Методы повышения познавательной активности на уроках в начальной школе (выступление, доклад, из опыта работы)

Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.
Материалы подготовил(а): Кузьмина Елена Николаевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова»















Выступление на тему:

«Методы повышения познавательной активности на уроках

в начальной школе. Из опыта работы»

















Автор:

Кузьмина Елена Николаевна,

учитель начальных классов



















Бежецк

2022


Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.

Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать в информационных технологиях.

Современный урок только тогда развивает мотивацию активно познавать мир, если он ставит целью развитие интеллектуальных, духовных способностей, интересов, мотивов и вырабатывает научное мировоззрение детей.

Из опыта практической работы учителем начальной школы я поняла, что первая обязанность учителя - организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Познавательную активность формирую у учащихся в ходе проведения разнообразных форм работы на уроках. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности ребёнка на уроке являются:

  • Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

  • Наглядность.

  • Творческие работы по разным предметам.

  • Участие в предметных олимпиадах.

  • Научно-исследовательская деятельность.

  • Проектная деятельность учащихся.

  • Внеклассные мероприятия по предметам.

  • Дифференциация (разноуровневые задания).

Использование различных педагогических технологий:

  • игровые,

  • личностно-ориентированные,

  • развивающие,

  • проблемное обучение,

  • компьютерные.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: отстаивают своё мнение; принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; задают вопросы друг другу и учителю; анализируют ответы друг друга; оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; самостоятельно выбирают разноуровневые задания; находят несколько вариантов решения проблемы.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе. Такими методами являются:

  • Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

  • Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

  • Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план изложения нового материала (3–4 класс).

  • Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

  • Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного, занимательного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

В работе использую дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Ребята и сами готовят презентации. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению являются доклады, содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Работая по УМК “Школа России”, ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. Исследовательская деятельность в моём классе охватывает не достаточно продолжительный период времени, но в связи с этим уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. Результатом такой работы стали проекты по окружающему миру на темы: “Моя семья”, “Красная книга”, “Моя родословная”, “Кулинарная книга нашего класса”, Животные нашего края”, “Города России”; по литературному чтению: “Азбука в картинках, буквах и стихах”; по математике: “Математика в загадках и пословицах”. Все работы ребята с удовольствием предоставляют к защите перед своим классом.

В своей работе использую групповую работу и работу в паре. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми;

  • укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

  • сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. Особое значение придаю проверке знаний школьников.

Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. Ежедневно проводится гимнастика до начала занятий, на уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Мои учащиеся активно участвуют во всех классных и общешкольных внеурочных мероприятиях и ежегодно получают грамоты за активное участие в общественной жизни школы. Учащиеся активно участвуют во внешкольных мероприятиях, во всероссийских конкурсах. Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.

Профессиональная компетентность учителя способствует формированию деятельного состояния учащихся, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребенка.


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Кузьмина Елена Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение