МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ

Методические рекомендации по использованию мультимедийных технологий на различных этапах уроков математики
Основной задачей учителя на первой ступени общего среднего образования является не только научить учащихся читать, писать, считать, решать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Библиотека материалов Дум Думыча

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ


Методические рекомендации по использованию мультимедийных технологий на различных этапах уроков математики



Основной задачей учителя на первой ступени общего среднего образования является не только научить учащихся читать, писать, считать, решать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя . Для реализации этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя 1—4 классов мультимедийных технологий, о целесообразности их использования в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую — одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности — значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Основной формой организации обучения в школе является урок. Урок математики должен удовлетворять некоторым специфический требованиям, которые вытекают из особенностей предмета изучения — математики.

В 1—4 классах урок математики имеет, как правило, следующую структуру:

  1. организационный момент;

  2. проверка домашнего задания;

  3. устный счёт;

  4. работа над новым материалом;

  5. закрепление изученного на предыдущих уроках;

  6. самостоятельная работа по новой теме;

  7. итоги урока.

На уроке математики чаще всего используются следующие методы: общие и специальные; репродуктивные и продуктивные; эмпирические; сравнение и аналогия; обобщение, абстрагирование, конкретизация; индукция и дедукция.

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Презентация — мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Основными целями использования мультимедийных технологий в учебном процессе являются:

  • повышение мотивации обучения;

  • повышение эффективности процесса обучения, способствующего активизации познавательной сферы обучающихся;

  • совершенствование методики проведения уроков;

  • своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания;

  • планирование своей работы.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Приведём фрагменты уроков с использование мультимедийных презентаций.

1. Устный счет.

Необходимо отметить, что устный счёт, способствуя развитию и формированию прочных вычислительных умений и навыков, одновременно играет немаловажную роль в повышении познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и личностных качеств ребёнка. Используя различные виды и формы устных упражнений, учитель помогает детям активно оперировать с учебным материалом, побуждает в них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменять менее рациональные способы более совершенными. А это, безусловно, важнейшее условие сознательного усвоения учебного материала.

Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:

1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

3) формирование умения решать задачи;

4) расширение представления о геометрических фигурах;

5) знакомство с логическими задачами.

Устные вычисления, являясь определённым этапом урока, имеют определённые задачи:

  • воспроизводство и корректировка определённых знаний и умений учащихся, необходимых для самостоятельной работы на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

  • педагогический контроль состояния знаний учащихся;

  • психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;

  • формирование интереса к предмету.


1 класс

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель: закрепить знания таблицы сложения, теоретические знания об арифметических действиях, их свойствах; о равенствах и неравенствах.

Задачи:

  • повторение нумерации чисел в пределах 10;

  • закрепление приёмов устных вычислений;

  • развитие логического мышления.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 1

Учитель. Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой Буратино. Он просит у нас помощи. Ему нужно решить примеры и выбрать только те примеры, у которых ответ равен 6. Мы поможем ему?

Ученики. Да.

(Ученики решают примеры и выбирают все примеры с ответом 6.)


У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 2
читель. Ребята, вам понравилось помогать Буратино.

Ученики. Да

Учитель. Тогда давайте ещё поможем ему. Нужно указать верные неравенства. Как мы это будем делать?

Ученики. Нужно сравнить числа и расставить правильно знаки неравенства. Тогда мы узнаем, какие неравенства верные. (Ученики сравнивают предложенные им числа, а затем вместе с учителем проверяют).

2 класс

Тема: Двухзначные числа и действия над ними.

Цель: повторить состав двузначных чисел, закрепить знания геометрического материала.

Задачи:

  • повторение нумерации чисел в пределах 100;

  • закрепление приёмов устных вычислений в пределах 100;

  • закрепление умения распознавать геометрический материал;

  • развитие логического мышления.

У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 3
читель. Ребята восстановите цепочку, решив примеры, и назовите число, которое у вас получится в конце. (Ученики решают примеры устно).

Ученики. Последнее число равно 3.




У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 4
читель. Назови числа, какие спрятаны.






3 класс

Тема: Сложение и вычитание в пределах 100.

Цель: закрепить теоретические знания об арифметических действиях, их свойствах; отработать устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Задачи:

  • повторение нумерации чисел в пределах 100;

  • закрепление приёмов устных вычислений;

  • развитие логического мышления


Учитель. Решите примеры. Назови компоненты при сложении и вычитании.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 5

(Ученики решают примеры устно и называют при вычислении компоненты)


4 класс

Тема: Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

Цель: закрепить устные приёмы вычислений.

Задачи:

  • повторение нумерации чисел в пределах 100;

  • закрепление приёмов устных вычислений;

  • развитие логического мышления.

Учитель. Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой Микки Маус. Он просит у нас помощи. Ему нужно решить примеры и выбрать только те примеры, у которых ответ равен 6. Мы поможем ему? Вычислите и узнаете, какие мячи забросил Микки Маус.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 6

У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 7
читель. Посмотрите, как заполняется гроздь винограда числами. Выполните следующее задание по образцу


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 8


2. Объяснение нового материала.

При изучении нового материала деятельность учащихся организуется так, чтобы они самостоятельно “открывали” новые для них знания. Содержание учебного материала даётся как система задач для учащихся. Учитель предлагает упражнения, подводящие к решению поставленной проблемы. Они содержат инструкции вида: “Подумай…”, “Сравни…”, “Сделай вывод”.


1 класс

Тема: Число и цифра 9.

Цель: познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9.

Задачи:

  • изучение состава числа 9;

  • тренировка счёта в пределах 9;

  • развитие внимания, речи, логического мышления.

Учитель знакомит с образованием числа 9.

Учитель. Назовите соседей числа 8.

Ученики. Это числа 7 и 9

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 9

Учитель. Какое число при счёте идёт перед числом 8?

Ученики. Число 7.

Учитель. Какое число при счёте идёт за числом 8?

Ученики. Число 9.

Учитель. Как получить число 9?

Ученики. К 8 прибавить 1

Учитель. Число 9 — это однозначное или двузначное?

Ученики. Однозначное

Учитель. Почему?

Ученики. Обозначается одной цифрой.

Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста на слайд, как пишется цифра 9.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 10

Учитель. Сколько рыбок на слайде?

Ученики. 9

Учитель. Какой цифрой обозначим число 9?

Ученики. 9.


Учитель. Составь и реши задачу по данной картинке.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 11

Учитель. Сколько мы видим дельфинов на слайде с правой стороны?

Ученики. Два.

Учитель. Сколько с левой стороны?

Ученики. Семь.

Учитель. Что происходит с дельфинами?

Ученики. Они сближаются

Учитель. Сближаются, их становится больше или меньше?

Ученики. Больше

Учитель. Каким действием мы можем заменить слово «больше»?

Ученики. Сложением

Учитель. Сколько у нас получилось?

Ученики. 9.

2 класс

Тема: Метр.

Цель: познакомить с новой единицей измерения длины — метром.

Задачи:

  • дать представления об единице измерения длины — метр;

  • установить соотношение метра с другими единицами длины;

  • развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 12
Учитель. Ребята посмотрите на слайд. Сколько в 1 метре сантиметров?

Ученики. 100 см.

Учитель. Сколько в 1 метре дециметров?

Ученики. 10 дм.



У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 13
читель. Что можно измерить с помощью метра?

Ученики. Дом, игрушки, песочницу, стены, стол и т.д.



3 класс

Тема: Деление суммы на число.

Цель: Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное, решать задачи несколькими способами.

Задачи:

  • знакомство с правилом деления суммы на число;

  • способствовать развитию внимания, памяти и мышления;

  • воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 14

Учитель. Прочитайте условие задачи.






У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 15
читель. Что известно в задаче?

Ученики. 6 красных и 8 зеленых яблок разложили на 2 тарелки поровну.

Учитель. Какой вопрос задачи?

Ученики. Сколько яблок положили на каждую тарелку?

Учитель. Чтобы ответить на вопрос задачи, что нужно знать?

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 16
Ученики. Количество яблок всего. И количество тарелок.

Учитель. Количество тарелок мы знаем?

Ученики. Две тарелки.

Учитель. Количество яблок всего?

Ученики. Нет

Учитель. С помощью какого действия мы найдем общее количество яблок?

Ученики. С помощью сложения. 8 + 6 = 14

Учитель. А затем как мы разделим общее количество яблок на две тарелки поровну?

Ученики. 14 : 2 = 7.

Учитель. Мы можем это решение записать в одно действие.

Ученики. Да.

Учитель. Как?

Ученики. ( 8 + 4 ) : 2 = 7


У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 17
читель. Как можно по-другому решить данную задачу?

Ученики. Вначале разделить красные яблоки на 2 тарелки, а затем зеленые яблоки и полученные данные сложить.




4 класс

Тема. Решение задач на встречное движение.

Цель: научить решать задачи на встречное движение.

Задачи:

  • знакомство с правилом деления суммы на число;

  • способствовать развитию внимания, памяти и мышления;

  • воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 18

Учитель. Какие виды задач на движение вы знаете?

Ученики. Движение в противоположных направлениях, встречное движение, движение в одном направлении, движение без указания направления.

У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 19
читель. Что общего и в чём различия этих задач?

Ученики. Общее: есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние. Различия: направление движения объектов, пункт отправления объектов, время отправления, значения величин и единицы их измерения.


У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 20
читель. Обратите внимание на слайд, где изображены формулы, по которым можно найти величины: скорость, время, расстояние. Как мы можем найти скорость?

Ученики. Зная расстояние и время, мы найдём скорость. Расстояние разделим на время.

Учитель. Как найти время?

Ученики. Зная расстояние и скорость, мы расстояние разделим на скорость и получим время.

Учитель. Как мы найдём расстояние?

У

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 1—4 КЛАССАХ - Рисунок 21
ченики. Зная скорость и время, мы скорость умножаем на время и находим расстояние.

Учитель. Составь и реши задачу по рисунку. Что мы видим на рисунке?

Ученики. Два поезда, которые движутся на встречу друг другу.

Учитель. Назовите скорость первого поезда и скорость второго поезда?

Ученики. Первый поезд движется со скоростью 50 км/ч , второй — 40 км/ч.

Учитель. Что мы знаем о расстояние между поездами?

Ученики. Расстояние между поездами равно 720 км.

Учитель. Какой вопрос задачи?

Ученики. Через какое время поезда встретятся?

Учитель. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Ученики. Расстояние и скорость сближения.

Учитель. Какие из этих величин мы знаем?

Ученики. Расстояние.

Учитель. Чему равно расстояние?

Ученики. 720 км/ч

Учитель. Что нужно знать, чтобы найти скорость сближения?

Ученики.. Скорость первого поезда и скорость второго поезда.

Учитель. Знаем мы эти скорости?

Ученики. Да. Первый поезд движется со скоростью 50 км/ч, второй — 40 км/ч.

После проведения поиска решения задачи, учитель вместе с учащимися составляют план решения задачи, и затем ученики записывают решение в тетради.


3. Закрепление материала.

На данном этапе урока закрепляются полученные знания, формируются умения применять знания к практическим действиям. Часто на этом этапе урока используются тренажеры.



Материалы подготовил(а): Скачкова Жанна Васильевна

Скачать

2019-05-14

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение