Муниципальная олимпиада по русскому языку, посвящённая 75-летию победы в Великой Отечественной войне
Тематическая олимпиада по русскому языку в 3 классе.
Цели:
1. Показать, что русский язык изучать интересно.
2. Расширять кругозор учащихся.
Материалы подготовил(а): Егорова Елена Вячеславовна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальная олимпиада по русскому языку,
посвящённая 75- летию победы в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 г.
3 класс
Дорогой друг! 75 лет назад закончилась одна из самых страшных войн в мире. Наша страна вышла победительницей из этой войны, освободив от фашистского ига многие народы. Миллионы людей погибли за время этой страшной войны. Наша олимпиада посвящена дню Великой Победы нашего народа.
1. (1 балл). Как правильно пишется название войны? Обведи выбранную букву.
А) Великая Отечественная война.
Б) Великая отечественная война.
В) Великая Отечественная Война.
2. Прочитай рассказ. Как ты думаешь, какое название дал автор рассказу? Обведи выбранную букву.
А) Собачье сердце (3 балла).
Б) Собака и девочка (2 балла).
В) На войне.
В начале войны фаш__сты (1) очень быстро продвигались по территории нашей страны. Они жгли деревни, сёла, гор__да (2), увозили молодых людей и девушек на р__боту (3) в Германию. Взятых в плен, помещали в концлагеря. Там людей очень плохо кормили, заставляли т__жело (4) и много работать, брали кровь для раненых немецких солдат, проводили страшные опыты, расстреливали и заживо сжигали в печах.
В один из таких лагерей попала маленькая девочка. Самым страшным для неё был постоянный голод и страх. Девочка думала только о том, чтобы обнаружить хоть какой-то с__едобный (5) кусочек.
К концу войны совсем не стало еды. Каждый день в лагере собиралась колонна узников, которую вели в ту сторону, откуда никто не возвращался.
Однажды и маленькая дево__а (6) оказалась в такой колонне. По дороге она увидела овчарку у собачьей будки. Внимание малышки привлекла миска с собачьей едой. Девочка не выдержала и бросилась к ней. Окружающие замерли, ожидая, что ребёнок будет разорван на куски зверюгой. Но злющая на вид овчарка не шевелилась и спокойно наблюдала, как исчезает ее порция. К этому времени колонна уже прошла, и охранники вернули девчушку в барак.
На следующий день охра__ики (7) решили провести опыт над поведением служебной собаки, и повеселиться. Девочка снова оказалась в колонне. Когда колонна приблизились к будке, эсэсовец дал малышке в руки кость для собаки. Девчушка подошла к собаке, положила кость рядом, а сама накинулась на ее еду. Девочка ела собачью еду, а собака с хрустом: грызла кость. Того, что ожидали охранниками, не получилось. Девочку снова вернули в барак и три дня не трогали. На четвертый день, утром, девочка снова стояла в колонне. Какой-то дядька из охраны ткнул в её сторону пальцем и грубо по-русски сказал, что из-за девочки «псина отказывается есть». Девочку вытащили из колонны и повели к бу__ке (8). Рядом стояла миска с едой. Девочка накинулась на еду. Собака медленно вылезла из будки и наблюдала за ребёнком. Когда миска оказалась пустой и вылизанной до блеска, овчарка ухватила ребёнка, похожего на скелет, за шкирку и запихнула в будку. Через то же отверстие вовнутрь пролезла сама. Девочка без страха прижалась к своей спасительнице, от которой сильно пахло псиной, пригрелась, и заснула. Спала она долго. Что случилось за это время снаружи собачьей будки, она не видела.
Когда малышка открыла глаза, спать больше не хотелось. Собаки рядом не было. На ее месте лежала краюха хлеба. Девчушка спрятала подарок за пазуху, выбралась из будки и стала оглядываться. Немецкой охраны не было видно. Откуда-то раздался крик: «Смотрите, ребенок!». Ребёнка подхватили красноармейцы, освободившие концлагерь.
Всю жизнь, выросшая девочки помнит о том, что выжила она только благодаря собаке, у которой оказалось человеч__(9) сер__це (10) ...
(По Елене Пузановой)
3. (3 балла). Отметь план, который соответствует тексту.
План № 1 |
1. В начале войны. 2. Спасение. 3. Миска с собачьей едой. 4. Голод и страх. 5. Собачье сердце. |
План № 2 |
1. В начале войны. 2. Собачье сердце. 3. Миска с собачьей едой. 4. Спасение. 5. Голод и страх. |
План № 3 |
1. В начале войны. 2. Голод и страх. 3. Миска с собачьей едой. 4. Спасение. 5. Собачье сердце. |
Ответ: план №_____.
4. В суровое военное время люди часто недоедали, терпели лишения, многие умирали от голода. Ценилась каждая крошка хлеба.
Собери все пропущенные буквы - крошки в словах текста. (10 баллов максимально, 1 балл за верную орфограмму).
5. (4 балла) За войсками всегда следовала военно – полевая кухня, в которой готовили вкусную кашу.
Помоги приготовить солдатский обед. Подбери к фразеологизмам из первого столбика синонимы из второго. Соедини стрелками. Например: 1а2б3в4г
Обведи верный ответ.
A) 1г2а3б4в Б) 1б2а3г4в В) 1а2г3б4в Г) 1в2б3а4г
6. (1 балла). Самая опасная военная профессия у сапёра. «Сапёр ошибается только один раз» - гласит пословица. И эта ошибка может стоить жизни. Помоги «разминировать» поле с ошибками. Какое сочетание букв не встречается в русском языке. Выбери один из ответов. Обведи его.
1. ЧЯ 2. ЯЯ 3. ЕЬ 4. ЖИ 5. ЕЕЕ
А. 1, 3 Б. 3, 4 В. 5,1 Г. 1, 3, 5
Ответ:____________________.
7. (2 балла). Первую помощь раненым бойцам оказывали военные медицинские сёстры – сестрички, как ласково называли их солдаты. Медсестре нужно было быстро определить тяжесть ранения и оказать первую помощь. «Побудь медсестрой». Отметь предложение, в котором слово солнце является подлежащим.
1. Путники укрываются в пещере от палящего солнца.
2. Утренняя роса сверкает на ярком солнце.
3. Приятно погреться в лучах весеннего солнца.
4. С безоблачного неба сияет яркое солнце.
8. (3 балла). Чтобы поднять дух бойцов, на фронт выезжали концертные бригады с артистами. В часы отдыха военные любили, пошутить. Народным любимцем был придуманный поэтом Александром Твардовским отважный герой – весельчак, балагур неунывающий Василий Тёркин. Отметь, в каких предложениях утверждается, что Василий Тёркин исполнил песню.
1. Василий же исполнил песню.
2. Василий как раз исполнил песню.
3. Василий якобы исполнил песню.
4. Василий хотя бы исполнил песню.
5. Василий бы исполнил песню.
А. 1, 2, 5 Б. 1, 2, 4 В. 2, 3, 5 Г. 1, 3, 4
9.1. (2 балла) Жуков Георгий Константинович - известный талантливый полководец Великой Отечественной войны, прозванный «Маршалом Победы». Узнай, что говорили о его военном опыте. Разгадай ребус, в котором зашифрован фразеологизм.
Ответ:_______________________________________.
9.2. (2 балла). Укажи его значение. Обведи нужную букву.
а) Пытаться выглядеть желаемым образом в глазах окружающих.
б) Оттягивать наступление нужного момента.
в) Знать и уметь что-то очень хорошо, иметь в этой области большой опыт.
г) Создать неблагоприятное впечатление о чём-нибудь или о ком-нибудь.
д) Испытывать неловкость, находясь в непривычной обстановке.
10. (5 балла). На войне взрослым помогали дети и становились настоящими героями. В стихотворении А.Твардовского «Рассказ танкиста» идёт повествование о том, как мальчик – подросток помог танкистов уничтожить вражескую пушку. Помоги «снарядам попасть в цель». Восстанови слова. Впиши пропущенные буквы, чтобы получить нужное слово.
О К __ __ __ (бескрайнее водное пространство)
__ О К __ __ __ __ __ (официальная бумага с печатью и подписью)
__ __ О К __ __ __ (тетрадь для записей)
__ __ __ О К __ __ (велосипед без педалей и седла)
__ __ __ __ __ О К (ремень для прогулок с собакой)
11.1. (3 балла). Для отправки радиосообщений на фронте радисты использовали шифровки. Определи, какое слово зашифровано, по характеристике звуков. Сделай правильную буквенную запись этого слова. Слово следует записать в ответе без каких-либо знаков препинания. Например: беседа
Первый звук этого слова – четвёртый звук слова шлюпка
Второй звук этого слова – ударный гласный слова орден.
Третий звук этого слова – первый звук слова блиндаж .
Четвёртый звук этого слова – четвёртый звук слова боец.
Пятый звук этого слова – второй согласный звук, слова медаль.
Шестой звук этого слова – безударный гласный слова салют
Ответ: _______________________________________________
11.2 (1 балл). Выбери схему, которая соответствует этому слову. Обведи её.
12. (5 баллов). За годы Великой Отечественной войны было выиграно много сражений. «Поучаствуй» и ты в «сражении». Выясни, чем оно закончится. Разгадай головоломку, определи, какие буквы пропущены в словах. А затем вставь эти буквы в квадратики под соответствующими номерами.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
1 |
2 |
|
|
Количество баллов |
1 |
3 |
3 |
10 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
1 |
5 |
45 |
Количество набранных баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальная олимпиада по русскому языку,
посвящённая 75- летию победы в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 г.
Ответы. 3 класс
Дорогой друг! 75 лет назад закончилась одна из самых страшных войн в мире. Наша страна вышла победительницей из этой войны, освободив от фашистского ига многие народы. Миллионы людей погибли за время этой страшной войны. Наша олимпиада посвящена дню Великой Победы нашего народа.
1. (1 балл). Как правильно пишется название войны? Обведи выбранную букву.
А) Великая Отечественная война.
Б) Великая отечественная война.
В) Великая Отечественная Война.
Ответ: А.
2. Прочитай рассказ. Как ты думаешь, какое название дал автор рассказу? Обведи выбранную букву.
А) Собачье сердце (3 балла).
Б) Собака и девочка (2 балла).
В) На войне.
В начале войны фашИсты (1) очень быстро продвигались по территории нашей страны. Они жгли деревни, сёла, горОда (2), увозили молодых людей и девушек на рАботу (3) в Германию. Взятых в плен, помещали в концлагеря. Там людей очень плохо кормили, заставляли тЯжело (4) и много работать, брали кровь для раненых немецких солдат, проводили страшные опыты, расстреливали и заживо сжигали в печах.
В один из таких лагерей попала маленькая девочка. Самым страшным для неё был постоянный голод и страх. Девочка думала только о том, чтобы обнаружить хоть какой-то сЪедобный (5) кусочек.
К концу войны совсем не стало еды. Каждый день в лагере собиралась колонна узников, которую вели в ту сторону, откуда никто не возвращался.
Однажды и маленькая девоЧКа (6) оказалась в такой колонне. По дороге она увидела овчарку у собачьей будки. Внимание малышки привлекла миска с собачьей едой. Девочка не выдержала и бросилась к ней. Окружающие замерли, ожидая, что ребёнок будет разорван на куски зверюгой. Но злющая на вид овчарка не шевелилась и спокойно наблюдала, как исчезает ее порция. К этому времени колонна уже прошла, и охранники вернули девчушку в барак.
На следующий день охраННики (7) решили провести опыт над поведением служебной собаки, и повеселиться. Девочка снова оказалась в колонне. Когда колонна приблизились к будке, эсэсовец дал малышке в руки кость для собаки. Девчушка подошла к собаке, положила кость рядом, а сама накинулась на ее еду. Девочка ела собачью еду, а собака с хрустом: грызла кость. Того, что ожидали охранниками, не получилось. Девочку снова вернули в барак и три дня не трогали. На четвертый день, утром, девочка снова стояла в колонне. Какой-то дядька из охраны ткнул в её сторону пальцем и грубо по-русски сказал, что из-за девочки «псина отказывается есть». Девочку вытащили из колонны и повели к буДке (8). Рядом стояла миска с едой. Девочка накинулась на еду. Собака медленно вылезла из будки и наблюдала за ребёнком. Когда миска оказалась пустой и вылизанной до блеска, овчарка ухватила ребёнка, похожего на скелет, за шкирку и запихнула в будку. Через то же отверстие вовнутрь пролезла сама. Девочка без страха прижалась к своей спасительнице, от которой сильно пахло псиной, пригрелась, и заснула. Спала она долго. Что случилось за это время снаружи собачьей будки, она не видела.
Когда малышка открыла глаза, спать больше не хотелось. Собаки рядом не было. На ее месте лежала краюха хлеба. Девчушка спрятала подарок за пазуху, выбралась из будки и стала оглядываться. Немецкой охраны не было видно. Откуда-то раздался крик: «Смотрите, ребенок!». Ребёнка подхватили красноармейцы, освободившие концлагерь.
Всю жизнь, выросшая девочки помнит о том, что выжила она только благодаря собаке, у которой оказалось человечЬЕ(9) серДце (10) ...
(По Елене Пузановой)
3. (3 балла). Отметь план, который соответствует тексту.
План № 1 |
1. В начале войны. 2. Спасение. 3. Миска с собачьей едой. 4. Голод и страх. 5. Собачье сердце. |
План № 2 |
1. В начале войны. 2. Собачье сердце. 3. Миска с собачьей едой. 4. Спасение. 5. Голод и страх. |
План № 3 |
1. В начале войны. 2. Голод и страх. 3. Миска с собачьей едой. 4. Спасение. 5. Собачье сердце. |
Ответ: план №3.
4. В суровое военное время люди часто недоедали, терпели лишения, ногие умирали от голода. Ценилась каждая крошка хлеба.
Собери все пропущенные буквы - крошки в словах текста. (10 баллов максимально, 1 балл за верную орфограмму).
5. (4 балла) За войсками всегда следовала военно – полевая кухня, в которой готовили вкусную кашу.
Помоги приготовить солдатский обед. Подбери к фразеологизмам из первого столбика синонимы из второго. Соедини стрелками. Например: 1а2б3в4г
Выбери верный ответ.
A) 1г2а3б4в Б) 1б2а3г4в В) 1а2г3б4в Г) 1в2б3а4г
1. кот наплакал - г) с гулькин нос
2. во всю прыть - а) на всех порах
3. куры не клюют - б) хоть пруд пруди
4. заметать следы - в) прятать концы в вод
Ответ: A) 1г2а3б4в.
6. (1 балла). Самая опасная военная профессия у сапёра. «Сапёр ошибается только один раз» - гласит пословица. И эта ошибка может стоить жизни. Помоги «разминировать» поле с ошибками. Какое сочетание букв не встречается в русском языке. Выбери один из ответов. Обведи его.
1. ЧЯ 2. ЯЯ 3. ЕЬ 4. ЖИ 5. ЕЕЕ
А. 1, 3 Б. 3, 4 В. 5,1 Г. 1, 3, 5
Ответ:____________________.
7. (2 балла). Первую помощь раненым бойцам оказывали военные медицинские сёстры – сестрички, как ласково называли их солдаты. Медсестре нужно было быстро определить тяжесть ранения и оказать первую помощь. «Побудь медсестрой». Отметь предложение, в котором слово солнце является подлежащим.
1. Путники укрываются в пещере от палящего солнца.
2. Утренняя роса сверкает на ярком солнце.
3. Приятно погреться в лучах весеннего солнца.
4. С безоблачного неба сияет яркое солнце.
8. (3 балла). Чтобы поднять дух бойцов, на фронт выезжали концертные бригады с артистами. В часы отдыха военные любили, пошутить. Народным любимцем был придуманный поэтом Александром Твардовским отважный герой – весельчак, балагур неунывающий Василий Тёркин. Отметь, в каких предложениях утверждается, что Василий Тёркин исполнил песню.
1. Василий же исполнил песню.
2. Василий как раз исполнил песню.
3. Василий якобы исполнил песню.
4. Василий хотя бы исполнил песню.
5. Василий бы исполнил песню.
А. 1, 2, 5 Б. 1, 2, 4 В. 2, 3, 5 Г. 1, 3, 4
9.1. (2 балла) Жуков Георгий Константинович - известный талантливый полководец Великой Отечественной войны, прозванный «Маршалом Победы». Узнай, что говорили о его военном опыте. Разгадай ребус, в котором зашифрован фразеологизм.
Ответ: собаку съесть, собака – собакУ с шесть – Ъесть.
9.2. (2 балла). Укажи его значение. Обведи нужную букву.
а) Пытаться выглядеть желаемым образом в глазах окружающих.
б) Оттягивать наступление нужного момента.
в) Знать и уметь что-то очень хорошо, иметь в этой области большой опыт.
г) Создать неблагоприятное впечатление о чём-нибудь или о ком-нибудь.
д) Испытывать неловкость, находясь в непривычной обстановке.
Ответ: в) Знать и уметь что-то очень хорошо, иметь в этой области большой опыт.
10. (5 балла). На войне взрослым помогали дети и становились настоящими героями. В стихотворении А.Твардовского «Рассказ танкиста» идёт повествование о том, как мальчик – подросток помог танкистов уничтожить вражескую пушку. Помоги «снарядам попасть в цель». Восстанови слова. Впиши пропущенные буквы, чтобы получить нужное слово.
О К __ __ __ (бескрайнее водное пространство)
__ О К __ __ __ __ __ (официальная бумага с печатью и подписью)
__ __ О К __ __ __ (тетрадь для записей)
__ __ __ О К __ __ (велосипед без педалей и седла)
__ __ __ __ __ О К (ремень для прогулок с собакой)
О К _е_ _а_ _н_ (бескрайнее водное пространство)
д_ О К _у_ _м_ _е_ _н_ _т_ (официальная бумага с печатью и подписью)
б_ _л_ О К _н_ _о_ _т_ (тетрадь для записей)
с__ _а_ _м_ О К _а_ _т_ (велосипед без педалей и седла)
п_ _о_ _в_ _о_ _д_ О К (ремень для прогулок с собакой)
11.1. (3 балла). Для отправки радиосообщений на фронте радисты использовали шифровки. Определи, какое слово зашифровано, по характеристике звуков. Сделай правильную буквенную запись этого слова. Слово следует записать в ответе без каких-либо знаков препинания. Например: беседа
Первый звук этого слова – четвёртый звук слова шлюПа
Второй звук этого слова – ударный гласный слова Оден.
Третий звук этого слова – первый звук слова Биндаж .
Четвёртый звук этого слова – четвёртый звук слова боЕ.
Пятый звук этого слова – второй согласный звук, слова меДль.
Шестой звук этого слова – безударный гласный слова сАют
Ответ: победа.
11.1. (1 балл). Выбери схему, которая соответствует этому слову.
Ответ: а).
12. (5 баллов). За годы Великой Отечественной войны было выиграно много сражений. «Поучаствуй» и ты в «сражении». Выясни, чем оно закончится. Разгадай головоломку, определи, какие буквы пропущены в словах. А затем вставь эти буквы в квадратики под соответствующими номерами.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
1 |
2 |
|
|
Количество баллов |
1 |
3 |
3 |
10 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
1 |
5 |
45 |
Количество набранных баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Егорова Елена Вячеславовна
2021-12-16
Мне нравится | 0
Ещё по данной теме:
⭐ Олимпиады по русскому языку для начальной школы ― с ответами, международные, награды участникам
⭐ Олимпиады и конкурсы для коррекционных школ 8 вида
⭐ Конкурс «Территория русского языка» для 1 класса
⭐ Конкурс «Территория русского языка» для 2 класса
⭐ Промежуточный контроль по русскому языку 2-3 класс (готовые карточки для распечатки, 2 варианта)