаровский Г.А., Пупцев А.Е. Учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с рус. яз. обучения. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 159 с.
Забаровский Г.А., Пупцев А.Е. Учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с рус. яз. обучения. – Минск: Нар. асвета, 2010. – 150 с.
Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителей. – Минск: Сэр – Вит, 2008. – 350 с.
Славников В.В. Графика в ABC Паскале. 7 класс: электронное пособие.– Чаусы.
Пыников О.Г. Графика в ABC Паскале. Электронное пособие. – Чаусы.
Ерёмин О.Ф. Методическое пособие по программированию на языке Pascal ABC. – Моздок, 2009. – 49 с.
Овчинникова Л.Г. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэф, 2012. – 126 с.
ОТВЕТЫ НА Задания для самостоятельного решения
Задание 1.
Program
Seventh;
uses
GraphABC;
Begin
Line
(200,200,400,200);
LineTO (300,140);
lineTO
(200,200);
FloodFill (300,170,clblue);
Line
(200,200,400,200);
LineTo (300,260);
LineTo
(200,200);
FloodFill (300,230,cllime);
circle
(160,200,40);
FloodFill (160,200,clred);
circle
(440,200,40);
FloodFill (440,200,clyellow);
End.
Задание 2.
Program raketa;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize (700,500);
SetPenWidth(3);
SetPenColor (clblack) ;
line (10,10,10,250);
line (10,10,150,100);
line (10,250,150,200);
line (150,100,500,100);
line (150,200,500,200);
line (500,200,600,150);
line (500,100,600,150);
SetBrushColor(clBlue);
SetPenWidth(2);
SetPenColor (clblack) ;
Circle(200,150,30);
Circle(300,150,30);
Circle(400,150,30);
SetPenWidth(5);
SetPenColor (clRed) ;
line (10,150,120,150);
End.
Задание 3.
Program devochka;
uses GraphAbc;
begin
ClearWindow(clTeal) ;
SetPenWidth(3);
SetPenColor (clblack) ;
circle (300, 200, 100);
FloodFill(300,200,clTeal);
SetPenColor (clblue) ;
circle (270, 180, 15);
circle (330, 180, 15);
FloodFill(270,180,clTeal);
FloodFill(330,180,clTeal);
SetPenColor (clblack) ;
circle (300, 200, 10);
FloodFill(300,200,clTeal);
SetPenColor (clred) ;
circle (300, 250, 20);
FloodFill(300,250,clTeal);
SetPenColor (clblack) ;
SetBrushStyle (bsClear) ;
circle (170, 200, 30);
circle (170, 200, 15);
circle (195, 170, 20);
circle (210, 140, 20);
circle (225, 120, 20);
circle (250, 105, 20);
circle (280, 90, 20);
circle (310, 90, 20);
circle (340, 95, 20);
circle (370, 110, 20);
circle (390, 140, 20);
circle (400, 170, 20);
circle (430, 195, 30);
circle (430, 195, 15);
end.
Задание 4.
Program shashki;
uses GraphAbc;
begin
SetPenWidth(2);
SetPenColor (clblack) ;
rectangle (30, 30, 90, 90);
rectangle (90, 30, 150, 90);
rectangle (150, 30, 210, 90);
rectangle (30, 90, 90, 150);
rectangle (90, 90, 150, 150);
rectangle (150, 90, 210, 150);
rectangle (30, 150, 90, 210);
rectangle (90, 150, 150, 210);
rectangle (150, 150, 210, 210);
SetPenColor (clred) ;
circle (120,60,25);
circle (120,180,25);
SetPenColor (clgreen) ;
line (170,40,190,70);
line (170,70,190,40);
line (110,100,130,130);
line (110,130,130,100);
end.
Задание 5.
Program domik;
uses GraphAbc;
begin
SetPenWidth(2);
SetPenColor (clgreen) ;
line (80,320,80,480);
line (80,480,320,480);
line (320,480,320,320);
line (320,320,280,240);
line (280,240,240,320);
line (240,480,240,200);
line (240,200,200,120);
line (200,120,160,200);
line (160,200,160,480);
line (80,320,120,240);
line (120,240,160,320);
line (225,168,225,85);
SetPenColor (clred) ;
SetBrushColor (clred) ;
rectangle (225, 85, 250, 110);
SetPenWidth(4);
SetPenColor (clblue) ;
SetBrushColor (clbrown) ;
rectangle (90, 330, 150, 390);
rectangle (250, 330, 310, 390);
SetPenColor (clbrown) ;
SetBrushColor (clyellow) ;
circle (200,200,20);
SetPenColor (clred) ;
SetBrushColor (clyellow) ;
circle (400,100,40);
line (400,10,400,55);
line (450,35,420,65);
line (480,70,440,85);
line (495,120,440,120);
line (490,170,420,140);
line (390,190,390,145);
line (340,160,370,125);
line (305,110,355,110);
line (300,40,360,80);
SetPenWidth(6);
SetPenColor (clbrown) ;
line (440,480,440,320);
line (440,420,480,320);
line (440,380,400,280);
line (473,340,490,340);
line (420,330,380,330);
line (410,300,420,260);
end.
Задание 6.
Program disketa;
uses GraphAbc;
begin
SetBrushColor (clblack);
rectangle (30, 30, 400, 400);
SetBrushColor (clwhite);
rectangle (90, 30, 340, 120);
SetBrushColor (clgray);
rectangle (50, 170, 380, 340);
SetBrushColor (clblack);
rectangle (270, 40, 300, 105);
SetBrushColor (clwhite);
circle (60,360,10);
end.
Задание 7.
Program chelovek;
uses GraphAbc;
begin
SetPenColor (clblack);
SetPenwidth (2);
SetBrushColor (cllime);
circle (250,60,40);
line (150,100,350, 100 );
line (150,100,190, 250 );
line (350,100,310, 250 );
line (190,250,310, 250 );
FloodFill (170,120,clRed);
line (155,120,100, 200 );
line (345,120,390, 200 );
SetBrushColor (clblue);
rectangle (220,250,230,350);
rectangle (275,250,285,350);
end.
Задание 8.
Program dveri;
uses GraphAbc;
begin
SetBrushColor (clFuchsia);
rectangle (80,80,280,400);
SetBrushColor (clwhite);
rectangle (100,100,260,380);
SetPenColor (clwhite);
line (80,80,100,100);
line (280,400,260,380);
line (280,80,260,100);
line (80,400,100,380);
SetBrushColor (clblue);
rectangle (120,110,240,155);
SetFontColor(clwhite) ;
TextOut (150, 120, 'Ìàòåìàòèêà');
SetBrushColor (clyellow);
SetPenColor (clblack);
circle (230,240,10);
line (230,260,220,270);
line (230,260,240,270);
line (220,270,240,270);
FloodFill (230,265,clblack);
end.
Задание 9.
Program chasu;
uses GraphAbc;
begin
SetPenColor (clred) ;
line (160,80,320,80);
line (320,80,400,240);
line (400,240,320,400);
line (320,400,160,400);
line (160,400,80,240);
line (80,240,160,80);
FloodFill(300,200,clyellow);
SetPenWidth(2);
SetPenColor (clBlack) ;
circle (240,240,110);
SetBrushColor(clBlack) ;
circle (240,240,5);
line (240,240,320,240);
line (240,240,200,280);
line (320,240,310,230);
line (320,240,310,250);
line (200,280,198,270);
line (200,280,210,285);
SetPenWidth(1);
SetPenColor (clBlue) ;
SetBrushColor(clBlue) ;
rectangle(180,90,210,100);
rectangle(270,90,300,100);
rectangle(365,235,390,245);
rectangle(90,230,115,240);
rectangle(180,380,210,390);
rectangle(270,380,300,390);
SetBrushColor(clwhite) ;
SetFontStyle(fsBold);
TextOut (230,150,'12');
TextOut (235,320,'6');
end.
Задание 10.
Program ylitka;
uses GraphAbc;
begin
circle (300,200,100);
circle (300,200,60);
circle (300,200,20);
line (300,300,400,300);
line (400,300,500,200);
line (500,200,385,250);
circle (500,180,25);
circle (490,170,3);
circle (510,170,3);
line (490,190,510,190);
line (500,155,470,130);
line (500,155,530,130);
FloodFill(400,280,clCream);
FloodFill(500,180,clCream);
FloodFill(490,170,clBlack);
FloodFill(510,170,clBlack);
FloodFill(300,110,clCream);
FloodFill(300,250,clYellow);
FloodFill(300,200,clBrown);
end.
Задание 11.
Program les;
uses GraphAbc;
begin
SetPenColor (clGreen);
line(250,100,300,50);
line(300,50,350,100);
line(350,100,250,100);
line(300,100,220,200);
line(220,200,380,200);
line(380,200,300,100);
line(300,200,200,300);
line(200,300,400,300);
line(400,300,300,200);
FloodFill(300,80,clGreen);
FloodFill(300,150,clGreen);
FloodFill(300,250,clGreen);
rectangle(290,300,310,330);
FloodFill(300,310,clGray);
SetPenColor (clBrown);
line(0,300,0,400);
line(0,400,600,400);
line(600,400,600,380);
line(600,380,400,330);
line(400,330,200,330);
line(200,330,100,350);
line(100,350,0,300);
FloodFill(300,350,clBrown);
circle (500,100,30);
FloodFill(500,100,clYellow);
end.
Задание 12.
Program snegovik;
uses GraphAbc;
begin
ClearWindow (clBlue);
SetPenWidth (2);
circle (300,250,50);
circle (300,165,35);
circle (300,105,25);
circle (300,150,3);
circle (300,170,3);
circle (300,230,3);
circle (300,250,3);
circle (300,270,3);
circle (253,150,15);
circle (347,150,15);
circle (290,95,5);
circle (310,95,5);
line (300,100,300,110);
line (300,110,350,110);
line (350,110,300,100);
FloodFill (310,105, clCream);
line (280,30,270,80);
line (270,80,330,80);
line (330,80,320,30);
line (320,30,280,30);
FloodFill (300,55, clBrown);
SetPenWidth (3);
line (360,300,360,40);
line (360,100,340,60);
line (360,100,400,60);
end.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Матюшкина Мария Михайловна
Скачать
Мне нравится | 0
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.
Отправить нам сообщение
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2025, Все права защищены
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
У нас нет выходных!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2025, Все права защищены